охрана атмосферного воздуха

охрана атмосферного воздуха

Проблемы  природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности  приобрели статус одних из самых приоритетных и острых проблем, стоящих перед человечеством. Известно, что достаточно сложно одновременно сохранять темпы экономического роста и минимизировать негативные последствия антропогенного воздействия на природу. Управление в исследуемой сфере занимает одно из центральных мест в контексте обеспечения экологической безопасности Республики Беларусь.  

А.Н. Крамник рассматривает государственное управление как отдельный вид государственной деятельности наравне с законодательной деятельностью, судебной деятельностью, прокурорским надзором. Государственное управление осуществляется государственными органами, и в первую очередь органами государственного управления (исполнительной власти). Оно имеет публичный характер, политический оттенок и является государственно-властным. Мы разделяем мнение С.А. Балашенко в том, что   необходимо  расширить   понятие   «государственное  управление»  и  рассматривать  его в области    охраны   окружающей   среды   не   только   как  подзаконную,  исполнительно-распорядительную деятельность,    но   и   как   нормотворческую     и правоприменительную деятельность [1, с. 53] .  В   юридической литературе   это  понятие иногда     определяется    как   "государственное  регулирование",   "правовое    регулирование". 

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха - это организующая, повседневная, исполнительная, распоря­дительная деятельность государственных органов, направленная на практическое исполнение воздухоохранного законодательства в целях сохранения и улучшения качества атмосферного воздуха, его восстанов­ления и предотвращения вредного воздействия на окружающую среду.  

Управление  в рассматриваемой области базируется на определенных принципах: обеспечение приоритетов, гарантирующих право граждан на благоприятную окружающую среду; сочетание государственного регулирования с местной инициативой, участием общественности; подконтрольность органов государственного управления; гарантирование административного и судебного порядка обжалования решений органов управления; ответственность органов управления и государства за решения, приведшие к отрицательным последствиям в области окружающей среды; информирование и гарантирование права на получение достоверной информации в области окружающей среды;  научная обоснованность и экспертиза принимаемых решений [2, с. 84].  

В соответствии со ст.13 Закона Республики Беларусь « Об охране атмосферного воздуха» государственное регулирование и управление в области охраны ат­мосферного воздуха осуществляется Президентом Республики Бела­русь, Советом министров Республики Беларусь, Министерством при­родных ресурсов и охраны окружающей среды, гидрометеорологии, здравоохранения, внутренних дел и их органами на местах, а также местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительны­ми органами в пределах их компетенции [3].  

Основными направлениями государственного управления в области охраны атмосферного воздуха являются: 1) формирование и проведение единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха; 2) принятие законов и иных нормативных правовых актов в области охраны атмосферного воздуха и обеспечение их соблюдения; 3) разработка, принятие и обеспечение реализации целевых и научно-технических программ, планирование других мероприятий по охране атмосферного воздуха, организация их финансирования и материаль­но-технического обеспечения; 4) установление для субъектов хозяйствования ограничений на выбро­сы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с меж­дународными обязательствами; 5) определение порядка государственного учета выбросов загрязняю­щих веществ в атмосферный воздух и использования атмосферного воздуха на производственные нужды; 6) определение порядка разработки и утверждения предельно допустимых и временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; 7) осуществление мероприятий по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, представляющего угрозу для здоровья людей на территории республики.[4, с. 364]  

Система  органов государственного управления в данной области объединяет разнообразные органы управления, для которых общим является то, что они осуществляют однородный вид  деятельности  –  государственное  управление  в  области  охраны атмосферного воздуха.Компетенция  органов государственного управления  в данной области чрезвычайно  сложна  и  носит  комплексный  характер. Важнейшим  аспектом  здесь является вопрос о четкой регламентации прав и обязанностей органов, имеющий особое значение для осуществления ими своих функций. Правовая  регламентация  компетенции  органов  государственного управления  Республики  Беларусь  требует постоянного совершенствования, исчерпывающего и четкого формулирования основных задач, что должно явиться гарантией  надлежащего  руководства  в области  охраны  атмосферного воздуха. Распределение компетенции между различными органами необходимо проводить с учетом назначения и характера выполняемых ими функций [1, с. 58-59].  

В целях сохранения и восстановления качества атмосферного воздуха и обеспечения экологической безопасности разрабатываются государственные, отраслевые и территориальные программы в области охраны атмосферного воздуха [3].  

На основе проведенного исследования, мы пришли к ряду выводов. В частности,  о том, что система органов управления в области охраны атмосферного воздуха должна обладать способностью достаточно быстро реагировать на все изменения условий производства  и  труда,  применять  в  практике  планирования,  учета,  ведения кадастра,  организации мониторинга новые  методы,  обуславливающие совокупность  экономических,  административных  и технических рычагов. Органы управления в области охраны атмосферного воздуха должны принимать все возможные меры по охране атмосферного воздуха, минимизации выбросов загрязняющих веществ в воздух и т.п. Например, снижению выбросов способствует обновление автомобильного парка за счет приобретения транспортных средств высоких экологических классов, имеющих низкий уровень выбросов, а также увеличение парка газобаллонных автомобилей, обеспечение поставки на АЗС экологически чистого дизельного топлива и автобензина, увеличение доли электрифицированного пассажирского транспорта. Большое значение для защиты атмосферного воздуха имеют мероприятия по озеленению городов и пригородных зон. Известно, что зеленые насаждения — «легкие» города. Они очищают воздух от вредных веществ, пыли, газов, снижают шум в жилых кварталах, повышают влажность воздуха в жаркие дни и т.п.  

Думается, что совершенствование  управления  в области охраны атмосферного воздуха в Республике Беларусь, которое будет базироваться на  научной  основе, позволит  обеспечить соответствие  организационных  форм  уровню  научно-технического  развития  и практического воплощения.  

Категория: Сельское хозяйство | Добавил: lipnishki (12.19.2018)
Просмотров: 180 | Теги: охрана атмосферного воздуха | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar