Основными многосторонними соглашениями государств – участников СНГ по вопросам инвестиций являются Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. (далее – Ашгабатское соглашение) [54] и Конвенция о защите прав инвестора 1997 г. (далее – Конвенция 1997 г.) [19]. Республика Беларусь ратифицировала Ашгабатское cоглашение в 1993 г., а Конвенцию – в 1997 г.
В соответствии с Ашгабатским соглашением стороны берут на себя обязательства сотрудничать в области разработки и осуществления инвестиционной политики; принимать меры с целью сближения своего законодательства по вопросам инвестиционной деятельности; придерживаться в рамках своего законодательства согласованного подхода к вопросам, связанным с привлечением иностранных займов и инвестиций из государств, не являющихся участниками данного соглашения, и международных организаций для осуществления проектов, отвечающих общей заинтересованности сторон, с предоставлением таким иностранным инвесторам права на приобретение национальных ценных бумаг, пользование землей, аренду имущества, а также с заключением концессионных договоров и созданием свободных экономических зон и других форм деятельности; сотрудничать между собой для устранения недобросовестной конкуренции на международном и внутреннем рынках.
Иностранными инвесторами, согласно ст. 2 рассматриваемого соглашения, являются юридические и физические лица государств-участников, а также сами государства-участники и расположенные в пределах их территории государственные и административно-территориальные образования. Включение в состав субъектов инвестиционной деятельности самих государств – участников позволяет сделать вывод о том, что соглашение распространяется не только на частное иностранное инвестирование, но и на государственное [32, с. 282].
Ашгабатское соглашение по содержанию представляет типичный договор о содействии и взаимной охране инвестиций. Однако его положения предусматривают гораздо более высокий уровень охраны. В данном соглашении закреплены следующие гарантии и льготы для инвесторов сторон:
- полная и безусловная правовая защита, национализация только в исключительных случаях с выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации (ст. 7);
- беспрепятственный перевод прибыли и других сумм от инвестиционной деятельности в государства – участники, а также в другие государства (ст. 8);
- право реинвестирования (ст. 9);
- так называемая «дедушкина оговорка», по которой в случае изменения законодательства государства-участника, касающегося инвестиций, или денонсирования соглашения, условия деятельности ранее созданных предприятий инвесторов других государств-участников ухудшаются, то в течение последующих пяти лет применяются нормы, действовавшие на момент регистрации этого предприятия (ст. 10);
- освобождение имущества, ввозимого в качестве вклада в уставный фонд, от таможенной пошлины и налогов [28, с. 154].
Ашгабатское соглашение предоставляет более либеральный режим инвесторам из государств – участников СНГ по сравнению с инвесторами из третьих стран.
Следующим шагом в развитии сотрудничества государств – участников СНГ в области инвестиционной деятельности стала Конвенция 1997 г. Данная конвенция определила правовые основы осуществления различных видов инвестиций и гарантии прав инвесторов на осуществление инвестиций и получаемые от них доходы. Конвенция шире по сфере действия, чем Ашгабатское соглашение. Нормы Конвенции 1997 г. распространяются на инвесторов самой разной национальности, т. е. она действует и для инвесторов из третьих стран [2].
Согласно ст. 5 инвестиционный режим по Конвенции 1997 г. определен как национальный и отступления от него устанавливаются в особом порядке на момент присоединения к конвенции. Если после вступления Конвенции 1997 г. в силу положения национального права в отношении инвестиций будут ухудшены, по мнению одного или нескольких государств-участников, этот вопрос может быть внесен на рассмотрение Экономического Суда СНГ или иных международных судов, или международных арбитражных судов. При вынесении указанными судами решения, подтверждающего факт ухудшения условий и режима инвестиционной деятельности, действие соответствующих законодательных норм приостанавливается с момента их принятия.
Инвесторам предоставляются гарантии от изменения законодательства (ст. 5); защиты инвестиций от национализации (ст. 9); использования доходов (ст. 12). Инвесторам предоставляется право приобретать акции и иные ценные бумаги, в т. ч. и государственные (ст. 14); участвовать в приватизации (ст. 15); приобретать вещные права на земельные участки, природные ресурсы и недвижимое имущество в соответствии с законодательством принимающего государства (ст. 18); заключать концессионные договоры и соглашения о разделе продукции в отношении объектов, относящихся к монополии принимающего государства (ст. 19) [32, с. 284].
Споры по осуществлению инвестиций в рамках указанной конвенции могут рассматриваться судами или арбитражными судами стран-участников спора, Экономическим Судом СНГ и (или) международными судами или международными арбитражными судами. Вопросы характера споров, подведомственности и порядка их разрешения не регулируются данными международными договорами. Если вынесенное судом решение будет подтверждать факт ухудшения условий и режима инвестиционной деятельности, действие норм приостанавливается с момента их принятия и возобновляется по истечении пяти лет с даты вынесения судебного решения.
Режим, предусмотренный Конвенцией 1997 г., может скорректировать отмену ряда льгот и гарантий для иностранных инвесторов в Республике Беларусь. Однако в условиях изменения государственной политики и законодательства по вопросам иностранных инвестиций в государствах – участниках СНГ существуют некоторые проблемы в связи с ее применением. К сожалению, не все государства Содружества участвуют в договорах в области защиты инвестиций. Например, Российская Федерация вышла из состава участников Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 года и не присоединилась к Конвенции о защите прав инвесторов 1997 г. (распоряжение Президента Российской Федерации от 16 апреля 2007 г.) [28, с. 155]. Более того, не все государства – участники имплементировали нормы вышеназванных региональных договоров.
В целом Конвенция 1997 г. посвящена институту гарантий и может быть успешно использована в будущем в качестве основы для заключения двусторонних соглашений между государствами – участниками СНГ.
В настоящее время идет активная работа по реформированию Экономического Суда СНГ, одним из основных направлений реформирования которого является расширение его предметной и субъектной юрисдикции. Очевидно, что Экономический Суд СНГ как орган по толкованию и применению экономических соглашений должен обладать компетенцией по разрешению конкретных международных инвестиционных споров между субъектами инвестиционных отношений в СНГ, по аналогии с Центром по разрешению инвестиционных споров при Международном Банке Реконструкции и Развития на основе Вашингтонской конвенции 1965 г. [2].
В целях укрепления сотрудничества государств – участников СНГ в инвестиционной сфере, привлечения иностранных инвестиций, улучшения инвестиционного климата в государствах, эффективной защиты прав иностранных инвесторов Экономический Суд СНГ выступил с инициативой создания Международного центра по урегулированию споров при Экономическом Суде СНГ. Компетенцию Международного центра составляет урегулирование частноправовых, в том числе инвестиционных, споров посредством применения примирительной процедуры либо арбитражного разбирательства.
Дополнительными преимуществами механизмов Международного центра по урегулированию споров при Экономическом Суде СНГ как независимого третейского органа на пространстве СНГ является возможность внедрения современных технологий, в частности механизма интерактивного урегулирования споров. Данный механизм, уже получивший развитие в западных государствах, практически не используется в государствах – участниках СНГ, в то время как его преимущества очевидны: максимальная быстрота разрешения спора, минимальные финансовые затраты, на что обращалось внимание в Докладе ООН об электронной торговле и развитии. Весьма эффективно применение кибер-арбитража в правоотношениях, вытекающих из электронной коммерции, поскольку позволяет учитывать особенности электронных трансграничных операций.
Очевидна целесообразность закрепления возможности обращения к механизмам Международного центра по урегулированию споров посредством включения в международные договоры соответствующей юрисдикционной оговорки. Такая оговорка может иметь место в различных видах договоров, в первую очередь, в международных договорах между государствами – участниками СНГ и странами – членами ЕврАзЭС о поощрении и взаимной защите инвестиций и порядке разрешении инвестиционных споров [2].
Для обеспечения правовой основы международного лизинга, который является пилотным механизмом осуществления инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики, принята Конвенция о межгосударственном лизинге в СНГ [20]. Конвенция основывается на национальных законодательствах стран Содружества, Конвенции о защите прав инвестора; общепризнанных международных нормах и правилах, Конвенции Международного института унификации частного права о международном финансовом лизинге [21]. Она формирует правовые основы различных видов межгосударственного лизинга, гарантирует права участников лизингового процесса. Создание такого документа продиктовано необходимостью перехода к лизинговой деятельности, направленной на усиление и активизацию процессов интеграции в СНГ. Конвенция позволяет хозяйствующим субъектам государств СНГ перейти к взаимовыгодному сотрудничеству на основе соглашений и договоров о лизинге, открывает возможности для создания совместных структур в виде межгосударственных лизинговых компаний и ассоциаций.
О востребованности этого правового документа говорит тот факт, что, основываясь на созданной правовой базе межгосударственного лизинга, национальные лизинговые ассоциации Беларуси («Беллизинг»), России («Рослизинг»), Украины («Укрлизинг») совместно с Исполнительным комитетом СНГ создали Лизинговую конфедерацию Содружества Независимых Государств – «СНГлизинг» как открытую некоммерческую организацию, мобилизующую все средства на эффективное содействие развитию межгосударственного лизинга в СНГ.
|