Тестирование – форма контроля учебной деятельности учащихся.
Наряду с традиционными методиками оценивания все шире используется тестовый контроль знаний. Постепенно учителями начинает осознаваться явный приоритет письменной формы оценки знаний перед устной. Повышается объективность и надежность, уменьшается стресс у учащихся, снижается субъективизм учителя, связанный с симпатиями и антипатиями, возможностью негативной отметкой наказать ученика за различные проступки. Суммирование результатов текущего (рубежного) и итогового контроля стимулирует ученика к систематической работе в течение года, а использование индивидуального рейтинга как основного показателя успехов в обучении порождает состязательность в учебе, положительно влияет на мотивацию учащихся, сводит до минимума случайность в оценивании [1].
Следует отметить, что прежде чем применять тестовые процедуры, их нужно хорошенько изучить и адаптировать к существующим реалиям. Не следует идти путем механического копирования, теряя собственные практические наработки. Автоматический перенос чужих методик в наши условия является не только нецелесообразным, но и зачастую вредным. Это связано не только с несогласованностью содержания, целей, требований образования, но и определенными психологическими особенностями людей, так как каждое общество характеризуется своими традициями, менталитетом, отношением к закону. И то, что хорошо, продуктивно и оправданно для одной системы образования, не всегда является таковым для другой. Это верно и в отношении тестов. Адаптация же методик иногда настолько длительна и дорогостояща, что применение тестов становится нетехнологичной и неэкономичной процедурой. К тому же современные тесты, созданные в других странах, не всегда доступны, поскольку часто являются секретным материалом конкретных учебных заведений или требуют для их приобретения значительных материальных затрат. Поэтому в Республике Беларусь уже формируется собственная система тестирования.
Для того чтобы тесты отвечали всем предъявляемым к ним требованиям и оправдывали те надежды, которые на них возлагают, необходимо планомерное, систематическое внедрение форм контроля, предусматривающее научный, аналитический подход к проблеме использования тестов. Для того чтобы ученики были адаптированы к итоговым тестам, показывали результаты, соответствующие их уровню подготовки и развития, им необходим предварительный опыт работы с тестами. А поэтому тесты должны использоваться на всех ступенях обучения (не только для контроля, но и для обучения, тренировки). Этим целям отвечают обучающие и тематические тесты.
Тесты традиционно используются и для итогового контроля знаний. Этому способствует их объективность, экономичность, надежность, быстрота и возможность проверки с помощью тестов большого объема информации. Еще одной из причин, обуславливающей их актуальность использования для итогового контроля, является возможность отражения в тесте в наиболее концентрированном виде определенного стандарта образования – тех знаний и умений, которыми должны владеть учащиеся, тех задач, которые они должны уметь решать[2].
Педагогический тест – средство контроля знаний, возможность с заданной точностью определить надежность проводимых измерений. Профессионально составленный тест по физике позволяет за короткий промежуток времени проверить знания большого количества учащихся по полной программе преподаваемой дисциплины, в то время как традиционные экзамены представляют собой лишь выборочную проверку знаний [1].
Тесты как измерительный инструмент используется в большинстве стран мира, но они не являются универсальным средством.
Тесты по физике являются значительно более качественным и объективным способом оценивания. Объективность тестирования по физике достигается путем стандартизации процедуры его проведения и проверки показателей качества заданий и тестов целиком. Стандартизированная форма оценки, используемая в тестах достижений, позволяет соотнести уровень успехов учащегося по физике как в целом, так и по отдельным разделам со средним уровнем достижений учащихся в классе. К тому же тесты – более объемный инструмент. Выполняя тестовые задания по физике, каждый ученик использует знания по всем темам, предусмотренным программой.
Еще одно существенное отличие тестов по физике от традиционных методов аттестации состоит в том, что использование при тестировании процедур и единых критериев оценки приводит к снижению экзаменационных стрессов. Тест – широкий инструмент и с точки зрения интервала оценивания. Если провести аналогию с прыжками в высоту, то традиционная контрольная работа представит собой не линейку, а палочку, на которой нанесены три риски – 5, 4 и 3. В случае выполнения учеником всех заданий он получает отличную отметку. При этом совершенно не ясно, перепрыгнул он палочку с запасом в несколько раз или пролетел прямо над ней. То же можно сказать и про нижнюю отметку. При сравнении тестирования и традиционного оценивания можно увидеть, что первое предоставляет возможность расширить шкалу оценивания как вверх, так и вниз. Означает ли тот факт, что если ученик не выполнил ни одного задания по физике, что он ничего не знает? Скорее всего, нет. Давая широкие возможности для проявления достижений, тест по физике представляет собой измерительный инструмент примерно трехметровой высоты, риски при котором расположены практически от земли. В этом отношении тестирование приходит в противоречие с учительским стереотипом о том, отличную оценку нужно выставлять только в том случае, если все задания по физике выполнены правильно [3].
Можно отметить гуманизм тестирования в том, что всем предоставляются равные возможности, а широта теста дает возможность ученику показать свои достижения на широком поле материала по физике. Таким образом, ученик получает некоторое право на ошибку, которого он лишен при традиционном способе оценивания.
|