Инновационная структура Беларуси
В начале 1990-х годов в Беларуси был объявлен стратегический курс на построение экономики, основанной на науке и технологиях (Закон «Об основах государственной научно-технической политики», 1993 год). В рамках данного курса в стране принято более 25 законов, декретов и указов Президента, свыше 40 постановлений правительства и множество иных нормативно-правовых актов. В результате в белорусском обществе закрепилось понимание приоритетности и важности науки и технологий для экономического благополучия страны [1].
Для успешной реализации инновационной политики необходима инновационная инфраструктура. Значительный интерес представляет инициатива Министерства образования по созданию информационно-маркетинговой сети для вузов и предприятий. Предприятия могут размещать в сети заказы на проведение исследований и разработок, а вузы – свои предложения по решению технических и иных задач промышленных предприятий. Помимо технопарков и маркетинговой сети, в Беларуси действуют два инновационных центра, 11 центров трансферта технологий, три международных центра передачи технологий, и ряд прочих субъектов инновационной инфраструктуры. В Национальной академии наук создана собственная сеть организаций-посредников, представленная ассоциацией Академгородок (20 членов), Инновационным центром при Институте технологий металлообработки (г. Могилев) и 32 научно-технологическими и предпринимательскими структурами. В структуре Академии создан Республиканский центр трансферта технологий, имеющий пять областных отделений и 15 филиалов при институтах и иных организациях. Большинство, если не все субъекты инновационной инфраструктуры, созданы по инициативе государственных организаций. Следует отметить, что действующие в стране организации-посредники (в т.ч. технопарки и другие структуры, созданные на базе Академии наук или университетов) не только способствуют успешной деятельности малых инновационных предприятий, но предоставляют им дополнительную защиту. Таким образом, можно вести речь о возможности усиления роли технопарков и иных подобных структур в создании и развитии малых инновационных предприятий [2].
В то же время, технопарки покидают лишь немногие фирмы-резиденты технопарков. Это может свидетельствовать о недостаточно благоприятном климате для инновационных предприятий, особенно для малых и частных, вне технопарков. Это также говорит о том, что инновационные компании в технопарках больше занимаются научно-исследовательской деятельностью, а не работают под заказ рынка. Третьим вероятным объяснением предпочтений компаний работать под защитой технопарка может стать невозможность получения достаточных ресурсов для роста, в результате чего компании-резиденты предпочитают сохранять малые размеры [3].
Ярким примером эффективной структуры является Белорусский парк высоких технологий. Парк высоких технологий был открыт в 2005 году в соответствии с Указом Президента для повышения конкурентоспособности белорусских производств в сфере новых и высоких технологий, разработки новых технологий и расширения их экспорта, а также для привлечения современных зарубежных и белорусских технологий в сферу ИКТ. Правительство рассматривает возможность расширения парка за счет привлечения предприятий, работающих в области медицинских и биотехнологий, нанотехнологий, современных экологических технологий и иных приоритетных сфер. Среди фирм-резидентов Парка, 52 % были созданы белорусскими инвесторами, 26 % иностранными инвесторами (100 % иностранного капитала), и 22 % при участии белорусского и иностранного капитала (совместные предприятия). В 2008 году объем производства (товаров, услуг, объектов интеллектуальной собственности) возрос в 1,8 раза к уровню предыдущего года. Доля экспортной продукции составила 85 %, объем экспорта удваивался ежегодно в период с 2005 по 2008 год [3].
Наибольший интерес для резидентов представлял льготный налоговый режим. Резиденты Парка высоких технологий освобождаются от налогов и сборов в республиканский бюджет, налога на добавленную стоимость, таможенных сборов и НДС на импортируемое оборудование и иные товары, необходимые для деятельности на территории Парка. Дивиденды, возврат задолженностей, лицензионные и патентные вознаграждения, полученные иностранными юридическими лицами, не имеющими представительств на территории Республики Беларусь, облагаются по ставке 5%, если действующими международными соглашениями не установлены более выгодные условия. Инвесторы, осуществляющие вложения в инфраструктуру и строительство объектов Парка, освобождаются от уплаты земельного налога на весь период строительства, а также от налога на недвижимость и от сбора за инфраструктуру. К отнесенным к Парку зданиям не применяется повышенная ставка земельного налога, установленная в г. Минске. [4] Однако существует ряд проблем:
• Нехватка квалифицированных специалистов и острая конкуренция за их привлечение провоцирует рост заработных плат, не всегда подкрепленный увеличением производительности труда. Это может отрицательно сказаться на конкурентоспособности продукции.
