Воспитание семейных ценностей – общая забота семьи и школы
Помочь семье реализовать свои воспитательные функции – главная забота государства. Для этого предпринимаются конкретные шаги по обеспечению тесного взаимодействия семьи и школы, созданию условий для участия родителей в образовательном процессе и оказания им психолого-педагогической помощи в обучении и воспитании детей.
Для удовлетворения запросов семьи по образованию детей и молодежи в области созданы все условия.
Обеспечено развитие гибкой многофункциональной сети дошкольных учреждений, благодаря чему охвачено 81,8% детей от 1 года до 6 лет (республиканский показатель -75,3%).
Следствием активного внедрения новых форм дошкольного образования, организации подвоза стало увеличение процента охвата детей в сельской местности – 77,7% (республиканский показатель -54,5%).
Уровень заболеваемости воспитанников стабильно ниже республиканского. Показатель пропуска дней по болезни 1 ребенком – 4,9 (республиканский показатель — 9,1).
Достигнуты хорошие результаты в системе общего среднего образования. Правильное и своевременное принятие управленческих и кадровых решений позволило обеспечить стабильность качества образования.
6-й год подряд регион лидирует в республике по количеству учащихся 9 и 11 классов, сдавших выпускные экзамены на высоком и достаточном уровнях.
В последние два года по итогам заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам область демонстрирует хороший результат. Трое учащихся стали победителями международных предметных олимпиад.
В области работает 27 учреждений профессионально-технического образования (далее — УПТО), 18 учреждений среднего специального образования (далее — УССО) и 4 учреждения высшего образования (далее — УВО). В УВО обучение осуществляется по 78 специальностям различного профиля на дневной форме обучения и по 60 специальностям на заочной форме обучения. УССО ведут подготовку специалистов среднего звена по 45 специальностям, УПТО - по 49 учебным специальностям, включающим 92 рабочих квалификации. В них обучается 52 739 учащихся и студентов.
Созданы условия для развития интересов и творческих способностей детей и молодежи. В системе образования Гродненской области работают 49 учреждений дополнительного образования детей и молодежи (далее — учреждения), из них 24 многопрофильных центра, 7 центров технического творчества, 10 — туризма и краеведения, 7 — эколого-биологических, 1 спортивного направления (г.Лида). Создана сеть опорных школ туристического, экологического, технического профилей.
В учреждениях дополнительного образования детей и молодежи занято около 50% обучающихся. Более 45% объединений работает в вечернее время и выходные дни.
Обеспечена преемственность на всех уровнях воспитательной работы. Результатом стало ежегодное снижение преступности среди несовершеннолетних и социального сиротства.
Однако не могут не волновать общество негативные тенденции подросткового и молодежного поведения. Особенно тревожит обострение ситуации с употреблением наркотиков и курительных смесей в молодежной среде. Анализируя эти явления, нельзя не заметить, что многие из них берут начало в семье.
На начало текущего учебного года в области имеют несовершеннолетних детей 112080 семей, из них 19721 - неполные, 1625 - неблагополучные.
Статистика и средства массовой информации постоянно приводят негативные примеры неблагополучных семей, уклоняющихся от воспитания своих несовершеннолетних детей. Посещая семьи, где родители пьют, не работают, невольно задаешься вопросом — какой пример подают родители своим детям? В последние годы появилось и такое явление, как скрытое сиротство. В поисках заработка родители уезжают, оставляя детей на попечение бабушек и дедушек, родственников и знакомых, которые не всегда могут обеспечить достойные условия воспитания.
В 2006 году был принят Декрет Президента Республики Беларусь № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», направленный на профилактику семейного неблагополучия. Поставлена задача раннего выявления семейного неблагополучия. В работу с семьей включились государственные органы, депутаты, сельские советы, общественные организации.
Благодаря совместным усилиям ежегодно уменьшается количество детей, чье положение признается социально опасным, все больше детей возвращается родителям после их отобрания и проведения реабилитационных мероприятий с семьей. Подавая руку помощи семьям в преодолении жизненных трудностей, мы тем самым помогаем им избежать развития семейного неблагополучия.
