инновационная деятельность
Понятие «инновационная деятельность» было введено в законодательство Республики Беларусь Законом Республики Беларусь от 19.01.1993 г. «Об основах государственной научно-технической политики» [1]. Согласно ст. 1 этого Закона, инновационной деятельностью является деятельность, обеспечивающая создание и реализацию инноваций. Таким образом, законодатель при определении понятия «инновационной деятельности» использует понятие инновации.
Инновации (с лат. − innovatio обновлять, изменять) определены как создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, которые способствуют продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок.
По мнению C.C. Лосева, данное определение допускает расширительное толкование и не содержит четких критериев для отнесения тех или иных объектов к категории инновационной деятельности [2, с.58]. По мнению C.Д. Ильенковой инновация ─ это превращение потенциального, научно-технического прогресса, воплощающегося в новых продуктах и технологиях [3, с.13]. Г.Г. Азгальдов и А.В. Костин определяют термин инновации, как ни всякое новшество нововведения, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы [4, с.162].
Термин «инновационная деятельность» используется и в ряде других Законов: «О научной деятельности» от 17 октября 2005 г., «О Национальной академии наук Беларуси» от 24 октября 2003 г., «Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» от 14 октября 2002 г., а также более чем в 50 иных актах законодательства. Это определение сложное и свидетельствует о том, что, несмотря на широкое применение термина «инновационная деятельность», в законодательстве отсутствует четкое определение инновационной деятельности. Как представляется, при определении инновационной деятельности, следует опираться: во-первых, на определение инновации, во-вторых, нужно просто с использованием терминов, сначала дать определение предмета деятельности, в-третьих, показать ее связь с новыми знаниями и технологиями. На основании этого можно сказать, что инновационная деятельность ─ это процесс, включающий в себя получение результатов интеллектуальной деятельности и их воплощения в предлагаемых новых продукциях и услугах.
Второй проблемой у правового регулирования инновационной деятельности является проблема внедрения ее результатов в производство товаров, выполнение работ. В этой связи немаловажна государственная поддержка инновационной деятельности.
Действующее законодательство определяет следующие формы государственной поддержки инновационной деятельности:
1. финансовая поддержка научно-исследовательских и технологических работ, связанных с инновационной деятельностью; инновационных программ и проектов, обеспечивающих инновационную деятельность мероприятий; защита изобретений и промышленных образцов за рубежом, которые входят в состав экспортируемой или к продукции, которая готовится к экспортированию;
2. инвестирование средств создания и развития субъектов инфраструктуры инновационной деятельности, а также размещения государственного заказа на закупку продукции, что была создана в результате инновационной деятельности;
2. предоставление льгот субъектам инновационной деятельности и субъектам инфраструктуры инновационной деятельности по налогам, пошлинам, сборам и иным платежам в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Республики Беларусь, бюджетные и внебюджетные государственные фонды Республики Беларусь и субъекты Республики Беларусь в соответствии с законодательством.
Субъекты инновационной деятельности нуждаются в предоставлении налоговых льгот.
В заключение можно отметить, что инновационная деятельность ─ это процесс, включающий в себя получение результатов интеллектуальной деятельности и их воплощение в предлагаемых новых продукциях и услугах.
|