Олимпийские игры
Олимпийские победы боксёров закладываются начальной подготовкой, начинающейся с развития и совершенствования физических качеств юных спортсменов. Физическая подготовка расширяет их функциональные возможности, необходимые для проявления таких качеств, как сила, быстрота, выносливость, ловкость и психоэмоциональная устойчивость. Наряду с этим, психологическая и волевая подготовка спортсменов – немаловажный компонент тренировки, обеспечивающий достижения высоких результатов. Существует ряд факторов, характеризующих значимость данного вида подготовки:
- специфика бокса определяет характер соответствующих психологических состояний и переживаний спортсменов;
- условия тренировок и соревнований предъявляют повышенные, а зачастую экстремальные требования к деятельности органов чувств боксёров, быстроте и чёткости мышления, их волевым качествам, вниманию, скорости и точности реакции и движений.
Многолетняя подготовка боксёров в режиме увеличения и интенсификации тренировочных нагрузок, обострение конкуренции и повышение психологических нагрузок предполагают целенаправленное проведение психологической подготовки на всех периодах и этапах учебно-тренировочного и соревновательного процессов.
В процессе психологической и волевой подготовки следует выделить:
- выработку установки (отношение к партнёру, своему поведению на ринге) и мотивации к занятиям;
- развитие психофизиологических функций и качеств, сложных специализированных восприятий (чувство дистанции, удара, времени и др.), способности быстрого перехода от напряжения к расслаблению и наоборот и т.д.;
- целенаправленное формирование и совершенствование качеств, необходимых для достижения цели, для преодоления помех, трудностей не только в спорте, но и в повседневной жизни. К примеру, возможность получить удар заставляет новичков проявлять усилия воли и психологическую устойчивость для продолжения тренировки.
В психологической подготовке обоснованно выделяют общую подготовку к тренировочно-соревновательной деятельности и специальную – к определённому соревнованию.
Методология. В основу психологической подготовки положено формирование личности боксёра, способного постоянно проявлять незаурядные бойцовские качества, обладающего значительным психофизическим потенциалом, умеющего творчески и с желанием вести работу для выхода на более высокий уровень мастерства, а в итоге — для достижения поставленных целей. Одним из существенных вопросов является формирование у боксёров оптимального уровня психической работоспособности и выработки способности устойчивого сохранения её длительно, на протяжении времени, связанного с условиями и характером тренировки и соревнований.
Общая психологическая подготовка решает задачи психического воздействия на спортсмена, направленные на формирование и развитие спортивно важных психических качеств, а также способствует обучению специальным приёмам психической саморегуляции для адаптации к экстремальным условиям. Она служит целям совершенствования умения управлять собой, повышению соревновательной надёжности, а значит и достижению стабильных, высоких результатов.
Специальная психологическая подготовка направлена на формирование и совершенствование целостной готовности боксёра для участия в каждом соревновании. Её основные задачи:
- совершенствование психических качеств и свойств, необходимых для успешного формирования различных компонентов подготовки боксёра;
- формирование, совершенствование и коррекция индивидуальной манеры боксирования с учётом личностных особенностей конкретных противников, уровня их технической подготовленности.
Известно, что высокий результат достигается за счёт включения резервных возможностей человека – психических, спортивно-технических, функциональных и прочих. Психические резервы определяются волевыми чертами характера, концентрацией возможностей, умений и сил боксёра на достижение поставленной цели, способностью реализовать намеченную программу, избегая различного рода помех, и осознанным желанием вести бой до победного удара гонга. Особенно важно быть в состоянии психической готовности к началу соревнований и сохранить нервно-психическую свежесть на протяжении всего турнира.
Использование в учебно-тренировочном процессе спортивных снарядов, упражнений «школы бокса» в зале перед зеркалом, упражнения «работы на дороге» в сосновом бору или берёзовой роще в разные времена года, при любой погоде способствуют, на наш взгляд, повышению заинтересованности студентов боксом, преодолению ими нерешительности и слабоволия, развитию у них настойчивости, упорства, смелости и целеустремлённости – именно тех волевых качеств, которые определяют в конечном итоге, наряду с физической и технической подготовленностью, высокую эффективность соревновательной деятельности боксёра.
Творческое отношение к тренировочному процессу спортсмена и тренера даёт возможность использовать различного рода помехи для развития психолого-физических качеств. Спортсмен, преодолевая разные уровни воздействий внешнего и внутреннего характера, проявляет волю, настойчивость, инициативу, повышает уровень самосознания, воспитываясь как личность.
Проблема повышения уровня физической подготовленности студентов с каждым годом становится острее – стремительно растет объём новой информации, переоцениваются прежние сведения, следовательно, усложняются учебные программы, увеличиваются объёмы изучаемых материалов и умственное напряжение, что довольно часто ведёт к ограничению двигательной активности. Физкультурно-спортивная деятельность значительно расширяет круг общения спортсменов, даёт возможность сопереживания, эмоционального и эстетического восприятия, решения задач и проблем общеполитического, социального, педагогического и научного характера. И в этом аспекте, бесспорно, занятия боксом оказывают существенное влияние на личность и организм студентов.
В боксе, как в любом виде деятельности, без психического напряжения нет продуктивной работы. В напряжённые периоды спортивной работы повышается чувствительность спортсмена к различным стимулам, уровень беспокойства и неопределённости, растёт число причин, приводящих к возникновению у боксёра конфликтных и кризисных ситуаций. Эти состояния – следствие многих противоречий деятельности, с которыми сталкивается спортсмен. Очень важно объяснить студентам, что такие критические ситуации являются необходимыми компонентами их спортивного развития. Психологическая подготовка должна включать в себя методики социально-психологического тренинга, построенные на обсуждении разного рода критических ситуаций, обучение технике их анализа. Моделирование коммуникативной критики, отрицательных переживаний, конфликтов и кризисов должно составлять необходимую часть психологической подготовки спортсмена. Он должен научиться быть независимым от критики, должен уметь эффективно переживать негативные чувства, использовать стрессы и конфликты для собственного развития.
С целью подготовки боксёра к выполнению больших по объёму и интенсивности нагрузок, встречам с трудными противниками, формирования стремления к максимальной мобилизации сил в тренировке и соревнованиях, к преодолению любых препятствий, чтобы предотвратить возникновение чрезмерной напряжённости в бою, его надо постепенно и систематически адаптировать к обстановке соревнований. В практике предсоревновательной подготовки для этого используется моделирование предстоящей соревновательной обстановки с присущими ей трудностями и неожиданностями. Для этого на тренировках создаются соответствующие условия, которые воспроизводят соревновательную обстановку, боевые ситуации, манеру различных противников, применяются интенсивные специально-подготовительные упражнения и упражнения со снарядами в «рваном» темпе, с неожиданными ускорениями и рывками; тренировки проводят под открытым небом при неблагоприятных метеоусловиях, при плохом освещении, с приглашением зрителей и т.д.
Результаты. В итоге у спортсменов отрабатываются соответствующие психические процессы и состояния, и психика боксёров адаптируется к соревновательным условиям и возможным трудностям. В этом аспекте весьма актуально понятие оптимального боевого состояния (ОБС) как устойчивого состояния организма боксёра (в том числе и его психолого-волевого компонента), при котором спортсмен способен показать максимальный результат, соответствующий степени наилучшей готовности в данный тренировочный период. ОБС, таким образом, это вершина спортивной формы, которая может держаться более длительное время, чем того требует одно соревнование.
Наблюдения позволяют утверждать, что у начинающих боксёров-студентов нет точного представления о своем ОБС, поэтому они не могут сознательно обрести наилучшее самочувствие во время соревнований. Это обусловлено двумя основными причинами. Первая состоит в том, что боксёры не приучены к повседневному контролю за своим состоянием, без которого невозможно уточнить элементы физического и психического самочувствия, составляющие сущность индивидуального ОБС. Вторая причина связана с тем, что находясь в оптимальном боевом состоянии, боксёр нередко достигает той наивысшей степени автоматизирования своих действий, которая протекает вне контроля сознания. Дать точную характеристику своим неосознаваемым действиям спортсмен не может. Поэтому очень важно, чтобы на соревнованиях за поведением боксёра наблюдали те люди, чьей компетенции он доверяет, и которые могли бы дать ему конкретные советы по развитию психических и волевых качеств на основе профессионального анализа его соревновательной деятельности.
Чтобы уметь составлять точное представление о физических и психических элементах своего ОБС, боксёр должен систематически вести дневник, тщательно заносить в него любые детали, которые необходимо черпать из самонаблюдений и замечаний со стороны.
Так как важным организатором поведения человека может быть речь, то все ведущие элементы ОБС нужно заключать в точные словесные формулы. Их полагается составлять в плане, программирующем будущее желаемое поведение. Так, часто встречающиеся негативные формулировки типа «не надо напрягаться», «не отклонять корпус» должны быть заменены позитивными формами «надо быть расслабленным», «наклонять корпус вперед».
С помощью таких формул самонастройки гораздо легче сформировать у боксёра ОБС. Чтобы легче ориентироваться в многообразии элементов, составляющих ОБС, наблюдение проще вести в трёх основных направлениях.
Первое – выявить элементы физического и психического самочувствия, связанные со специфическими ощущениями в опорно-двигательном аппарате, лёгкость и упругость мышц, высокую подвижность суставов и т.д.
Второе направление – определить признаки, характеризующие уровень возбуждения симпатической нервной системы: особенности пульса, дыхания, потоотделения и т.д. Исследования показывают, что у каждого боксёра, находящегося в оптимальном боевом состоянии, можно установить свойственные только для него частоту пульса, глубину дыхания, своеобразные ощущения в разных отделах организма.
Третье направление – уточнить признаки, характеризующие высокую концентрацию психолого-волевой сферы личности боксёра, главным образом внимания и найти пути для достижения предельной сосредоточенности при решении предстоящей соревновательной задачи.
Используя эти три направления при подготовке и соревнованиях, боксёр за один сезон может создать довольно точное представление о психических и физических элементах, составляющих сущность его ОБС.
Хотелось бы добавить, что в достижении ОБС, в умении сознательно организовать свое наилучшее самочувствие в экстремальных условиях соревнования существенную помощь может оказать метод самовнушения, в частности, психорегулирующая тренировка.
Следует отметить, что в последние годы всё ярче проявляется способность молодёжи действовать с высокой степенью мобилизации ресурсов своего организма в экстремальных ситуациях, в современной жизнедеятельности возникающих зачастую непредсказуемо. Бокс способствует формированию необходимого «запаса» функциональных и психических возможностей организма при жизнедеятельности в экстремальных ситуациях, требующих срочной мобилизации ресурсов своего организма.
Разумеется, решающую роль в эффективности психологической и волевой подготовки играют сам боксёр и тренер. Длительное изучение опыта работы ведущих тренеров СССР и России даёт основание говорить о том, что выдающиеся результаты не могут быть достижимы без кропотливой индивидуальной работы, без психологического взаимопонимания и создания психологически комфортной атмосферы в экстремальных условиях изнурительных тренировок и боксёрского поединка. В советско-российском боксе есть немало творческих союзов «тренер — боксёр», благодаря этим факторам добившихся замечательных побед. Отметим некоторые из них: В.М.Тренин – Борис Лагутин (двукратный олимпийский чемпион), Г.Ф.Кусикьянц – Валерий Попенченко (двукратный чемпион Европы, чемпион Олимпийских Игр, лауреат Кубка Вала Баркера), В.Ф.Коньков – Виктор Агеев (двукратный чемпион Европы), Ю.М.Бражников – Евгений Горстков (двукратный чемпион Европы, 4-кратный абсолютный чемпион СССР), С.М.Авдиевский – Виктор Савченко (чемпион мира, двукратный призер Олимпийских Игр), В.Котов – Александр Ягубкин (чемпион мира, неоднократный чемпион Европы, абсолютный чемпион СССР), В.Г.Кондратенко – Вячеслав Яновский (чемпион Олимпийских Игр, обладатель Кубка Мира), В.Ц.Черня – Константин Цзю (двукратный чемпион Европы, чемпион мира), И.П.Уткин – Олег Саитов (чемпион Европы, чемпион мира, двукратный чемпион Олимпийских Игр, лауреат Кубка Вала Баркера), Г.М.Рыжиков – Александр Лебзяк (чемпион Европы, мира и Олимпийских Игр), В.В.Вольф – Александр Малетин (чемпион Европы и мира), Ц.Балзанов – Раимкуль Малахбеков (многократный чемпион Европы и мира), Л.Н. Киселёв – Алексей Тищенко (двукратный чемпион Олимпийских Игр).
Разумеется, проблемы психологической подготовки боксёров требуют дальнейшей разработки и более качественного применения в учебно-тренировочном процессе, во время соревнований и после их окончания.
|