С целью социально-психологического сопровождения детей, оказавшихся в неблагоприятной жизненной ситуации, в каждом районе области открыты социально-педагогические центры, имеющие в своем составе детские социальные приюты. За весь период действия Декрета более 60% детей, признанных нуждающимися в государственной защите и помещенных в приюты, возвращено родителям на воспитание – это 2700 детей. Имеется положительная тенденция восстановления в родительских правах родителей, лишенных судом прав в отношении своих детей. За 7 лет возвращен 271 ребенок, и эта цифра с 2011 года ежегодно увеличивается. Таким образом, – налицо оздоровление многих семей, и это отрадное явление нашего общества, которое необходимо всемерно поддерживать и развивать.
Актуальной остается проблема непонимания в семье, что зачастую провоцирует самовольные уходы детей и подростков из дома, поиск молодежью сомнительных способов проведения времени. Ряд внешне благополучных семей испытывает свои трудности из-за недостатка педагогических и психологических знаний, отсутствия взаимопонимания с детьми и школой.
Видя эти вопросы, учреждения образования стали изыскивать новые формы взаимодействия с семьей. Работа стала проводиться дифференцированно, исходя из проблем и потребностей семьи, ведь, говоря словами Л.Н.Толстого, «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
Для разных категорий родителей в учреждениях образования организовано психолого-педагогическое просвещение через лектории. Так, во время проведения акции «Стоп, СПАЙС!» для родителей демонстрировались фильмы, перед ними выступали сотрудники правоохранительных органов, здравоохранения. Не могли не впечатлить кадры с изображением обкуренных подростков, и закономерным становилось решение всем вместе бороться с этим негативным явлением. Данной проблеме посвящен «круглый стол» в газете «Гродненская правда», который проводится 15 мая.
Развивается сеть семейных клубов (2013 г. – 813, 2012г. — 782, 2008г. — 702) для родителей разных семей, в том числе замещающих, детей-инвалидов, одаренных детей, молодых родителей, кандидатов в замещающие родители. В учреждениях дошкольного образования организована работа 168 «Материнских школ». Клубными формами работы охвачено 99,5 тыс. родителей.
Социально-педагогическими и психологическими службами учреждений образования по проблемам семейных отношений проводятся групповые и индивидуальные консультации для родителей, причем для удобства родителей они проводятся преимущественно в субботний день или в вечернее время в рабочие дни.
Позитивная, успешная семья, в основе которой заложен здоровый стиль жизни, обладает огромным воспитательным потенциалом. Популяризация ее — одна из основных задач, которую мы ставим перед собой, проектируя дальнейшее взаимодействие семьи, учреждения образования, социума.
В первом полугодии 2014 года реализуется областной семейный проект «Родовод». В учреждениях образования организованы акции, праздники, вечера «Моя родословная», «Я и Отчизна», «Моя родная Беларусь», «Молодость наших отцов», «Моя гордость – мои родители», аукционы идей семейной педагогики, семейные академии, создание семейных летописей, рукописных книг и дневников, восстановления семейных архивов по передаче детям, внукам и правнукам семейных реликвий, использования документальных книг и материалов для изучения героического прошлого семьи, родственников и др. Итог — проведение областного праздника «Родительский дом – начало начал», который состоится 17 мая 2014 года. Для участия в нем представлено 94 семьи из 79 учреждений образования, прошедших районный этап. Это станет началом организации родительско — педагогического движения «Школа и семья – величины равно ответственные и равно заинтересованные в судьбе ребенка». Полагаем, что к нему присоединятся все позитивно мыслящие граждане, в том числе и присутствующие в зале. Будем помнить: чужих детей не бывает.
***
В наше время семья остается важнейшей средой сохранения и передачи из поколения в поколение культурных ценностей и национальных традиций. Семья – это фундамент общества, основа его стабильности и процветания.
Государственная семейная политика в Беларуси направлена на консолидацию усилий всех ветвей власти, социальных институтов и благотворительных организаций, так как в деле поддержки семьи, формирования здорового образа жизни, укрепления положительных семейных традиций и ценностей заинтересованы все.
Здоровая семья – гарант развития гармоничной личности и прочности общественного строя. Главная задача государства – способствовать укреплению ее потенциала, создавать условия для максимально полной реализации семьей ее основных функций.
|