Волейбол

Общеизвестно, что победного результата в современно волейболе добиваются спортсмены с хорошей степенью психологической готовности и психомоторной активности. Успех может зависеть главным образом от целенаправленности, точности и своевременности игровых действий, где доминирующими составляющими являются высокая скорость и точность движений, быстрота реакции, своевременность дифференцировки пространственно-временных отношений на движущийся объект. Эти качества оцениваются путем модельного опыта по изучению характера реакции волейболистов в стрессовых ситуациях и сложной игровой обстановке.  

Практический опыт подготовки волейболистов высших разрядов выявил проблемы, связанные с психологической активностью спортсменов в плане проявления волевых усилий. В частности, опытные волейболисты обладающие высокой двигательной составляющей и технико-тактической подготовленностью, в силу относительно слабой психической готовности нередко на игровую ситуацию реагируют неадекватно, не точно, несвоевременно и нерационально. В связи с этим возникают задачи специальной психологической подготовки и практического применения методики внушающего воздействия на спортсменов.  

Австралийским ученым А.Пизом было установлено, что с помощью слов передается только 7 % информации, с помощью звуковых средств — 38 %, с помощью мимики, жестов (т.н. «язык тела») — 55 % информации. Невербальная форма общения тренера, как известно, включает в себя прикосновения, образное эмоциональное содержание воздействия, жесты, мимика, позы, визуальный контакт и др. Анализ работы со спортсменами и практический опыт показывают, что невербальные средства общения нужны для того, чтобы:  

1.               Создавать и поддерживать нормальный психологический «микроклимат» в процессе общения;  

2.               Придавать новые оттенки словам, и толковать их в нужном направлении;  

3.               Выражать эмоции, играть свою роль в управлении спортсменом и влиять на различные ситуации в учебно-тренировочном и соревновательном процессах.  

Установлено, что в отличие от медицины, для теории и методики физической культуры и спорта важно изучение и применение на практике специфического внушения в бодрствующем состоянии. Для спортивной деятельности особенно ценно то, что этот процесс оказывает влияние незаметно, бесконтрольно проникая в психику человека, реализуется в его жизнедеятельности в форме поступков, стремлений, мотивов и установок, стимулирует сознание человека. Особенностью внушающего воздействия является то, что помимо основной информации вводится еще и дополнительная (верификациирующая), повышающая достоверность основной. При отсутствии добавочной информации («Молодец», «У тебя все получится», «Отлично» и т.д.) эффект внушающего воздействия обычно не наступает. С целью подтверждения данной гипотезы, специалистами проводились исследования на волейбольных командах высших разрядах, суть которых заключалась в осуществлении индивидуальной работы по развитию наиболее слабо проявляемых волевых качеств и «активных мотивов спортивной деятельности (потребности в достижении успеха и потребности в борьбе). Формирующий эксперимент состоял в реализации программы, включающей в себя следующие этапы:  

1.     Использование передовых средств и методов развития волевых качеств;  

2.     Формирование «активных» мотивов спортивной деятельности (достижение победы).  

При осуществлении исследовательской работы были определены 2 типа личности: легковнушаемый и трудновнушаемый. Трудновнушаемый — это сильный тип нервной системы и быстрой психической деятельности, с высокой переключаемостью и устойчивостью внимания, упрямый, ригидный, необязательный, стремящийся к творческому мышлению и самостоятельности.  

Легковнушаемый — слабый тип нервной системы, медленный темп психической деятельности, низкая переключаемость и устойчивость внимания, доверчивый, тревожный, гибкий, податливый, исполнительный имеющий низкий уровень стремления к самовыражению и репродуктивное мышление.  

Исследование показало, что если имеются сведения о степени внушаемости каждого спортсмена, можно предположить, какие качества включает симптомокомплекс его личности. При формировании «активных» мотивов спортивной деятельности волейболистов высших разрядов, был предложен слудующий алгоритм:  

1.       Выявление по внешним проявлениям типа нервной деятельности (свойств нервной системы);  

2.       Выявление самооценки и уровня притязаний спортсменов;  

3.       Определение зоны ближайшего саморазвития и зоны потенциального саморазвития спортсменов;  

4.       Формирование положительной мотивации и отношения к требованиям учебно-тренировочного процесса;  

5.       Общее высокое развитие волевой сферы (волевых качеств) спортсменов. Формирование «активных» мотивов тренировочной деятельности (потребности в достижении успеха);  

6.       Создание и осознание объективных и субъективных трудностей учебно-тренировочного процесса;  

7.       Стремление достичь своего личностного потенциала и понимания необходимой волевой мотивации («хочу», «могу», «должен», «надо»);  

8.       Формирование волевых свойств личности как устойчивых психологических новообразований.  

Таким образом, исследование данной проблемы, позволило сделать главный вывод, что основными источниками воспитательного процесса развития волевой активности волейболистов высших разрядов были активное внушающее воздействие тренера и овладение спортсменами приемами саморегуляции своего психического состояния. Тренер обязан целесообразно применять систему упражнений, формирующих навыки автоисполнения его команд и установок, механизмы которых построены на основе использования методов внушающего педагогического воздействия при учете индивидуальных особенностей и свойств нервной системы. При этом техника внушающего воздействия должна сообразовываться с умением сочетать его с высокой требовательностью при уважительном отношении к личности спортсмена.  

Категория: Спорт | Добавил: lipnishki (12.03.2018)
Просмотров: 177 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar