Центральное смазывание
Система центрального смазывания характеризуется подведением смазочного материала к значительному количеству устройств или точек смазывания. Все устройства смазываются одним и тем же маслом или пластичным материалом. Конструктивно системы центрального смазывания близки к системам индивидуального смазывания, но обслуживают большое количество точек смазывания.
Периодическое центральное смазывание без давления. Подача масла осуществляется под действием силы тяжести, все устройства системы должны находиться выше точек смазывания. Многоточечная масленка снабжена баком, который наполняется вручную и из которого после открытия выходных отверстий масло может стекать к точкам смазывания.
пневматическая шеститочечная масленка для периодического смазывания. Основной ее элемент — поршень (в нижнем положении) со штоком 1. Перемещаясь вверх, поршень поднимает прикрепленную к нему планку 2 вместе с тарелками 3, которые движутся по трубкам 4. Тарелки наполнены маслом и поднимаются до высоты окон 5. Масло через трубки попадает в смазочные отверстия. Винт 6 служит для поднятия или опускания трубок 4 и регулирования тем самым поступления масла к определенным точкам. В цилиндр 7 периодически подается сжатый воздух, что приводит к движению штока и подаче масла. При запуске машины масленка обслуживается вручную.
Периодическое центральное смазывание под давлением. Масло к точкам смазывания подается под давлением. Для этого используются специальные насосы с ручным или механическим приводом. Привод насосов может осуществляться периодически включаемым электромагнитом или от вала смазываемой машины. Смазочные отверстия открываются периодически в соответствии с программой смазывания, и в точки смазывания подаются определенные порции масла. Конструктивных решений такого рода систем смазывания очень много. Обычно они снабжены распределителем, из которого масло по трубкам подается к отдельным точкам смазывания (рис. 3.29).
Непрерывное центральное смазывание без давления. Обычно это конструкции, объединяющие индивидуальные системы смазывания. Используются многоканальные капельные и фитильные масленки. Часто применяется смазывание разбрызгиванием, когда масло подводится ко всем поверхностям, требующим смазывания. Роль разбрызгивателя могут играть шестерня, коленчатый вал и т. п. (рис. 3.30). Разбрызгивания масла можно добиться, поливая маслом вра¬щающиеся детали. Простое поливание маслом деталей также представляет собой смазывание без давления.
Непрерывное центральное смазывание под давлением. Такие системы конструируются для любого количества точек смазывания. Если точек смазывания несколько десятков, применяются смазочные прессы, называемые лубрикаторами. В них входят всасывающе-нагнетающие и распределительно-подающие детали. Ими можно подавать масло на большие расстояния и под большим давлением (до нескольких десятков магистралей). Привод осуществляется от вала смазываемой машины с помощью ременной, цепной или зубчатой передачи. Иногда привод лубрикатора осуществляется от собственного двигателя. Каждый лубрикатор имеет ручной привод, используемый при запуске смазываемой машины. Вместимость бака лубрикатора — несколько литров. На рис. 3.31 показана возможная конструкция лубрикатора.
В больших системах смазывания используются баки, из которых масло насосами через фильтры подается к точкам смазывания. После выполнения заданий масло стекает в масляную ванну и оттуда в бак. Большие системы смазывания оборудуются центрифугами, очищающими масло, холодильниками, манометрами, расходомерами и другими устройствами, необходимыми для функционирования такой системы.
Центральное смазывание может осуществляться с помощью масляного тумана, который создается специальными устройствами. Чаще всего масляный туман создается с помощью сжатого воздуха. На рис. 3.32 показан принцип образования масляного тумана. Получение аэрозоля основано на смешивании двух струй: воздуха и масла. Струя воздуха расширяется в сопле и всасывает масло, подводимое из бака под небольшим давлением. Распыленное масло ударяется в отражатель, расположенный за соплом, и только самые мелкие капельки огибают его и по трубопроводу подаются в зону смазки. Размер капель масла должен быть несколько микрометров, скорость потока около 2 м/с. Воздух используется исключительно как транспортное средство, после доставки капель масла в зону смазки они с помощью сгущающего сопла собираются в более крупные капли, а воздух отводится за пределы зоны смазки.
|