Транспортно-складская система в машиностроительном производстве
В наше время в любом машиностроительном производстве применяют транспортно-складские системы, с целью совершенствования производства и уменьшение затрат на транспортировку. Транспортно-складская система выполняет важные функции обслуживания основных и вспомогательных процессов на всех уровнях в сфере производства, снабжения и сбыта.
В необходимых системы транспортировки и складирования взаимодополняют и взаимозамещают друг друга при организации поставок в технологических целях предприятий. Именно от затрат на хранение и транспортировку зависит выбор схемы снабжения и сбыта и размещения производства, и именно эти затраты имеют решающее значение при принятии многих других решений в области управления операционной деятельностью предприятий. Назначение транспортного хозяйства предприятия заключается в полном удовлетворении потребностей предприятия в грузоперевозках при максимальном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций.
Это возможно только на основе правильной организации транспортного хозяйства предприятия и эффективного планирования грузоперевозок.
Но также стоит сказать о том, что на данном этапе развития производства в отрасли машиностроения все чаще на производстве применяются частично или полностью автоматизированные транспортно-складские системы.
Функции транспортно-складских систем
Основными функциями транспортного хозяйства предприятия являются перевозки, погрузка-разгрузка и экспедирование грузов. Транспортное хозяйство обслуживает потребности предприятия в грузоперевозках в сфере снабжения, производства и сбыта.
Производственная деятельность предприятия требует перемещения большого объема разнообразных грузов вне и внутри предприятия. На общезаводские склады предприятия и в цехи бесперебойно должны доставляться от внешних поставщиков материальные ресурсы (сырье, материалы, топливо, комплектующие и т.п.). С общезаводских складов предприятия и из цехов непрерывно должна вывозиться готовая продукция для внешних потребителей, а также отходы, предметы утилизации и сбыта. Эти функции выполняет внешний транспорт.
Внутри предприятия должно быть обеспечено перемещение грузов между цехами, участками и рабочими местами. Для выполнения этих функций предназначен внутренний транспорт, который включает:
1. Межцеховой транспорт. Выполняет следующие функции:
· со складов в цехи доставляет сырье, материалы и комплектующие;
· из цеха в цех по ходу технологического процесса перемещает заготовки, детали и сборочные единицы;
· из цехов на склады готовой продукции вывозит готовые изделия;
· между основными, вспомогательными цехами и обслуживающими хозяйствами предприятия перевозит разнообразные грузы: отходы, рабочий и отработанный инструмент, агрегаты в ремонт и из ремонта, запасные части, порожнюю тару, топливо и горюче-смазочные материалы и т.д.
2. Внутрицеховой транспорт. В свою очередь подразделяется на
· межучастковый. Внутри каждого цеха с участка на участок в процессе изготовления и сборки транспортирует заготовки, детали, сборочные единицы и готовые изделия.
· внутриучастковый (межоперационный). Внутри каждого участка между рабочими местами осуществляет транспортировку заготовок, деталей, сборочных единиц и готовых изделий.
Виды транспорта используемые на предприятии
По видам транспорта различают:
· рельсовый (железнодорожный узкоколейный);
· безрельсовый (автотранспорт, электротранспорт);
· водный (морской, речной);
· трубопроводный (трубопроводный пневмотранспорт, гравитационные продуктопроводы, нефтепроводы и т.д.);
· специальный (технологический) транспорт;
· подъемно-транспортные средства (конвейеры, краны, погрузчики, лифты и т.п.).
По способу действия различают:
· транспорт прерывного действия (например, электропогрузчики);
· транспорт непрерывного действия (например, конвейеры).
По направлению перемещения грузов различают:
· горизонтальный;
· вертикальный (лифты, подъемники);
· горизонтально-вертикальный (мостовые краны, кран-балки, электропогрузчики);
· наклонный (наклонные канатные и монорельсовые дороги, конвейеры).
Структура транспортного хозяйства
Транспортное хозяйство предприятия включает:
· общезаводское транспортное хозяйство;
· транспортное хозяйство отдельных цехов (цеховое транспортное хозяйство).
· Внутрицеховой транспорт находится в ведении того цеха, где он применяется.
Для эффективного управления транспортным хозяйством на его базе создается единый транспортный цех, который выполняет ряд функций:
· функция движения: осуществляет приемку и отправку подвижного става, подачу под погрузку и выгрузку на погрузочно-разгрузочных пунктах;
· грузовая и коммерческая функция: ведает погрузочно-разгрузочными работами, оформляет перевозочные документы, ведет учет поступающих и отправляемых грузов, а также расчеты с внешними перевозчиками;
· функция технического обслуживания и ремонта: отвечает за содержание и ремонт подвижного состава и подъемно-транспортных средств, за обеспечение запасными часами и горюче-смазочными материалами;
· функция дорожного хозяйства: ведает содержанием и ремонтом заводского дорожного хозяйства, включая транспортные магистрали, инженерные сооружения, средства связи и сигнализации, дорожную разметку и указатели.
Оперативное управление работой транспортного хозяйства осуществляет дежурный диспетчер, взаимодействующий с дежурным диспетчером предприятия.
При наличии на предприятии централизованной службы логистики транспортное хозяйство входит в ее состав.
Различие транспортно-складских систем в зависимости от номенклатуры груза
В первую очередь для рациональной организации перевозок и расчета потребности в транспортных средствах требуется определить номенклатуру перевозимых грузов. Обычно включает три основные группы:
· сыпучие грузы (формовочные материалы, уголь, песок, гравий и т.д.);
· наливные грузы (нефтепродукты, химические жидкости и т.п.);
· штучные грузы.