• Недостаток венчурного капитала и дефицит ресурсов для финансирования проектов являются серьезными препятствиями для дальнейшего развития фирм.
• Большинство резидентов Парка специализируются на выполнении сторонних заказов и импортируют ИТ-услуги, а не конечный продукт. Для такого экспорта характерна более низкие, чем при экспорте готового продукта, добавленная стоимость и выручка [5, с.55].
Центры трансферта технологий и технопарки также вносят вклад в создание благоприятных рамочных условий. Подобные структуры обычно создаются как малые инновационные предприятия государственной формы собственности, тесно сотрудничающие с университетами. Университеты наделены правом создавать собственные центры трансферта технологий, а в соответствии с принятым в мае 2010 года Указом Президента № 252 им может быть оказана поддержка из республиканского бюджета для коммерциализации полученных научных результатов. Технопарки пользуются скидкой 50% при аренде площадей университетов. Предприятия, размещенные в технопарках, облагаются налогом по пониженной ставке (10% вместо 25%). Деятельность технопарков включает предоставление консалтинговых услуг и услуг маркетинга, организацию участия в выставках, оказание иных видов поддержки. Технопарки представлены во всех регионах, но их наибольшее количество сосредоточено в г. Минске. [5, с.58] Однако сегодня отношения между субъектами хозяйствования и университетом имеют выраженную учебную окраску, а контакты в области научных исследований и разработок носят скорее разовый и очень избирательный характер. Этому могут служить следующие причины: низкий уровень рекламно-информационной активности университета на региональном рынке научно-технической продукции; низкая инновационная самих предприятий; нехватка собственных финансовых ресурсов в условиях неразвитости системы коммерческого кредитования НИОКР и слабая развитость венчурных фондов [5, с.15].
По состоянию на июль 2010 года, инфраструктура поддержки малого предпринимательства насчитывала 50 центров поддержки предпринимательства и девять бизнес-инкубаторов. Их деятельность в основном заключалась в оказании информационных и консалтинговых услуг малым предприятиям (юридическая помощь, консультации по вопросам создания и ведения бизнеса, составление бизнес-планов, маркетинговые исследования, помощь в получении кредитов, обучение). Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей выделяет финансовую помощь малым и средним предприятиям в виде льготных и беспроцентных кредитов за счет средств государственной программы поддержки предпринимательства; осуществляет лизинг оборудования; предоставляет гарантии по льготным кредитам коммерческих банков. Государственная поддержка также предоставляется для закупки оборудования и сырья для организации местного производства. Финансовая помощь выделяется на конкурсной основе [5, с.58].
Несмотря на разнообразие организаций-посредников, их численность по-прежнему мала, а вклад в инновационную деятельность незначителен. Пока деятельность указанных формирований разрозненна и оказывает незначительное влияние на инновационную активность предприятий. К услугам ЦПП обращается небольшое число малых инновационных предприятий [6, с.16]. Несмотря на реализуемые меры поддержки, темпы развития малого и среднего бизнеса (и особенно новых высокотехнологичных фирм) остаются недостаточными. Отмеченная тенденция, возможно, свидетельствует о недостаточно благоприятной деловой среде, не способствующей развитию деловой активности в целом (и малого предпринимательства в частности) [5, с.58], а также особое беспокойство вызывают медленные темпы развития той части инфраструктуры, которая обеспечивает финансирование инноваций. Коммерческие предприятия, особенно крупные, по-прежнему принимают довольно ограниченное участие в развитии инфраструктуры инноваций. В европейских странах расходы государства на развитие инновационной инфраструктуры дополняются эквивалентными затратами на эти цели промышленных предприятий, что способствует укреплению связей между наукой и производством. В результате создается заинтересованность предприятий в более полном использовании существующего научно-исследовательского потенциала, а научно-исследовательские организации получают стимулы для выявления и более полного учета запросов предприятий [5, с.42].
|