Приоритеты энергетической политики и потенциал энергосбережения в Республике Беларусь

Энергетика — это стратегическая отрасль, состояние которой отражается на уровне развития государства в целом. В настоящее время энергетика является наиболее стабильно работающим комплексом белорусской экономики. Предприятиями отрасли обеспечено эффективное, надежное и устойчивое энергоснабжение потребителей республики без аварий и значительного экологического ущерба.  

Главной целью энергетической политики нашей страны является полное и надежное обеспечение всех отраслей экономики и населения энергоносителями с учетом соблюдения экологических требований, а также максимально эффективное использование топливно-энергетических ресурсов и производственного потенциала топливно-энергетического комплекса (ТЭК) страны.  

Что касается внешнеэкономической деятельности энергетической политики Беларуси, то она предусматривает использование географического положения страны, дальнейшее развитие сети транспорта энергоресурсов с сопредельными странами, расширение межгосударственных электрических связей Беларуси с европейскими странами.  

Стратегия развития энергетики Беларуси предусматривает совершенствование топливно-энергетического баланса страны исходя из необходимости замещения монопольного вида топлива — природного газа. Планируется снижение его доли в топливно-энергетическом балансе республики за счет вовлечения в баланс угля, ядерной энергии и собственных энергоресурсов.  

Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении» принят Палатой Представителей 19 июня 1998 года, одобрен Советом Республики 29 июня 1998 года.  

Настоящим Законом регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности юридических и физических лиц в сфере энергосбережения в целях повышения эффективности использования' топливно-энергетических ресурсов, и устанавливаются правовые основы этих отношений.  

Энергосбережение является приоритетом государственной политики в решении энергетической проблемы в Республике Беларусь.  

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:  

¾     энергосбережение     -     организационная,     научная,     практическая, информационная деятельность государственных органов, юридических и физических   лиц,   направленная   на   снижение   расхода   (потерь)   топливно-энергетических ресурсов в процессе их добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, использования и утилизации;  

¾     топливно-энергетические ресурсы — совокупность всех природных и преобразованных видов топлива и энергии, используемых в республике; вторичные энергетические ресурсы — энергия, получаемая в ходе любого технологического процесса в результате недоиспользования первичной энергии или в виде побочного продукта основного производства и не применяемая в этом технологическом процессе;  

¾     эффективное использование топливно-энергетических ресурсов — использование всех видов энергии экономически оправданными, прогрессивными способами при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении законодательства;  

¾     рациональное использование топливно-энергетических ресурсов — достижение максимальной эффективности использования топливно-энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении законодательства;  

¾     показатель энергоэффективности — научно обоснованная абсолютная или удельная величина потребления топливно-энергетических ресурсов (с учетом их нормативных потерь) на производство единицы продукции (работ, услуг) любого назначения, установленная нормативными документами;  

¾     нетрадиционные и возобновляемые источники энергии — источники электрической и тепловой энергии, использующие энергетические ресурсы рек,  

водохранилищ и промышленных водостоков, энергию ветра, солнца, редуцируемого природного газа, биомассы (включая древесные отходы), сточных вод и твердых бытовых отходов;  

¾     пользователи топливно-энергетических ресурсов — субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в качестве юридических лиц или предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, а также другие лица, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеют право заключать хозяйственные договоры, и граждане, использующие топливно-энергетические ресурсы;  

¾     производители топливно-энергетических ресурсов — субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в качестве юридических лиц, для которых любой из видов топливно-энергетических ресурсов, используемых в республике, является товарной продукцией.  

