Жилищно-коммунальное хозяйство — это отрасль, которая затрагивает интересы каждого жителя Беларуси, где сходятся коммерческие цели организаций, предоставляющих населению жилищно-коммунальные услуги, и социальные интересы граждан, являющихся потребителями этих услуг.
В 2010 г. с жалобами и обращениями за различными справками в службы жилищно-коммунального хозяйства страны обратились свыше 2 миллионов человек. Что касается Белорусского общества защиты потребителей, то и туда с жалобами на некачественные товары и услуги обратилось более 20 тысяч белорусов. Среди них меньше исков в интересах тех, кто купил некачественный товар, и больше исков, которые касались приобретения некачественной услуги: медицинские, услуги интернет – магазинов, строительных организаций. Но первое место по числу претензий занимает жилищно-коммунальный сектор [1].
Реализуемая государством задача повышения качества жизни белорусских граждан, в том числе посредством создания современных комфортных условий для их проживания, неразрывно связана с обеспечением защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг на законодательном уровне.
В 2008 году был принят Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителя жилищно-коммунальных услуг». В данном законе дается точное определение понятия «жилищно-коммунальные услуги», чего ранее в белорусском законодательстве не было. Он направлен на реализацию материальной функции, которая определяет, что в случае ненадлежащего оказания услуг организациями ЖКХ жилец сможет потребовать сделать перерасчет оплаты и устранить недостатки, а в случае получения ущерба — требовать его возмещения. Для установления точного размера ущерба предусмотрено проведение экспертизы, причем сделать ее смогут как представители организации ЖКХ, так и независимые эксперты. После проведения экспертизы организация ЖКХ будет обязана устранить все недочеты. Кроме того, в законе четко записано, что если организация ЖКХ не справляется со своими обязанностями, жильцы могут не только потребовать перерасчета оплаченных услуг, но и нанять по своему усмотрению другую организацию, которая будет лучше справляться с работой[2].
К сожалению, данный закон не в полной мере выполняет информационную функцию. Это обусловлено тем, что в нем отсутствует конкретика положений закона, вследствие чего необходимо обращаться к нормативным правовым актам в этой сфере, которые работают еще со времен БССР (Например, Правила и нормы содержания жилых домов в городах и поселках Белорусской ССР, утвержденных Приказом Минжилкомхоза БССР от 02.08.90 г № 102) [2]. Поэтому в силу неинформированности и инертности как потребителей, так и работников ЖКХ, растут претензии и жалобы.
Таким образом, очевидно, что проблема обеспечения защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг имеет свои характерные черты и требует радикального решения. Иначе говоря, необходимо создание такого нормативного акта, который бы в полной мере отражал все аспекты обеспечения защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, а также те незаменимые и важные, проверенные временем положения, которые содержатся в Правилах и нормах содержания жилых домов в городах и поселках Белорусской ССР, утвержденных Приказом Минжилкомхоза БССР от 02.08.90 г № 102. В Законе Республики Беларусь «О защите прав потребителя жилищно-коммунальных услуг» прописано, что потребители имеют право на информацию, но необходимые подробности не раскрываются. В предложенном нами законопроекте этому вопросу должно быть уделено самое пристальное внимание, должно объясняться, какую именно информацию обязан довести до сведения потребителя исполнитель, где ее можно получить, в каком виде, должен быть прописан четкий механизм разрешения споров в области жилищно-коммунальных услуг. Должно быть подробно расписано, что должен делать потребитель, если ему оказали некачественную услугу или не оказали ее вовсе; должен быть конкретный перечень услуг, предоставляемых ЖКХ, должно быть расписано, каким образом действовать, если исполнитель считает, что услуга оказывается качественно, а потребитель с ним не соглашается, и многое другое. Данный документ должен перебороть инертность и неинформированность как потребителей, так и органов ЖКХ, а также поможет реализации Концепции развития жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2015 годы.
|