Сегодня Беларусь является островком мира и стабильности, донором безопасности в регионе. Это стало возможным во многом благодаря социально-экономической политике, курсу на обеспечение законности и правопорядка, непреклонной позиции по искоренению коррупции и эффективной борьбе с преступностью.
На фоне охвативших многие благополучные страны мира социально-экономических потрясений, политических кризисов, активизации террористической угрозы подходы белорусского руководства к обеспечению законности и правопорядка находят активную поддержку в нашем обществе.
Справочно:
Законность – точное и неукоснительное осуществление правовых предписаний всеми субъектами права в стране. Это подразумевает, что в Республике Беларусь все государственные органы, должностные лица, учреждения, организации, общественные образования, каждый гражданин в отдельности должны выполнять требования положений Конституции, законов, декретов и указов, подзаконных нормативных правовых актов.
Правопорядок – состояние общественных отношений, при котором они соответствуют правовым предписаниям вследствие строгого и неукоснительного их исполнения. Другими словами, правопорядок в стране обеспечивается в результате соблюдения законов и иных нормативных правовых актов.
Созданная в Республике Беларусь система обеспечения законности и правопорядка строится на принципах: верховенства закона; равенства всех граждан перед законом; неотвратимости наказания.
Надежной основой законности и правопорядка выступают политическая стабильность, нацеленность всей системы государственного управления на обеспечение порядка, защиту прав граждан.
В нашей стране эффективно действуют институты власти, обеспечиваются конституционные механизмы функционирования всех ее ветвей. Малейшие попытки подорвать государственные устои неукоснительно получают отпор. Любые проявления экстремизма пресекаются еще в зачатке.
Справочно:
Итоги работы силового блока страны за I полугодие 2016 г. были обсуждены 7 июля 2016 г. в ходе встречи Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко с Государственным секретарем Совета Безопасности Республики Беларусь Засем С.В. Главе государства были доложены основные результаты деятельности силовых ведомств. А.Г.Лукашенко в целом положительно оценил итоги работы силовых структур, которые обеспечили необходимые условия для устойчивого функционирования государственных, общественных институтов, а также обеспечили правопорядок, защиту интересов и прав граждан страны.
Функционирование системы экономических отношений, социальная защищенность, высокие социальные стандарты, достойный заработок позволяют гражданам удовлетворить свои повседневные потребности, реализовать законные интересы в различных сферах, совершенствоваться.
Отражением социальной справедливости в Республике Беларусь является незначительный разрыв между богатыми и бедными частями населения. Это достигается за счет развитой системы социального партнерства, прозрачности управленческой и экономической деятельности, ограничения дифференциации доходов работников госпредприятий.
Справочно.
Несмотря на негативное воздействие мирового финансового кризиса на глобальную экономику, согласно данным проведенного в III квартале 2016 г. Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь республиканского опроса, большинство белорусов (72% граждан) относят себя к людям со средним достатком.
Функционирование режима законности выдвигает особые требования к системе законодательства.
За годы независимости в Беларуси проведена масштабная работа по совершенствованию системы законодательства. Осуществлена комплексная систематизация законодательства, принято 26 кодексов. Общее количество нормативных правовых актов составляет более 132 тыс.
Так, на сегодняшний день в Республике Беларусь приняты и действуют Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь, Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь.
Система законодательства поддерживается в актуальном состоянии в соответствии с вызовами времени и с учетом практики их применения.
Справочно:
В частности, в начале мая 2016 г. вступили в силу поправки в Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, а также в законы о борьбе с терроризмом и противодействии экстремизму, что позволяет адекватно реагировать на возникающие вызовы и угрозы в этой сфере. В проработке находится законопроект о запрете распространения нацистской идеологии.
24 января 2016 г. вступил в силу новый Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон). Положения Закона направлены на последовательное совершенствование антикоррупционного законодательства Беларуси, в частности, принятие дополнительных мер по снижению мотивации должностных лиц к коррупционному поведению, повышению осознания неотвратимости наказания за коррупционные преступления, а также на максимальное усиление роли общественности в выявлении фактов коррупции и информировании об этом правоохранительных органов. Закон является целостным документом, определяющим в том числе ограничения, устанавливаемые для должностных и приравненных к ним лиц, регулирует порядок декларирования доходов и имущества таких лиц.
Справочно:
Законом вводится институт общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией, закрепляются формы участия граждан в такой деятельности (в том числе участие в разработке проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией и в работе комиссий по противодействию коррупции).
К настоящему времени разработаны подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие отдельные вопросы применения антикоррупционного законодательства (выплаты вознаграждений за содействие в выявлении коррупции, обмена информацией между государственными органами).
В стране функционирует система правоохранительных органов и судов, стоящая на страже законности и обеспечивающая правопорядок.
В нее входят система судов Республики Беларусь (во главе с Верховным Судом Республики Беларусь), органы прокуратуры (Генеральная прокуратура Республики Беларусь), органы внутренних дел (Министерство внутренних дел Республики Беларусь), органы государственной безопасности (Комитет государственной безопасности Республики Беларусь), Следственный комитет Республики Беларусь и его территориальные органы, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь.
Отдельные функции в рассматриваемой сфере осуществляются также Государственным комитетом судебных экспертиз Республики Беларусь, Министерством по чрезвычайным ситуациям и его подразделениями, Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь и Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь.
Обеспечивается доступность механизмов правовой защиты граждан, возможность каждому в судебном, административном порядке или путем обращения в правоохранительные органы отстоять свои права.
Справочно:
К примеру, за период с 2015 года по I полугодие 2016 г. органами прокуратуры разрешено 7 315 жалоб по вопросам надзора за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам, из них 6 918 (95%) – по обращениям физических лиц.
В указанный период прокурорами в кассационные сроки проверена законность около 80 тыс. решений судов. Принесено более 4 тыс. кассационных протестов, из которых рассмотрено свыше 3,5 тыс. и удовлетворено более 2 тыс. В порядке надзора прокурорами проверена законность около 13 тыс. судебных постановлений. По результатам изучения дел принесено 415 надзорных протестов, из которых рассмотрено 400, удовлетворено 287.
В 2015 году Беларусь второй год подряд заняла 50-е место в рейтинге по индексу верховенства права по итогам исследований, проведенных международной неправительственной организацией (The World Justice Project). Наши ближайшие соседи – Россия и Украина – расположились на 75-й и 70-й строчках рейтинга соответственно. Также на 65-м месте находится Казахстан, Молдова – 69-я. Лидерами являются государства Северной Европы: Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия и Нидерланды. Еще в первой десятке значатся Австрия, Германия, Сингапур и Австралия. Замыкают рейтинг Зимбабве, Афганистан и Венесуэла.
По оценке независимых экспертов, правопорядок и безопасность в Беларуси находятся на 29-м месте в рейтинге, соблюдение закона заняло 34-е, гражданское правосудие – 30-е, борьба с коррупцией – 43-е место.
Справочно:
Данный рейтинг (индекс) представляет собой комбинированный показатель, рассчитанный на основе данных, полученных из экспертных источников и в результате опроса общественного мнения по восьми базовым критериям: ограничение полномочий институтов власти, отсутствие коррупции, прозрачность институтов власти, защита основных прав, правопорядок и безопасность, соблюдение законов, гражданское правосудие, уголовное правосудие.
Как заявил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко
5 мая 2016 г. на торжественной церемонии вручения государственных наград лучшим людям страны, «мы гордимся тем, что Беларусь в нынешней тревожной обстановке по праву считается уголком стабильности».
По данным Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь, подавляющее большинство граждан страны (82%), оценивая уровень личной безопасности, считают, что ощущают себя в безопасности, находясь на улице, в общественных местах.
1. Одним из основных органов, чья деятельность непосредственно направлена на обеспечение законности и охрану правопорядка, выступают органы внутренних дел.
После обретения страной государственного суверенитета результатом планомерно проводимой работы органов внутренних дел явилось отсутствие в республике криминальных войн, сопровождающихся гибелью людей. В отличие от многих развитых стран мира в Беларуси преступления с применением огнестрельного оружия носят эпизодический характер, исчезли факты заказных убийств, захвата заложников.
Благодаря слаженным совместным действиям в ходе осуществления оперативно-розыскных и проверочных мероприятий органам внутренних дел республики удалось выстроить действенную систему противодействия незаконной деятельности так называемых «воров в законе» и лидеров уголовно-преступной среды. В настоящее время в Республике Беларусь отсутствует общее руководство криминальным миром.
В нашей стране нет выраженных предпосылок и к осуществлению террористической деятельности.
