охрана атмосферного воздуха
Проблемы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности приобрели статус одних из самых приоритетных и острых проблем, стоящих перед человечеством. Известно, что достаточно сложно одновременно сохранять темпы экономического роста и минимизировать негативные последствия антропогенного воздействия на природу. Управление в исследуемой сфере занимает одно из центральных мест в контексте обеспечения экологической безопасности Республики Беларусь.
А.Н. Крамник рассматривает государственное управление как отдельный вид государственной деятельности наравне с законодательной деятельностью, судебной деятельностью, прокурорским надзором. Государственное управление осуществляется государственными органами, и в первую очередь органами государственного управления (исполнительной власти). Оно имеет публичный характер, политический оттенок и является государственно-властным. Мы разделяем мнение С.А. Балашенко в том, что необходимо расширить понятие «государственное управление» и рассматривать его в области охраны окружающей среды не только как подзаконную, исполнительно-распорядительную деятельность, но и как нормотворческую и правоприменительную деятельность [1, с. 53] . В юридической литературе это понятие иногда определяется как "государственное регулирование", "правовое регулирование".
Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха - это организующая, повседневная, исполнительная, распорядительная деятельность государственных органов, направленная на практическое исполнение воздухоохранного законодательства в целях сохранения и улучшения качества атмосферного воздуха, его восстановления и предотвращения вредного воздействия на окружающую среду.
Управление в рассматриваемой области базируется на определенных принципах: обеспечение приоритетов, гарантирующих право граждан на благоприятную окружающую среду; сочетание государственного регулирования с местной инициативой, участием общественности; подконтрольность органов государственного управления; гарантирование административного и судебного порядка обжалования решений органов управления; ответственность органов управления и государства за решения, приведшие к отрицательным последствиям в области окружающей среды; информирование и гарантирование права на получение достоверной информации в области окружающей среды; научная обоснованность и экспертиза принимаемых решений [2, с. 84].
В соответствии со ст.13 Закона Республики Беларусь « Об охране атмосферного воздуха» государственное регулирование и управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом министров Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, гидрометеорологии, здравоохранения, внутренних дел и их органами на местах, а также местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции [3].
Основными направлениями государственного управления в области охраны атмосферного воздуха являются: 1) формирование и проведение единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха; 2) принятие законов и иных нормативных правовых актов в области охраны атмосферного воздуха и обеспечение их соблюдения; 3) разработка, принятие и обеспечение реализации целевых и научно-технических программ, планирование других мероприятий по охране атмосферного воздуха, организация их финансирования и материально-технического обеспечения; 4) установление для субъектов хозяйствования ограничений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с международными обязательствами; 5) определение порядка государственного учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и использования атмосферного воздуха на производственные нужды; 6) определение порядка разработки и утверждения предельно допустимых и временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; 7) осуществление мероприятий по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, представляющего угрозу для здоровья людей на территории республики.[4, с. 364]
Система органов государственного управления в данной области объединяет разнообразные органы управления, для которых общим является то, что они осуществляют однородный вид деятельности – государственное управление в области охраны атмосферного воздуха.Компетенция органов государственного управления в данной области чрезвычайно сложна и носит комплексный характер. Важнейшим аспектом здесь является вопрос о четкой регламентации прав и обязанностей органов, имеющий особое значение для осуществления ими своих функций. Правовая регламентация компетенции органов государственного управления Республики Беларусь требует постоянного совершенствования, исчерпывающего и четкого формулирования основных задач, что должно явиться гарантией надлежащего руководства в области охраны атмосферного воздуха. Распределение компетенции между различными органами необходимо проводить с учетом назначения и характера выполняемых ими функций [1, с. 58-59].
В целях сохранения и восстановления качества атмосферного воздуха и обеспечения экологической безопасности разрабатываются государственные, отраслевые и территориальные программы в области охраны атмосферного воздуха [3].
На основе проведенного исследования, мы пришли к ряду выводов. В частности, о том, что система органов управления в области охраны атмосферного воздуха должна обладать способностью достаточно быстро реагировать на все изменения условий производства и труда, применять в практике планирования, учета, ведения кадастра, организации мониторинга новые методы, обуславливающие совокупность экономических, административных и технических рычагов. Органы управления в области охраны атмосферного воздуха должны принимать все возможные меры по охране атмосферного воздуха, минимизации выбросов загрязняющих веществ в воздух и т.п. Например, снижению выбросов способствует обновление автомобильного парка за счет приобретения транспортных средств высоких экологических классов, имеющих низкий уровень выбросов, а также увеличение парка газобаллонных автомобилей, обеспечение поставки на АЗС экологически чистого дизельного топлива и автобензина, увеличение доли электрифицированного пассажирского транспорта. Большое значение для защиты атмосферного воздуха имеют мероприятия по озеленению городов и пригородных зон. Известно, что зеленые насаждения — «легкие» города. Они очищают воздух от вредных веществ, пыли, газов, снижают шум в жилых кварталах, повышают влажность воздуха в жаркие дни и т.п.
Думается, что совершенствование управления в области охраны атмосферного воздуха в Республике Беларусь, которое будет базироваться на научной основе, позволит обеспечить соответствие организационных форм уровню научно-технического развития и практического воплощения.
|