Статус иных участников военных действий
К иным участникам военных действий относятся:
· партизаны;
· военные разведчики;
· иностранные военные советники и инструкторы;
· наёмники;
· добровольцы;
· шпионы.
Под партизанами понимаются лица, организованные в отряды, не входящие в состав регулярных армий, сражающиеся преимущественно в тылу неприятеля в процессе справедливой войны против иноземных захватчиков и опирающиеся на сочувствие и поддержку народа.
В соответствии со ст. 1 Положения к Гаагской конвенции «О законах и обычаях войны» 1907 г., ополчение и добровольческие отряды (партизаны и бойцы национально-освободительных движений) являются комбатантами, если они:
· принадлежат к какому-либо военным образом организованному отряду, действующему от имени государства, во главе которого стоит ответственное лицо.Данное требование является бесспорным, поскольку наличие ответственного командира является свидетельством организованности партизанского движения и служит гарантией соблюдения его участниками правил ведения войны. Однако условие об ответственном командире не должно абсолютизироваться и тем более толковаться расширительно. Международному праву безразлично, кем будет возглавляющий партизан командир: офицером, правительственным чиновником или лицом, выбранным на этот пост самими партизанами. Важно лишь, чтобы он был ответственным за выполнение его подчиненными правил ведения войны.
· носят отличительные знаки, позволяющие провести внешнее различие между комбатантом и гражданским лицом.Необходимость ношения отличительного знака, с одной стороны, указывает на намерение данного лица принимать активное участие в боевых действиях, а с другой — позволяет воюющим соблюдать законы и обычаи войны (в данном случае — не вести военные действия против гражданского населения). Предусмотренное Гаагскими конвенциями, а затем дословно воспроизведенное Женевскими конвенциями 1949 года требование "иметь определенный и явственно видимый издали отличительныйзнак" вызвало массу споров и разночтений среди ученых, занимающихся данной проблематикой2. Суть их, однако, сводится к тому, что, во-первых, партизан нельзя ставить в худшее положение, чем солдат регулярной армии, следовательно — не может быть и речи о расширительном толковании «явственно видимого» отличительного знака; во-вторых, определенный отличительный знак не должен препятствовать маскировке партизан, поскольку в современных условиях тщательная маскировка войск является одним из важнейших принципов ведения войны.
· открыто носят оружие.Данное условие тесно связано с предыдущим, поскольку при его выполнении также нельзя пренебрегать задачами маскировки партизан. Необходимо отметить, что требование "открыто носить оружие" всегда подвергалось критике в международно-правовой литературе. Эта критика сводилась к тому, что если партизаны уже имеют отличительный знак, то этого достаточно для того, чтобы рассматривать их как комбатантов. Вместе с тем, лицо, открыто носящее оружие, но не имеющее отличительного знака партизанского движения, не обязательно относится к партизанскому отряду. При этом следует иметь в виду, что партизаны используют такие же методы ведения боевых действий, какими пользуются регулярные войска.
· соблюдают законы и обычаи войны.Данное условие является бесспорным и наиболее важным из всех перечисленных. Направленное на гуманизацию вооруженных конфликтов требование соблюдения партизанами законов и обычаев войны имеет целью пресечение попыток превращения войны в вакханалию. В то же время требование это нисколько не связано со спецификой партизанской борьбы. Оно обязательно и для других комбатантов, в том числе и лиц, входящих в состав регулярных вооруженных сил. Отсюда вытекает, что нарушение законов и обычаев войны, совершаемые отдельными партизанами, влекут за собой соответствующие правовые последствия лишь в отношении нарушителя. Но эти нарушения нисколько не отражаются на правовом статусе партизанского отряда в целом[5].
При соблюдении этих условий члены партизанских отрядов при попадании в плен признаются комбатантами.
Военные разведчики — лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, носящие военную форму и проникающие в расположение неприятеля в целях сбора сведений о нем для своего командования. Захваченные в плен разведчики пользуются статусом военнопленных.