Вместе с тем следует понимать, что мы живем в глобальном мире, и сегодня изначально локальные угрозы быстро становятся общими, затрагивающими все государства проблемами, будь то террористическая деятельность преступной организации «Исламское государство» или серия террористических актов в Западной Европе. Аналитики обращают внимание на то, что в силу своего транзитного положения в Беларуси существует определенный риск оседания носителей экстремистской идеологии.
Об эффективности деятельности органов внутренних дел в сфере борьбы с правонарушениями свидетельствуют следующие статистические показатели.
По данным МВД Республики Беларусь, в I полугодии 2016 г. благодаря активным действиям правоохранителей отмечается снижение общего количества преступлений на 1,8% (в том числе умышленных причинений тяжких телесных повреждений – на 7%, краж – на 7%, а также общего числа потерпевших в стране – на 4%) к аналогичному периоду 2015 года.
За восемь месяцев текущего года на территории Гродненской области отмечается незначительное увеличение числа регистрируемых во всем субъектам учета преступлений (6 486 против 6 387, или +1,6%). При этом, практически на прошлогоднем уровне осталось количество выявленных преступлений, отнесенных к категориям тяжких и особо тяжких (899 против 927).
Справочно:
Рост преступности отмечен на территориях Октябрьского района г. Гродно и еще 8 районов области и наиболее существенно в Берестовицком (+71,2%), Кореличском (+35,0%), Сморгонском (+20,7%), Дятловском (+17,2%) и Щучинском (+10,7%) районах.
В остальных регионах области складывающаяся криминогенная обстановка существенных изменений не претерпела, а на территориях Ленинского района г.Гродно, Волковысского, Вороновского, Гродненского, Зельвенского, Ивьевского, Лидского, Новогрудского и Островецкого районов, наоборот, просматривается позитивная тенденция к сокращению уровня преступности.
В общей структуре зарегистрированных на территории Гродненской области уголовно-наказуемых деяний, по–прежнему, превалируют кражи, удельный вес которых от общего массива зарегистрированных преступлений составил 36,7%, а их значительная часть совершена из жилищ граждан.
Справочно:
По иным видам преступлений в области произошел рост убийств, умышленного причинения тяжких телесных повреждений, в том числе повлекших смерть потерпевших, вымогательств, мошенничеств, хулиганств, хищений путем злоупотребления служебными полномочиями, нарушения правил о сделках с драгоценными металлами, уклонения родителей от содержания детей либо возмещения расходов, уклонения от отбывания наказания в виде ограничения свободы, а также преступлений, связанных с несоблюдением требований превентивного надзора. На уровне аналогичного периода прошлого года осталось число преступлений об изнасилованиях.
Серьёзную обеспокоенность в области вызывает ситуация с наметившимся ростом числа преступлений, совершенных находящимися в состоянии алкогольного опьянения лицами.
Справочно:
Как показали результаты проведенного за первое полугодие текущего года обобщения, в числе основных причин совершения убийств, причинения тяжких телесных повреждений, повлекших смерть граждан, стали длительное злоупотребление спиртными напитками как лицами, совершившими преступления, так и их жертвами, конфликты, внезапно возникшие на почве совместного распития спиртного, а также семейно-бытовых отношений, которые, как правило, связаны с алкоголизацией одного из членов семьи.
В состоянии алкогольного опьянения на момент совершения преступления находилось 50% погибших и 78,3% обвиняемых. В большинстве случаях убийствам предшествовало совместное распитие спиртных напитков, 62,0% убийств были совершены по месту жительства потерпевших, в половине случаях погибшие и обвиняемые состояли между собой в родственных отношениях.
По результатам расследования уголовного дела по обвинению по пункту 2 части 2 статьи 139 УК Авиженя А.С., совершившего убийство престарелого Галинского И.П., 1944 года рождения, установлено, что убийство произошло по месту жительства Авиженя А.С. в д. Лоша Островецкого района во время совместного распития спиртных напитков с Галинским И.П. Данные лица длительное время злоупотребляли спиртными напитками, о чём было известно работникам Гудогайского сельского исполнительного комитета, которые, тем не менее, никаких мер по коррекции антиобщественного поведения и постановке их на учет врача-нарколога не принимали. Кроме этого, по показаниям местных жителей, в доме обвиняемого систематически собирались асоциальные лица для распития спиртных напитков. Однако участковый инспектор не обладал данной информацией и никаких мер профилактического характера в отношении указанных лиц не предпринимал.