Субъектами отношений в сфере энергосбережения являются юридические и физические лица (пользователи и производители топливно-энергетических ресурсов), осуществляющие следующие виды деятельности:  

¾     добычу, переработку, транспортировку, хранение, производство, использование и утилизацию всех видов топливно-энергетических ресурсов;  

¾     производство и поставку энергогенерирующих и энергопотребляющих оборудования, машин, механизмов, материалов, а также приборов учета, контроля и регулирования расхода топливно-энергетических ресурсов;  

¾     проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, экспертных, специализированных, монтажных, наладочных, ремонтных и других видов работ (услуг), связанных с повышением эффективности использования и экономии топливно-энергетических ресурсов;  

¾     реализацию мероприятий, связанных с развитием и применением нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, использованием вторичных энергетических ресурсов;  

¾     информационное обеспечение юридических и физических лиц, подготовку кадров для сферы энергосбережения;  

¾     разработку и внедрение эффективных систем управления энергосбережением и средств контроля над эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов.  

Республика Беларусь принимает участие в международном сотрудничестве в сфере энергосбережения в соответствии с законодательством Республики Беларусь и международным правом.  

Основными принципами государственного управления в сфере энергосбережения являются:  

¾     осуществление      государственного      надзора      за      рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов;  

¾     разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование;  

¾     приведение нормативных документов в соответствие с требованием снижения энергоемкости материального производства, сферы услуг и быта;  

¾     создание системы финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность производителей и пользователей в эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов, вовлечении в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия;  

¾     повышение уровня самообеспечения республики местными топливно-энергетическими ресурсами;  

¾     осуществление       государственной      экспертизы       энергетической эффективности проектных решений;  

¾     создание и широкое распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий, обеспечение безопасного для населения состояния окружающей среды в процессе использования топливно-энергетических ресурсов;  

¾     реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;  

¾     информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и пропаганда передового отечественного и зарубежного опыта в этой области;  

¾     обучение производственного персонала и населения методам экономии топлива и энергии;  

¾     создание других экономических, информационных, организационных условий для реализации принципов энергосбережения.  

Государственное управление в сфере энергосбережения осуществляют Правительство Республики Беларусь и уполномоченный им республиканский орган государственного управления.  

Республиканский орган государственного управления в сфере энергосбережения проводит государственную политику в соответствующей области, регулирует деятельность, направленную на эффективное использование и экономию топливно-энергетических ресурсов в народном хозяйстве республики, осуществляет государственный надзор за рациональным использованием этих ресурсов, а также иные функции и задачи, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.  

Высшим приоритетом государственной энергетической политики наряду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями является создание условий для функционирования и развития экономики при максимально эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов.  

Государственная программа призвана обеспечить реализацию энергетической стратегии государства. При этом снижение энергоемкости ВВП является обобщающим показателем энергоэффективности экономики.  

Целевая направленность Государственной программы определяется необходимостью решения задач, связанных с :  

¾     высокой энергоемкостью экономики страны;  

¾     низкой обеспеченностью собственными топливно-энергетическими ресурсами;  

¾     необходимостью ускоренного внедрения современных передовых наукоемких технологий во всех сферах народного хозяйства;  

¾     снижением бюджетной нагрузки в социальной сфере;  

¾     улучшением экологической обстановки и повышением уровня экологической безопасности страны;  

¾     ростом производства конкурентоспособной продукции, развитием экспорта и экономики страны;  

¾     оптимизацией топливно-энергетического баланса Республики Беларусь.  

В республике проводится последовательная государственная политика по эффективному использованию энергоресурсов. Однако удельное потребление энергоресурсов для производства ВВП по-прежнему в 1,5-2 раза выше, чем в развитых странах мира. Потенциал энергосбережения остается достаточно высоким.  

Основными приоритетными направлениями в области энергосбережения  

являются:  

¾     повышение эффективности работы и изменение структуры генерирующих источников за счет их модернизации и внедрения газовых, парогазовых, газотурбинных и газопоршневых технологий, преобразование котельных в мини-ТЭЦ, что позволит увеличить выработку электрической энергии на тепловом потреблении и снизить удельные расходы топлива на производство электроэнергии;  

¾     применение частотно-регулируемых электроприводов на механизмах с переменной нагрузкой;  

¾     экономически целесообразная передача тепловых нагрузок от котельных на ТЭЦ Министерства энергетики;  

¾     снижение потерь и расходов энергоресурсов при их транспортировке путем технического переоснащения систем транспорта, оптимизации режимов работы энергоисточников, тепловых и электрических сетей, ликвидации длинных теплотрасс;  

¾     применение современных систем теплоснабжения на базе предизолированных труб с внедрением индивидуальных тепловых пунктов и переходом на качественно-количественное регулирование, позволяющих снизить потери при передаче теплоэнергии до 5 — 7 %;  

¾     внедрение котельного оборудования, работающего на горючих отходах производства, сельского и лесного хозяйства, деревообработки, бытовых отходах, использование ветро- и гелиоэнергетики, других нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;  

¾      ежегодное увеличение импортозамещения дорогостоящего органического топлива;  

¾     установка приборов группового и индивидуального учета газа, воды и тепловой энергии, внедрение систем автоматического регулирования потребления этой энергии, позволяющих снизить потребление энергоресурсов в объеме около 15 %;  

¾     применение автоматических систем управления освещением и внедрение энергоэффективных светильников, позволяющих в 2 раза снизить установленную электрическую мощность системы освещения с одновременным увеличением освещенности до уровня нормативной;  

¾     максимально целесообразная утилизация высоко- и среднетемпературных тепловых вторичных энергоресурсов с использованием их в схемах теплоснабжения, внедрение теплонасосных установок, что позволит частично компенсировать потребность предприятий в тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение;  

¾     максимальное снижение энергозатрат в жилищно-коммунальном хозяйстве с внедрением энергосберегающих мероприятий, реализация которых позволит обеспечивать при новых ценах (тарифах) на энергоресурсы оплату энергоресурсов конкретными потребителями на уровне предыдущего года.  

Выполнение программных мероприятий планируется осуществить за счет реализации комплекса мер государственного воздействия и создания благоприятного инвестиционного климата в стране.  

Организационно-экономической основой политики энергосбережения в перспективе должно стать дальнейшее совершенствование и развитие нормативной правовой базы.  

Основными организационно-экономическими направлениями по совершенствованию деятельности в области энергосбережения являются:  

¾     осуществление более прогрессивной государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений;  

¾     проведение углубленных энергетических обследований юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также сертификация продукции по энергоемкости;  

¾     увеличение финансирования мероприятий по энергосбережению на возвратной основе и с использованием заемных средств;  

¾     разработка новых и совершенствование существующих экономических механизмов, стимулирующих повышение энергоэффективности производства продукции и оказания услуг.  

Формой реализации политики энергосбережения в республике в 2006 -2010 годах будет выполнение республиканской, региональных и отраслевых программ     энергосбережения     с    возможностью     ежегодного     уточнения приоритетов деятельности по энергосбережению.  

Основными направлениями энергосбережения в промышленности в 2006 — 2010 годах являются:  

¾     развитие   на   предприятиях   современной   энергетики   с   вводом   в эксплуатацию когенерационных установок;  

¾     увеличение использования вторичных энергоресурсов и местных видов топлива;  

¾     внедрение современных энергоэффективных технологий и оборудования;  

¾     внедрение частотно-регулируемых электроприводов на механизмах с переменной нагрузкой;  

¾     оптимизация   режимов   работы   и   загрузки   энергоемкого   оборудования, централизация энергоемких производств.  

Основными направлениями энергосбережения в сельском хозяйстве в 2006 — 2010 годах является применение следующих энергосберегающих технологий:  

¾     внедрение современных энергоэффективных технологий и оборудования (клеточное, напольное оборудование, кормораздача);  

¾     внедрение сушильных и топочных агрегатов на местных видах топлива;  

¾     использование   возобновляемых   источников   энергии   -   биогазовых установок для производства тепловой и электрической энергии;
оптимизация и автоматизация теплоснабжения тепличных хозяйств.  

Категория: Сельское хозяйство | Добавил: lipnishki (12.09.2018)
Просмотров: 139 | Теги: Приоритеты энергетической политики | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar