Не смотря на многолетние усилия ученых и специалистов, на сегодняшний день еще не создана единая классификация двигательных способностей человека. Актуальность вопроса состоит в том, что современные условия жизни предъявляют высокие требования к физическому развитию, работоспособности и защитным функциям организма современного школьника. Физическое воспитание, в целом, эффективно влияет на развитие двигательных способностей и обеспечивает необходимые условия для формирования базы здоровья. Анализ состояния физической подготовленности молодежи 15-17 лет показывает, что за последнее десятилетие количество учащихся с низкой оценкой физического развития увеличилось в три раза. Лишь семь процентов из них вовлечены в активные занятия физической культурой и спортом, а недостаточная двигательная активность школьников является причиной высокой заболеваемости. Ведущие специалисты в области физической культуры и спорта считают, что двигательная подготовленность в этом контексте является важнейшим компонентом здоровья. Фактически оценка эффективности физического воспитания школьников должна производиться как по состоянию здоровья, так и по уровню развития основных физических качеств.
Научно обосновано, что физическое состояние и работоспособность учащихся, занимающихся волейболом, изменяются под влиянием внешней среды и учебных занятий, а своевременный контроль и оценка подготовленности позволяют рационально строить учебно-тренировочный процесс и определять его эффективность. Подростковый организм имеет, как известно, свои анатомические, физиологические и психологические особенности. В старшем школьном возрасте заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. У данного контингента повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом. Происходит снижение прироста в развитии координационных способностей, при сохранении резерва для улучшения двигательных способностей. Как установлено, между развитием физических качеств и формированием двигательных способностей существует тесная связь, выражающаяся в том, освоение новых движений сопровождается совершенствованием двигательных качеств. Так как различные движения избирательно воздействуют на двигательный аппарат занимающегося, то отдельные мышцы и мышечные группы развиваются неравномерно. Замечено, что занятия волейболом повышают так называемые приспособительные реакции организма и обуславливают его правильное функционирование. В этом случае реакции на физические нагрузки сопровождаются специфическими следовыми сдвигами, вследствие чего происходит увеличение структурных, энергетических и функциональных ресурсов организма. Это является важным фактором повышения надежного функционирования физиологических систем организма в плане усиления трофических функций нервной системы и увеличения запаса энергии. Иными словами, увеличение функционального резерва и приспособление к нагрузкам приводит к ускорению восстановления. Положительные эмоции оказывают влияние на нервно-психический тонус, происходит адаптация организма к физическим нагрузкам и развивается психомоторная функция (быстрота и точность движения).
Некоторые специалисты считают, что двигательные способности проявляются в индивидуальных особенностях, определяющих уровень двигательных возможностей человека. Как правило, о способностях человека судят по достижениям в процессе обучения или выполнения двигательной деятельности. Но вместе с тем, способности не сводятся к двигательным умениям и навыкам. О их наличии судят по тому, как быстро и легко приобретает занимающиеся эти умения и навыки. Но потенциальные возможности могут так и оставаться на стабильном уровне, если не будут созданы соответствующие условия для их развития. Существует мнение, что в основе неодинакового развития способностей к волейболу у школьников лежат иерархия «враждебных» анатомо-физиологических признаков (особенности мозга и свойств нервной системы, степень функциональной зрелости), физиологических (СС и дыхательная система), биологические, антропометрические и генные. Таким образом, можно констатировать, что способности проявляются и развиваются в процессе спортивной деятельности и являются результатом совместного действия наследственных и средовых факторов.
Для волейбола в большей мере характерен комплекс координационных способностей центрально-нервных влияний механизмов управления и регулирования.
В данном случае речь идет о специальных физических способностях, характерных для этой спортивной игры. О специфических проявлениях судят как о компонентах, составляющих их внутреннюю структуру. Установлено, что структура каждой из основных физических способностей (скоростных, координационных, силовых и др.) не является однородной. Напротив, эта структура разнородна. где основными компонентами координационных способностей школьников, занимающихся волейболом, являются способности к ориентированию в пространстве и времени, дифференцировки параметров движения, способности к ритму перестроению двигательных действий, вестибулярной устойчивости и произвольному расслаблению мышц. Эти способности являются специфичными координационными особенностями для данного контингента учащихся, занимающихся спортивными играми.
Анализ специальной литературы позволяет сделать вывод, что специалисты физической культуры и спорта считают физическое развитие и воспитание двигательных способностей одной из главных задач физического воспитания школьников. Для решения этой задачи необходим систематический педагогический контроль, что позволяет создавать у занимающихся положительный психологический настрой и побуждает их добиваться более высокого уровня развития и подготовленности.
Практическая значимость педагогического контроля заключается именно в повышении эффективности управления процессом физического воспитания школьников. Систематические наблюдения за физической подготовленностью позволяют своевременно наблюдать картину формирования двигательных способностей и достигать необходимой динамики их развития.
|