Труд молодежи
Государство в лице государственных органов содействует формированию здорового образа жизни, поддерживает молодые семьи, талантливую и одаренную молодежь, поддерживает молодежь в получении образования, содействует в реализации права молодежи на труд, на объединение и многое другое.
Молодежь – это будущее любой страны. Поэтому вопросы образования и занятости молодых людей входят в приоритеты цели развития большинства стран и правительств [1, c. 24].
В соответствии, со статьей 41 Конституции Республики Беларусь, гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда [2].
Основным источником регулирования труда молодежи является Трудовой кодекс Республики Беларусь. В ст. 273 Трудового Кодекса Республики Беларусь говорится о том, что несовершеннолетние в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются гарантиями, установленными настоящим Кодексом, иными актами законодательства, коллективными договорами, соглашениями [3].
Как и несовершеннолетние, так и совершеннолетние, не имеющие опыта работы, а иногда и квалификации, являются наименее конкурентоспособными на рынке труда поэтому трудоустройство молодежи является одним из важнейших направлений государственной политики.
В.Е. Ванкевич отметил, что рынок труда молодежи в Республике Беларусь имеет схожие характеристики с аналогичными сегментами труда других стран. В основном он представлен вторичной, неполной занятостью, сезонными работами, преимущественно в сфере услуг, не всегда по приобретаемой специальности. Белорусские студенты активны в совмещении учебы и работы, как и их зарубежные коллеги, имеют схожие целевые установки [1, c. 29].
Также следует согласиться с мнением В.Е. Ванкевича о том, что рынок труда молодежи нуждается в укреплении потенциала его участников (государственной службы занятости, учреждения образования, кадровых агентств, предприятий) и усилении взаимодействия между ними, направлениями которых могут стать: принятие программы (концепции) согласования рынка образованных услуг и рынка труда; создания сети центров содействия занятости молодежи (выпускников); развития адаптированной к рынку труда системы непрерывного профессионального обучения; создание качественной информационной базы, обеспечивающей мониторинг молодежного рынка труда, эффективное согласование рынка образовательных услуг и рынка труда [1, c.29].
По моему мнению, подобные нововведения, которые предлагает ввести В.Е. Ванкевич, помогут отслеживать востребованные профессии на рынке труда и привлекать молодежь для обучения им, также это поможет координировать учреждения образования, которые смогут открывать новые востребованные специальности, регулировать набор и т.д.
Так для увеличения численности занятой молодежи, для реализации их права на труд, получения опыта, государство ввело такое определение, как «молодой специалист», который в свою очередь, наделяется определенными гарантиями в трудовых отношениях. Данные гарантии выражаются в распределении (перераспределении) выпускников, увольнении молодых специалистов, молодых рабочих (служащих) и многое другое.
К примеру, в соответствии со ст. 85 Кодекса Республики Беларусь об образовании, при отказе нанимателя в приеме на работу выпускника, направленного на работу в соответствии с заявкой этого нанимателя или договором о взаимодействии, о подготовке специалиста (рабочего, служащего), учреждение образования осуществляет последующее распределении (перераспределение) выпускника [4].
В законодательстве Республике Беларусь предусмотрены ограниченные случаи увольнения молодых специалистов, молодых рабочих (служащих) или перевод их на работу, которая не связана с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией, до окончания указанного в свидетельстве о направлении на работу срока обязательной работы запрещается, за исключением увольнения по инициативе нанимателя по основаниям, предусмотренным в пунктах 1, 2, 4 — 9 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь, а также по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, предусмотренным в пунктах 1 — 3, 5, 6 статьи 44 Трудового кодекса Республики Беларусь. Также можно уволиться при нарушении нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора (статья 41 Трудового кодекса Республики Беларусь), при переходе на выборную должность [5].
Исходя из этой нормы, по мнению автора, можно утверждать о том, что увольнение молодого специалиста по соглашению сторон (ст. 37 Трудового кодекса Республики Беларусь) запрещено. Отдельные молодые специалисты для того, чтобы уволиться нарушают трудовое законодательство, к примеру: систематически не исполняют свои обязанности и т.д. Убытки от контракта с таким сотрудником значительно превышают прибыль от разницы в зарплате, которую пришлось бы платить квалифицированному и заинтересованному сотруднику.
Я считаю, что законодатель должен предоставить право молодым специалистам прекращения трудового договора по соглашению сторон, с последующим возмещением в республиканский и (или) местные бюджеты средств затраченных государством на подготовку научного работника высшей квалификации, специалиста, рабочего, служащего, как это предусмотрено при отказе от распределения. Думается, что введение данной нормы в трудовое законодательство поможет избежать многих проблем, как нанимателю, так и работнику.
|