Допинг — современный спорт?
Общеизвестно, что серьезной проблемой в современном спорте является применение спортсменами допингов. С медико-социальной точки зрения допингом называют те стимуляторы и психоактивные вещества (ПАВ) (наркотические, психотропные, эндокринные и другие средства), которые искусственно создают благоприятное для достижения спортивных целей физическое и психическое состояние, в связи с чем уполномоченным на то органом признаны запрещенными и включены в соответствующий документ. Их применение противоречит как медицинской этике, так и медицинской науке. Согласно Медицинскому кодексу Международного олимпийского комитета, понятие допинга заключается в применении веществ, относящихся к запрещенным в спорте классам фармакологических препаратов, и/или применении различных запрещенных методов. В различных видах спорта, и в игровых, в частности, (футбол, хоккей с мячом и шайбой, баскетбол и др.), как известно, регистрируются случаи употребления допингов. Эти виды спорта характеризуются зрелищными, с высокой эмоциональностью, постоянным чередованием интенсивной мышечной деятельности и относительного отдыха, когда спортсмены не задействованы непосредственно в игровых эпизодах. Большое значение для результата имеют координация движений и психическая устойчивость. Не случайно в этих видах спорта спортсмены непосредственно прибегают к употреблению стимуляторов — амфетаминов, кокаина, марихуаны и др. Однако в ряде случаев отмечались такие осложнения, как потеря сознания, токсические эффекты и даже летальные исходы.
Проведенные ранее исследования показали [1,2,9], что употребление ПАВ распространено среди студенческой молодежи. При этом первые пробы ПАВ происходили в основном в подростковом возрасте, что, как известно, может являться причиной дальнейшего их употребления злоупотребления и формирования зависимости. В отношении лиц, посвятивших себя спорту, наличие такого опыта может являться потенциальным фактором применения ими запрещенных в спорте ПАВ в качестве допингов.
Одним из проблемных вопросов в спорте является выяснение личностных и психологических особенностей спортсменов и их сравнение с аналогичными показателями у лиц, не занимающимися спортом. Проблема личностных особенностей в спорте обсуждается в литературе [8]. Анализ некоторых работ в этом направлении показал, например, что результаты тестирования большой группы спортсменов обоего пола и всех уровней подготовленности привели исследователей к убеждению — «спортсмен является эмоционально здоровым человеком со склонностью скорее к экстраверсии. Он уступчив, самонадеян, уверен в себе, обладает способностью переносить стресс на соревнованиях самого высокого уровня» и «для мужчин-спортсменов по сравнению с не спортсменами характерно стремление вести четко налаженную жизнь и социально желаемый образ жизни». Отмечается также работа, в которой при обследовании больших групп спортсменов высокой квалификации показано, что наиболее характерными особенностями их личности являются: высокая эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, независимость, самостоятельность, склонность к риску, самоконтроль, общительность. Одновременно приводятся данные исследователей, что определенные свойства личности и психологические показатели ассоциируют с успешностью выступления спортсменов в соревнованиях, указывается на наличие взаимосвязи между общими способностями к спорту и некоторыми параметрами личности и что наиболее часто встречающимися личностными чертами спортсменов являются высокий уровень агрессивности, мотивации достижения, а также экстраверсия, твердость характера, авторитарность, эмоциональная устойчивость и самоконтроль. Отмечено также и то, что отдельные характеристики, или свойства личности, такие, как агрессивность, доминантность, упорство, мотивация, уверенность в себе и общая экстраверсия чаще всего сопутствуют достижению успеха в спорте. Более того, особый интерес вызвало существование мнения о наличии «личностного профиля» спортсмена, занимающегося отдельным видом спорта.
Наряду с этим обсуждаются данные и других исследований, по результатам которых утверждается о невозможности четко выявить какие – либо различия среди тестируемых групп занимающихся и не занимающихся спортом, не обнаруживается никаких различий в личностных профилях, а также связи между особенностями личности и результативностью выступления в соревновании и что не существует какого-то одного типа личности, определяющего успешное выступление на соревнованиях.
В конечном итоге, в целом, в ряде опубликованных научных работ [8] сообщается о некоторых отдельных свойствах, которые отличают спортсменов от неспортсменов, сильных спортсменов от более слабых и спортсменов, занимающихся различными видами спорта. Резюмируется, что «спортсмен-чемпион, очевидно, обладает превосходным мастерством и характеристиками личности, если его сравнивать с другими спортсменами. Однако при этом отмечается, что «попытки обнаружить личностные свойства, или профили, присущие лишь чемпиону, привели к противоречивым результатам».
Так или иначе, в современном спорте личностно-психологические особенности, как и типологические, учитываются в индивидуализации управления спортивной деятельностью [7]. Изучению этих качеств у спортсменов уделяется значительное внимание в процессе тренировочной деятельности, отбора и при определении их готовности к соревнованиям. При этом для оценки используется широкий спектр методических приемов [4,6]. Роль фактора личностных особенностей и эмоционального статуса в успешности спортивной деятельности также рассматриваются при обсуждении проблемы надежности спортсмена. В силу всего изложенного выше актуальным представляется поиск и определение личностных и психологических показателей у спортсменов, отличающих их от не занимающихся спортом.
|