В Гродненской области в сфере экономики за 8 месяцев 2016 года выявлено 570 (-36 или -5,9%) уголовно наказуемых деяний, в т.ч. 322 (-26 или -7,5%) относящихся к категориям тяжких и особо тяжких. (Всего по республике выявлено 4935 (+446 или + 9,9%) экономических преступлений, из них 2810 (+355 или +14,5%) относятся к категории тяжких и особо тяжких).
Справочно:
Задокументировано 171 преступление против интересов службы, из которых 82 – факты взяточничества. Выявлено 54 факта хищений путём присвоения либо растраты.
На 34,2% (с 73 до 98) увеличилось количество выявленных преступлений, связанных с нарушениями правил о сделках с драгоценными металлами.
С 75 до 51 (-32,0%) сократилось количество зафиксированных фактов сбыта фальшивых денег, подозреваемые лица установлены по 9.
В условиях политической и террористической напряженности в мире белорусской милицией принимаются меры по недопущению незаконного оборота оружия и боеприпасов, предупреждению правонарушений, связанных с их применением. С 11 по 15 апреля текущего года на территории республики проведено оперативно-профилактическое специальное комплексное мероприятие «Арсенал», направленное на активизацию добровольной сдачи, а также изъятие у населения незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ, выявление и устранение нарушений порядка оборота оружия и боеприпасов.
Справочно:
В текущем году в республике зарегистрировано 410 незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. За 7 месяцев 2016 г. из оборота изъято 748 единиц незарегистрированного оружия, более 37,4 тыс. боеприпасов различного калибра, добровольно сдана 681 единица указанной категории оружия, более 51,9 тыс. боеприпасов. Кроме того, за различные нарушения у индивидуальных владельцев изъято 1685 единиц зарегистрированного оружия.
К административной ответственности за нарушение правил обращения с огнестрельным оружием привлечены 398 граждан, за нарушение сроков регистрации (перерегистрации) огнестрельного или газового оружия либо правил постановки его на учет – 903, за незаконные действия в отношении охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия – 29 человек.
Во взаимодействии с Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, другими природоохранными организациями на постоянной основе проводятся совместные мероприятия по выявлению и пресечению нарушений природоохранного законодательства, осуществляется выявление и изъятие оружия у браконьеров.
Одной из социальных проблем в последние годы в Республике Беларусь стала наркоторговля.
В Гродненской области в первом полугодии 2016 г. зарегистрировано 294 случая незаконного оборота наркотических средств, что на 33 меньше аналогичного периода прошлого года. Такая же тенденция прослеживается и в целом по Республике Беларусь.
На законодательном уровне в феврале 2015 г. были ужесточены меры ответственности за незаконный оборот наркотиков, понижен возраст, с которого наступает ответственность за такие действия (14 лет), что вызвало неоднозначную реакцию в обществе.
Вместе с тем, меры, принимаемые правоохранительными органами области по наркоконтролю в соответствии с законодательством, позволили остановить рост наркомании.
В текущем году в области пресечена преступная деятельность шести Интернет-магазинов по торговле наркотическими средствами и психотропными веществами.
В целях недопущения распространения наркомании в Беларуси и сохранения здоровья нации основные усилия подразделений наркоконтроля республики, области направлены на пресечение преступной деятельности наркосбытчиков, выявление и перекрытие каналов поставки и транзита наркотиков, обнаружение и ликвидацию подпольных нарколабораторий, изъятие из незаконного оборота особо опасных синтетических психотропных веществ.
В результате предпринятых практических мер за первые
6 месяцев 2016 г. в Республике Беларусь органами внутренних дел выявлено почти 3,4 тыс. наркопреступлений, из них
более 1,5 тыс. связаны со сбытом. В ходе проведения оперативно-розыскных и иных мероприятий пресечено 27 каналов поставок наркотиков в республику из-за границы, а также их транзитных перевозок. В рамках возбужденных уголовных дел из незаконного оборота изъято более 100 кг наркотических средств и свыше 16 кг психотропных веществ. Пресечена деятельность 5 подпольных нарколабораторий, а также выявлено 13 помещений, специально приспособленных и оборудованных для выращивания наркосодержащих растений.
Справочно.
За нарушение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 г. № 1 «О некоторых вопросах государственного регулирования оборота семян мака» в текущем году в отношении 49 лиц составлены административные протоколы. Из незаконного оборота изъято более 18 т семян мака, наложено штрафов на сумму свыше 850 млн. неденоминированных белорусских рублей, возбуждено 41 уголовное дело в связи с засоренностью семян мака маковой соломой.
В рамках реализации требований Декрета Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2014 г. № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков» в текущем году составлено и вступило в законную силу
832 административных протокола, наложено штрафов на сумму почти 1 млрд. неденоминированных белорусских рублей.
Нарабатывается практика возбуждения уголовных дел за незаконное перемещение наркотиков через Государственную границу Республики Беларусь (январь–июнь 2016 г. – 28), а также за появление в общественном месте в состоянии наркотического опьянения (январь–июнь 2016 г. – 23).
Справочно:
В ходе проведения комплекса оперативно-профилактических мероприятий, направленных на недопущение распространения на территории Республики Беларусь «насвая», из незаконного оборота изъято свыше 1,3 т данного вещества, составлено 46 административных протоколов.
Проявляется положительная тенденция снижения количества выявленных наркопреступлений, совершенных с участием несовершеннолетних. Существенно уменьшилось количество наркопреступлений, совершенных ранее судимыми.
В Гродненской области за 8 месяцев текущего года зарегистрировано 16 (-5) фактов передозировки наркотическими средствами, со стороны несовершеннолетних – 0 (-5). Летальных исходов не зафиксировано.
Справочно:
По состоянию на 01.07.2016 года по данным наркологической службы Гродненской областичисло лиц, состоящих на учете в связи с немедицинскими потреблением наркотических средств, в сравнении с 01.01.2016 уменьшилось – 1 187 (-59), причем несовершеннолетних – почти наполовину (37; -34).
Выявлено 559 (+27 или +5,1%) преступлений по линии НиПТЛ, в том числе 219 относящихся к категории тяжких и особо тяжких. 391 уголовное дело возбуждено за незаконный оборот наркотиков, в том числе 183 – по фактам их сбыта.
Установлены 307 лиц, совершивших преступления по линии наркоконтроля, в том числе 59 сбытчиков, 14 несовершеннолетних и 7 иностранцев.
Подразделениями по наркоконтролю республики продолжается активная работа по пресечению распространения психоактивных веществ с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.
Справочно:
Так, пресечена деятельность 40 интернет-магазинов, созданных для реализации наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Ограничен доступ к 12 сайтам, содержащим сообщения или материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков, заблокировано свыше 300 кошельков электронных денег.
За 6 месяцев 2016 г. в Республике Беларусь в сфере противодействия торговле людьми и иным связанным с ней деяниям выявлено 787 преступлений, из них 206 (26,2%) тяжких и особо тяжких.
Справочно.
Из общего количества выявленных преступлений 62 правонарушения связаны с трафикингом (незаконной продажей или перепродажей), в том числе 27 тяжких и особо тяжких (торговля людьми – 1; похищение человека в целях эксплуатации – 2; использование занятия проституцией – 40, из них 24 совершенных при отягчающих обстоятельствах, в том числе 14 – с вывозом потерпевших за рубеж; вовлечение в занятие проституцией – 19).
Среди вышеуказанных выявлено 27 преступлений, связанных с вывозом 39 человек за пределы государства в целях эксплуатации (жертв, планировавшихся к вывозу, – 16). Перекрыто 12 каналов вывоза людей в 5 стран мира в целях эксплуатации. Установлены 32 лица, подозреваемых в трафикинге, из них в отношении 24 избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Установлены 416 лиц, подозреваемых в совершении преступлений, связанных с порнографией и вовлечением несовершеннолетних в антиобщественное поведение (из них в отношении 15 избрана мера пресечения в виде заключения под стражу). Ликвидирована одна порностудия, прекращена деятельность одного порносайта.
Многочисленные эксперты в сфере нелегальной миграции акцентируют внимание на последствиях для Европейского союза миграционного кризиса, обусловленного наплывом беженцев из государств Ближнего Востока и Африки, а также дальнейшими попытками транзитной незаконной миграции через территорию Беларуси выходцев из Сирии, Ирана, Ирака, Афганистана, Вьетнама и ряда других государств. Правоохранительными органами республики уже неоднократно задерживались граждане различных стран, имеющие реальный опыт боевых действий, незаконно прибывшие на территорию нашей республики с целью дальнейшего выезда в страны Евросоюза.
|