Механизация складских работ является первым этапом, необходимым для реализации второго этапа, характерного для развития современных складов,— автоматизации складов. Автоматизация еще более увеличивает перерабатывающую способность складов и обеспечивает сокращение численности
складских работников, снижает простои оборудования и персонала и себестоимость складских работ.
Особое развитие за последнее время получила автоматизация складских работ с применением ЭВМ. При этом автоматизируют как отдельные механизмы (краны-штабелеры и конвейеры), так и целые системы штабелирующих машин и конвейеров различных типов.
Для правильного создания гибких производств важными особенностями складов тарно-штучных грузов являются их укрупнение, увеличение размеров, числа мест хранения, количество подъемно-транспортных машин, размеры и числа перерабатываемых партий грузов. Применение автоматизации складских работ на складах с большой оборачиваемостью грузов обеспечивает наибольший экономический эффект (рис. 3).
Число вариантов складов по технической оснащенности, способам складирования, типам и параметрам складской тары, стеллажного и штабелирующего оборудования, по технологии сортировочных и комплектовочных работ, по уровню механизации и автоматизации, компоновочным решениям достигает многих тысяч почти в каждом случае проектирования. Примеры транспортно-складских комплексов для отдельно стоящих складов представлены на рис. 4 — 6.
По техническому оснащению зоны хранения грузов в автоматических складах ГПС основными можно считать следующие склады:
• с клеточными стеллажами и автоматическим стеллажным краном-штабелером (складским роботом);
• клеточными стеллажами и автоматическим мостовым краном-штабелером (мостовым складским роботом);
• гравитационными стеллажами и автоматическим стеллажным краном-штабелером (каретками-операторами);
• автоматические элеваторные; автоматические подвесные (на основе подвесного толкающего конвейера с автоматическим адресованием грузов).
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 В технологическом процессе механизированного и автоматизированного склада имеются два взаимосвязанных уровня: грузовые операции (перемещения грузов) и сопутствующая им переработка информации, обеспечивающая четкий ритм грузовых работ. Всего на складах насчитывают до 40 различных технологических операций (разгрузка, распаковка, сортировка, взвешивание, укладка в складскую тару, складирование, оформление документов и т.д.).
ЭВМ печатает на складах следующие основные виды документов: товарно-транспортные накладные; ярлыки приема грузов; комплектовочные ведомости; приказы на отпуск грузов; ведомости принятых, выданных (за смену, за сутки) и имеющихся на складе грузов.
Грузы загружают на транспорт при помощи электропогрузчиков, кранов-штабелеров, конвейеров, перегрузочных роботов и манипуляторов или других механизмов и отправляют потребителям. Загрузку пакетированных грузов в большегрузные контейнеры ведет бригада грузчиков под руководством бригадира. Бригадир распределяет груз внутри контейнера, руководствуясь погрузочным листом, который составляют на каждый контейнер. Для закрепления грузов в контейнере используют различные обвязочные ленты, проволоку, полипропиленовую сетку, зажимы, распорки и деревянный крепеж.
При приеме сырья, материалов, заготовок на автоматизированный склад осуществляют следующие технологические операции:
• разгрузка груженных поддонов с транспортного средства внутрицехового транспорта на приемное устройство;
• проверка соответствия фактически поступивших грузов по количеству и качеству сведениям, содержащимся в сопроводительном документе;
• ввод информации о поступивших грузах в ЭВМ;
• получение от ЭВМ на экране дисплея информации об общем количестве таких грузов на складе с учетом поступившего количества и адреса наиболее рационального расположения этого груза в стеллажах склада;
• подача команды автоматическому крану-штабелеру на установку поступившего груза на стеллажи (нажатием кнопки «Исполнение», если работой склада полностью управляют ЭВМ, или набором программы действия автоматическому крану-штабелеру на пульте оператора склада если склад работает в автоматизированном режиме);
• сброс информации о поступившем грузе с дисплея одновременным вводом ее в долговременную память ЭВМ или оформление приема груза (при полуавтоматизированном учете грузов на складе).
При выдаче со склада полуфабрикатов и заготовок в производственную подсистему выполняют следующие основные технологические операции:
• получение сигнала с рабочего места в виде номера робототехнологического комплекса (РТК), названия, шифра и числа деталей, которые необходимо к нему подать, — при работе склада в автоматизированном режиме, и только номер РТК, запрашивающего заготовки,— при автоматическом режиме работы АСС;
• ввод поступившего запроса на заготовки в память управляющего вычислительного комплекса (на автоматизированном складе) или автоматическое поступление такого запроса в УВК — при автоматическом режиме работы склада;
• высвечивание на экране дисплея решения управляющей ЭВМ с адресом поддона с полуфабрикатами или заготовками, которые целесообразно выдать со склада на запрашивающий РТК (при автоматизированном управлении участком и транспортно-складской подсистемой);
• набор оператором после визуального контроля и согласия с ЭВМ команды автоматическому крану-штабелеру на выдачу поддона с грузом из адреса, появившегося на экране дисплея (на автоматизированном складе), или нажатие кнопки «Исполнение» — при автоматическом управлении в режиме «он-лайн» непосредственно от управляющей ЭВМ;
• выдача автоматическим краном-штабелером груженого поддона из заданной ячейки стеллажного хранилища на перегрузочное устройство;
• подача сигнала краном-штабелером о выполнении команды (загорается лампочка на пульте управления);
• ввод оператором в память ЭВМ сведений о выдаче груза определенного наименования из определенной ячейки (при автоматическом управлении складом непосредственно от ЭВМ это выполняется автоматически после отработки краном-штабелером заданной команды);
• ожидание поддоном, выданным из зоны хранения склада, подхода транспортного средства транспортной подсистемы ГПС (в случае использования циклических транспортных средств);
• автоматическая перегрузка поддона с заготовками с накопителя на транспортную подсистему ГПС.
|