Грузы каждой группы имеют определенные особенности перевозки, погрузки-выгрузки, хранения, требуют применения определенных способов транспортировки, технологии грузопереработки, транспортно-складской тары. Эти особенности учитываются при выборе транспортных средств и организации их работы.
Грузооборот — количество грузов (в тоннах), перемещаемых на предприятии за определенный период времени (сутки, месяц, квартал, год). Грузооборот определяется на основе транспортных таблиц, учитывающих поступление и отправку грузов по каждому пункту (адресу). В каждой клетке такой таблицы указывается наименование и количество груза, соответственно поступившего в данный пункт (если это позиция-потребитель) или отправленного из него (если это позиция-поставщик). Грузооборот равен сумме грузопотоков.
Грузопоток — количество грузов, перемещаемых в определенном направлении между отдельными пунктами погрузки и выгрузки в пределах предприятия за тот же период, что и грузооборот. Данные таблиц грузооборота принимаются за основу при разработке схем грузопотоков. Схема грузопотоков в графическом виде отображает направление движения грузов по отдельным пунктам обслуживаемой территории. Схема грузопотоков составляется на плане территории, вычерченном в определенном масштабе, с указанием транспортных путей. Направление грузопотоков указывается стрелками, объем перевозимых грузов проставляется цифрами над линиями. Схема грузопотоков упрощает анализ транспортной сети и размещения объектов с точки зрения их рациональной организации в пространстве. Используя схему грузопотоков, можно достаточно быстро выявить и устранить излишние пересечения, возвратные и встречные маршруты, сократить путь движения отдельных грузов, проверить соответствие «грузонапряженности» отдельных транспортных путей их пропускной способности. В соответствии со схемой грузопотоков устанавливаются схемы маршрутизации перевозок между отдельными пунктами на территории обслуживания. Перевозки грузов могут осуществляться по:
· разовым маршрутам, которые назначаются для выполнения неповторяющихся отдельных заявок, случайных как по направлению, так по составу и количеству транспортируемых грузов;
· постоянным маршрутам, которые назначаются для выполнения систематически повторяющихся заявок, выбираются с учетом грузопотока и применяемых транспортных средств.
· комбинированным маршрутам, которые представляют собой комбинацию различных маршрутов или их фрагментов.
В проектном, позаказном и мелкосерийном призводствах (при отсутствии устойчивых грузопотоков) грузоперевозки, как правило, организуются по разовым маршрутам. В крупнопартийном и поточном производствах грузопотоки более постоянны, поэтому грузоперевозки осуществляются и по постоянным, и по разовым маршрутам.
Складское помещение для размещений продукции
На любом предприятии часть территории (площадей) обязательно отводится под прием, выгрузку, хранение, переработку, погрузку и отправку грузов. Для выполнения таких работ необходимы грузовые площадки и платформы с подъездными путями, специально оборудованные и оснащенные технологическими средствами пункты взвешивания, сортировки и т.д. Такие объекты логистические инфраструктуры предприятия представляют собой склады.
Склад -- это комплекс зданий, сооружений и устройств, предназначенный для приемки, размещения и хранения поступивших грузов (товаров), подготовки их к потреблению и отпуску потребителям, обеспечивающий сохранность товарно-материальных ценностей, позволяющий накапливать необходимые запасы.
Основное назначение склада -- концентрация запасов, их хранение, обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения потребителей в соответствии с заказами.
Какие бывают склады?
В зависимости от вида объектов хранения различают следующие склады: материальные, полуфабрикатов и заготовок, готовой продукции, инструментов, оборудования и запасных частей, хозяйственные, отходов и утиля.
В зависимости от уровня обслуживаемых потребностей предприятия:
· общезаводские склады,
· цеховые склады.
В зависимости от степени оснащенности:
· Открытые склады. Представляют собой оборудованные площадки под открытым небом, расположенные на уровне земли или приподнятые в виде платформ. Предполагает наличие насыпного или твердого покрытия (поверх грунта), ограждений, подпорных стенок, эстакад, систем освещения, сигнализации, охраны, разметки и указателей. На открытых площадках хранятся материалы, не подверженные порче от атмосферных явлений (осадки, температура, ветер, прямые солнечные лучи) и не наносящие вреда окружающей среде (радиоактивное, бактериологическое, химическое заражение, через атмосферу и грунтовые воды).
· Полуоткрытые склады представляют собой такие же оборудованные площадки, но под навесами, частично защищающими от атмосферных явлений. Используются обычно для хранения материалов, требующих укрытия от осадков, но не подверженных порче от температурных изменений.
· Закрытые склады представляют собой специально оборудованные помещения в зданиях или отдельные строения различной этажности, исключающие влияние атмосферных явлений на объекты хранения и их влияние на окружающую среду. Закрытые склады, могут быть отапливаемые и неотапливаемые, с естественной и принудительной вентиляцией, с естественным и искусственным освещением и т.д. Закрытые склады могут быть оборудованы специальным образом для создания особых условий (изотермических, изобарических и т.п.) хранения и грузопереработки специфических продуктов и материалов. Для материалов, огнеопасных, взрывоопасных, иным образом опасных или вредных для человека и окружающей среды, создаются специальные хранилища закрытого типа, в т.ч. герметичные (подземные сооружения, емкости и т.д.)
|