Модульное тестирование юношеского резерва спорта ранней специализации

       Ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения, увеличение учебной нагрузки, рост социально зависимых показателей неблагополучия свидетельствуют о необходимости использования доступных основной массе молодежи вне учебных форм организации физкультурно-спортивных занятий, создания устойчивой мотивации к систематическим занятиям спортом.  

Роль юношеского спорта, который является основой спортивного резерва для сборных команд страны, возрастает. Высокий современный уровень спортивных достижений предъявляет к спортсменам повышенные требования на протяжении всего периода их многолетней подготовки. Особенно это актуально для спортсменов, где существует ранняя спортивная специализация. Такая тенденция в спорте приводит к увеличению объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе круглогодичной подготовки юношей, которые могут явиться причиной прекращения роста спортивных результатов. В связи с этим важной и актуальной проблемой современного этапа развития юношеского спорта является сохранение и укрепление здоровья подростков в процессе спортивной деятельности.  

       Большой популярностью в Красноярском крае и его центре пользуются такие спортивные игры как футбол, волейбол, баскетбол, регби и хоккей. Выдающиеся результаты показывают представители спортивных единоборств, биатлона и других видов спорта. Все эти виды спорта улучшают состояние здоровья занимающихся, повышают их двигательную активность и физическую подготовленность.  

       Успешное решение спортивно-оздоровительных задач  во многом зависит от эффективного контроля, который наряду с планированием является важнейшей функцией управления тренировочным процессом. Контроль охватывает все стороны подготовленности учащихся ДЮСШ, СДЮСШ и ШВСМ.  

       Для этого специалистам рекомендуется практиковать модули блочного тестирования (то есть учитывать результаты тестирования по ОФП и СФП), так как недооценка результатов существенно снижает эффективность подготовки юношей. Так, контроль динамики уровня физической подготовленности учащихся предусматривает тестовое их обследование и последующее (с учётом выявления данных) корректирование работы с ними по совершенствованию двигательных качеств.  

       Тест-проба  это качественное или количественное испытание для выявления уровня физической подготовленности испытуемого. Для исправления физических недостатков важно определить, на каком уровне по отношению к должным возрастным величинам находятся физические кондиции учащихся.  

       Все двигательные качества, как и лежащие в их основе физиологические механизмы, развиваются неравномерно. Они-то ускоряются, то замедляются. Это необходимо знать и учитывать при организации учебно-тренировочного процесса с детьми и подростками. Кроме того, их развитие имеет прямую и обратную связь с совершенствованием всех систем и функций организма.  

        Подбор упражнений в методике тестирования для проверки и оценки физической подготовленности спортсмена осуществляется в соответствии с примерными программами специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, программными требованиями специализированных детско-юношеской школ олимпийского резерва.  

        Длительное апробирование разработанной нами методики модульного тестирования юношеского регби, учитывающей условия и материальные возможности СДЮШ олимпийского резерва по регби города Красноярска, показало ее высокую эффективность. Она позволила тренерскому составу школы своевременно вносить коррективы в учебные программы по подготовке молодого пополнения и эффективно строить учебно-тренировочный процесс на любом его этапе [1].
       Анализ мониторинга физических кондиций юношей-регбистов и эффективность применения методики в их учебно-тренировочном процессе позволяет предположить, что разработанная методика модульного блокового тестирования применима и в других игровых видах спорта, так как в каждом виде спорта в той или иной степени необходимы сила, выносливость, гибкость, быстрота, и во всех без исключения видах спорта необходим высокий уровень развития ловкости.
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 
Первый блочный модуль содержит качественное или количественное испытание для выявления уровня физической подготовленности испытуемого.  

  Довольно точно судить о силовой подготовленности помогают простейшие силовые упражнения, например выпрыгивание, подтягивание на перекладине, прыжок в длину с места, упражнения со штангой и др.  

  Во многих видах спорта тренеры применяют специфические силовые контрольные упражнения, характерные для данного вида спорта.  

Показатель общей выносливости должен играть существенную роль, так как он свидетельствует об общем состоянии здоровья и функциональных возможностях сердечно-сосудистой системы.  

Быстрота является одним из наиболее важных физических качеств в  большинстве видов спорта, хотя проявляется в них различно. Во многих видах спорта высокие результаты зависят от быстроты, то есть способности нервно-мышечной системы предельно быстро чередовать напряжения и расслабления мышц, а также предельно быстро «выключать» мышцы-антагонисты. Быстрота − это до определенной степени врожденное качество, трудно поддающееся развитию в процессе тренировки, поэтому в тех видах спорта, где она необходима, самый простой способ ее выявления  − бег на 30 м.  

Гибкость в различных видах спорта проявляется в разной степени.  Она хорошо поддается тренировке, особенно в детском возрасте. Как правило, юноши с хорошей гибкостью более ловки. Очевидно, существует прямая зависимость между гибкостью и координацией движений, а следовательно, тестирование «на гибкость» свидетельствуют, хотя и косвенно, и об уровне развития ловкости.  