В ходе Второй мировой войны остро ставился вопрос о парашютистах, забрасываемых в тыл противника. 18 октября 1942 г. германское командование издало приказ, в соответствии с которым военнослужащие, высаживаемые на парашютах, рассматривались как незаконно воюющие и их предписывалось уничтожать, "даже если они с внешней стороны выглядят как солдаты и одеты в форму" [1, с. 30].
Данный приказ был грубейшим нарушением IV Гаагской конвенции, поскольку в соответствии со статьей 29 Гаагского положения устанавливается, что лица, выполняющие военные задания в тылу противника и носящие форму своей армии, рассматриваются как военные разведчики и в случае их захвата пользуются режимом военного плена.
Международный военный трибунал в своем приговоре расценил эти действия нацистов как вопиющее нарушение законов и обычаев войны.
Иностранные военные советники и инструкторы- это лица, входящие в вооруженные силы другого государства, которые в соответствии с международными соглашениями находятся в другом государстве для оказания помощи в освоении боевой техники и обучении личного состава вооруженных сил. Советники и инструкторы не участвуют в военных действиях. Советники обучают ведению боевых действий. Инструкторы помогают в освоении боевой техники. Однако если эти лица принимают участие в боевых действиях, они приравниваются к комбатантам.
В соответствии со ст. 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г., наёмник— это любое лицо, которое:
· специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
· фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;
· принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
· не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
· не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
· не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил [5].
Последние пункты приведенного определения позволяют четко отграничивать наемников от военных советников и инструкторов, которые направляются в другое государство на основе двусторонних соглашений для оказания ему помощи в создании вооруженных сил, подготовке военных кадров и обучении войск, а иногда и для помощи в организации и ведении боевых действий [11, с. 132].
Выделяют следующие критерии наёмника:
1. основным критерием определения наёмника является побудительный мотив — материальное вознаграждение. Хотя ст. 47 не говорит о форме такого вознаграждения (регулярные выплаты или разовые — за каждого убитого, пленного, за уничтожение военной техники противника и т.д.), главным в ней является то, что оно гораздо выше, чем у комбатантов того же ранга и функций, входящих в личный состав вооруженных сил данной стороны.
2. наёмник специально вербуется для участия в конкретном вооруженном конфликте. При этом не важно, где наёмник завербован (за границей или на территории государства, в котором происходит вооруженный конфликт), а также кто его завербовал: специальная организация, частное лицо или представитель одной из воюющих сторон.
3. наёмник не является ни гражданином, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте, и не послан третьими государствами для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав их вооруженных сил. Данный критерий проводит чёткое различие между наёмниками и военными советниками, не принимающими непосредственного участия в боевых действиях и направленными на службу в иностранную армию по соглашению между государствами.
4. важным критерием, характеризующим наёмника, является его принадлежность к вооруженным силам одной из воюющих сторон. Согласно ст. 3 IV Гаагской конвенции 1907 года воюющая сторона "ответственна за все действия, совершенные лицами, входящими в состав ее военных сил". Следовательно, при разграничении статуса наёмника и добровольца определяющим является именно факт включения данного лица в личный состав вооруженных сил, что делает данное лицо законным комбатантом, и воюющая сторона, включившая его в личный состав своих вооруженных сил, тем самым берет на себя международно-правовую ответственность за его действия [5].
Наёмник — это лицо, завербованное для использования в вооруженном конфликте, фактически принимающее участие в военных действиях в целях получения материального вознаграждения.
Батырь В.А. отмечает, что важность этого определения состоит в том, что в нем проводится четкое разграничение между иностранцами-наемниками и иностранцами — военными советниками. Наёмничество представляет собой серьезную опасность, особенно для небольших развивающихся государств. В 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников. Конвенция признала наёмничество серьезным преступлением, затрагивающим интересы всех государств, и обязала ее участников либо предавать виновных суду своего государства, либо выдавать их тем государствам, гражданами которых они являются. [3, с.28].
От наёмников следует отличать добровольцев (волонтёров) — иностранных граждан, которые в силу политических или иных убеждений (а не из материальных соображений) поступают на службу в армию какой-либо воюющей стороны и включаются в личный состав вооруженных сил [4, с.136].
В соответствии со ст.1 Гаагской конвенции 1907 г."Об участниках военных действий",военные законы, права и обязанности применяются не только к армии, но также к ополчению и добровольческим отрядам, если они удовлетворяют всем нижеследующим условиям:
1) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;
2) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак;
3) открыто носят оружие;
4) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны[6].
Ополчение или добровольческие отряды в тех странах, где они составляют армию или входят в ее состав, понимаются под наименованием армии.
В отличие от наёмников участие добровольцев в военных действиях на стороне одного из воюющих признается международным сообществом правомерным. Это положение закреплено в Гаагской конвенции 1907 г. "О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны": "Ответственность нейтральной державы не возникает вследствие того, что частные лица отдельно переходят границу, чтобы поступить на службу одного из воюющих" (ст. IV) [19, с.66].
Критерием разграничения наёмника и добровольца служит факт включения добровольца в личный состав вооруженных сил одной из воюющих сторон. Доброволец становится законным комбатантом, а государство, которое он защищает, берет на себя ответственность за его действия.
В вооруженных конфликтах шпионы используются в практике всех государств. К шпионажу прибегают воюющие государства для того, чтобы выяснить место дислокации и направление движения вражеских войск, их численность, а также виды и количество оружия у врага.
Общепризнано, что воюющее государство имеет право использовать любое количество шпионов, чтобы на основании полученной от ник информации разрабатывать конкретные военные операции. Одновременно разрешается любому государству защищать себя от шпионов и в случае их поимки принимать к ним строгие меры наказания, так как их нелегальная деятельность посягает на государственный строй и безопасность.
Впервые статус шпиона был регламентирован в Гаагской конвенции 1907 г. "О законах и обычаях сухопутной войны" (ст. 29-31). Согласно конвенции, шпионы — это лица, действующие тайно или под ложным прикрытием с целью сбора различной информации в зоне военных действий с последующей ее передачей вражеской стороне [5].
Следовательно, военного шпиона характеризует то, что он действует «тайным образом» или "под ложными предлогами". Не считаются лазутчиками (шпионами) военные разведчики, которые проникают в расположение противника для разведывательных целей, но действуют в своей военной форме. Не менее важным для международного гуманитарного права является правило, согласно которому лазутчик (военный шпион), пойманный на месте, не может быть наказан без предварительного суда; а возвратившийся в свою армию и впоследствии взятый в плен неприятелем, он признается военнопленным и не подлежит ответственности за свои прежние действия как лазутчик (шпион) — ст. 30, 31 Положения о законах и обычаях сухопутной войны. К этому можно добавить, что ст. 5 IV Женевской конвенции 1949 года предусматривает: если гражданское лицо на оккупированной территории будет задержано в качестве шпиона или диверсанта, оно будет "пользоваться гуманным обращением и в случае судебного преследования не будет лишаться своих прав на справедливый и нормальный суд, предусмотренный настоящей конвенцией"[5].
Как в международном гуманитарном праве, так и в уголовном праве государств содержится понятие шпионажа. В международном гуманитарном праве под шпионажем понимается сбор на территории противника информации военного значения лицом из состава вооруженных сил либо спецслужб страны, находящейся в конфликте, осуществляемый тайно или обманными методами. Речь идет о специальном понятии шпионажа в период вооруженного конфликта. Такое лицо, захваченное противником, подлежит суду военного трибунала. Оно не может претендовать на статус военнопленного. Но если такое лицо будет захвачено после выполнения задания и присоединения к своим войскам, то на него распространяется режим военного плена.
Таким образом, помимо комбатантов и некомбатантов в международном гуманитарном праве выделяют и иных участников военных действий, правовой статус которых регулируется источниками международного гуманитарного права:
· наёмники;
· партизаны;
· иностранные военные советники и инструкторы;
· военные разведчики;
· добровольцы;
· шпионы.
Для каждого из выше перечисленных участников военных действий характерны признаки, которые позволят отличить их друг от друга.
|