Выбор проблемы исследования
Начинать научное психологическое исследование следует с тщательного продумывания проблемы, на решение которой оно направлено. Проблемой научного психологического исследования является некое противоречие, существующее в реальной действительности или возникшее в ходе практической деятельности. Такое противоречие может возникать между различными точками зрения на сущность психических явлений или их проявлений; между условиями реальной ситуации и предъявляемыми к ней требованиями; между теоретическими положениями психологии и практикой их реализации; противоречие можно обнаружить в самой природе явления или объекта. Проблемы для психологического исследования могут быть заданы также несоответствием уровня психологического знания потребностям общества и личности.Обоснование проблемы исследования – это логичное и, по возможности, лаконичное объяснение, ради чего данное исследование необходимопроводить. Последовательность формулирования проблемы психологического исследования может быть следующей: а) обнаружение дефицита знания в конкретной области психологии; б) обоснование необходимости устранения этого дефицита; в) описание проблемной ситуации на житейском уровне; г) формулирование проблемы в научных психологических терминах.
Выбор проблемы курсового исследования возможен двумя взаимодополняющими способами.
Первый способ предполагает обращение к научной психологической литературе. Он требует досконального изучения существующих психологических исследований в определенной области и выявления тех проблем, которые в силу определенных причин оказались неизученными или малоизученными. Выбор проблемы исследования в этом случае определяется ее слабой теоретической или эмпирической разработанностью. В случае обнаружения такой проблемы ставится вопрос о практической ценности ее решения. Если выбранная психологическая проблема является неизученной, а ее разрешение способно принести практическую пользу, то можно приступать к исследованию.
Второй способ выбора проблемы психологического исследования предполагает обращение к реальному человеку, его индивидуальному или социальному бытию. В реальной жизни всегда существуют определенные точки личностного или социального напряжения. В качестве таковых могут выступать следующие проблемы современного общества: совладение личности с динамично изменяющимися условиями жизни, компьютерная зависимость ребенка, потеря смысла жизни безработным, конфликты или насилие в семье, суициды в подростковом и юношеском возрасте. Выявленную индивидуально-личностную или социальную проблему необходимо сформулировать как проблему психологическую, то есть на языке психологических понятий и категорий. Для этого следует обратиться к существующим психологическим исследованиям и установить, насколько данная проблема изучена. Если обнаруженная проблема изучена недостаточно вообще или в современных социокультурных условиях, то следует проанализировать ее на предмет наличия в современной психологии соответствующего диагностического инструментария и доступности исследовательской базы. Сочетание данных условий: актуальность социальной проблемы, разрешение которой возможно с помощью психологического знания, наличие психологических теорий, объясняющих данную проблему, наличие диагностического инструментария и доступность баз эмпирического исследования является весомым основанием для проведения научного психологическогоисследования.
|