 Ловкость (способность к координации движений) является важным качеством в любом виде спорта. Недостаточно ловкий спортсмен никогда не сможет овладеть первоклассной спортивной техникой и тем более успешно выступать в тех видах спорта, где необходимо выполнять быстрые двигательные действия в быстро меняющейся обстановке (спортивные игры).  

В каждом виде спорта выработаны свои практические тесты, позволяющие судить о специфической силе, выносливости, быстроте, гибкости и ловкости.  

 Тренерами определены следующие тесты по ОФП:  

         Футбол  

1.     Бег 30 м (10 − 16 лет)  

2.     Бег 300 м (10 − 12 лет)  

3.     Бег 400 м (13 − 16 лет)  

4.     Прыжок в длину с места (10 −15 лет)  

     Волейбол  

1.     Бег 30 м (10 − 16 лет)  

2.       Бег 30 м (5/6м) (10 −16 лет)  

3.     Бег 92 м "елочка (13 − 16 лет)  

4.     Прыжок в длину с места (10 −16 лет)  

Баскетбол  

1. Бег 30, 60, 100 м  

2.    Бег 800, 1000, 2000  м.  

3.    Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа  

4.    Подтягивание на перекладине  

5.    Пресс за 1 мин.  

    Регби  

    1.  Бег 60 м с низкого старта (выполняется две попытки).  

2.  Прыжок в длину с места. Расстояние фиксируется от контрольной линии           до следа ближайшей к ней ноги (выполняется 3 раза).  

3.       Кросс 500 м  

4.        Подтягивание на перекладине (кол-во раз)  

  Второй блочный модуль – это специальная физическая подготовка, которая направлена на развитие специфических двигательных качеств и навыков, повышение функциональных возможностей организма, укрепление органов и систем применительно требованиям избранного вида спорта. Исходя из этого, в каждом виде, как средство, подбирают и используют специальные тесты.  

  Тренеры СДЮСШОР предусматривают следующие тесты по специальной физической подготовке:  

  Футбол  

1.    Обвод стоек и удар по воротам (12 − 17 лет)  

2.    Бег 30 м с ведением мяча (13 − 17 лет)  

3.    Удар на дальность (сумма правой и левой) (10 − 17 лет)  

4.    Удар на точность (10 − 17лет).  

5.    Жонглирование (10 − 17 лет)  

    Волейбол  

1.     Прыжок вверх места толчком двух ног (10 − 16 лет)  

2.     Метание набивного мяча 1 кг. из-за головы двумя руками сидя (10 −16 лет)  

3.     Метание набивного мяча 1 кг. из-за головы двумя руками стоя (10 − 16 лет)  

   Баскетбол  

 1.  Высота подскока (по Абалакову) (9 −16 лет).  

 2.  Бег 40 с (м) (9 −16 лет).  

 3.  Бег 20 м (9 −16 лет).  

     4.    Дистанционные и штрафные броски (9 −16 лет).  

         Регби:  

1.   Бег 30 м с мячом в руках  

2.   Удар по мячу ногой с рук на дальность (м)  

3.   Сгибание и разгибание рук в упоре лежа с касанием грудью пола (за 30 сек)  

4.   Пресс-складывание У-образный сед (бабочка) руки прямые вверх  

5.   Трехкратный прыжок с места, глубокий присед (лягушка) (см)  

6.   Челночный бег в течение 60 сек (расстояние 22 м) (кол-во раз)  

7.   Тройной прыжок с места – первый прыжок толчком двух ног с места, последующие два прыжка с ноги на ногу, после третьего прыжка приземление на обе ноги. Фиксируется расстояние от контрольной линии до следа ближайшей к ней ноги, преодоленное тремя прыжками (выполняется 3 раза).  

8.   Бег на выносливость  

- 1000 м (юноши 14 лет)  

- 2000 м (юноши 15 лет)  

- 3000 м (юноши 16-18 лет)  

    9.   Жим штанги лежа. Фиксируется максимальный вес, который испытуемый может выжать, лежа на скамье, опустив штангу на грудь, а затем выжать ее вверх до положения выпрямленных рук (выполняется 3 раза).  

   10. Приседание со штангой на плечах (кг). Фиксируется максимальный вес, с которым испытуемый может присесть до положения «бедро параллельно пола» и встать с ним (выполняется 3 раза).  

       Таким образом, проведенное нами аналитическое исследование, учитывающее условия тренировочного процесса и материальные возможности специализированных детско-юношеских школ по игровым видам спорта, показали, что уровень физической подготовленности молодого резерва, определенный через систему разработанных тестов, позволяет тренерам эффективно строить учебно-тренировочный процесс на любом его этапе.  

Категория: Спорт | Добавил: lipnishki (12.05.2018)
Просмотров: 172 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar