Скоро отпуск!
Правовое регулирование времени отдыха имеет большое значение. Это время работник использует в своих интересах: для восстановления затраченных сил, повышения культурного и образовательного уровня. Полноценный отдых является основой для сохранения высокой производительности труда, хорошего здоровья на долгие годы.
В Трудовом кодексе Республики Беларусь (далее – ТК) одним из видов времени отдыха закреплен перерыв для отдыха и питания. Перерыв для отдыха и питания должен предоставляться, как правило, через четыре часа после начала работы. Его продолжительность составляет от двадцати минут до двух часов (ст. 134 ТК) [1]. В Российской Федерации данный перерыв длится от тридцати минут и до двух часов (ст. 108 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), т.е. минимальная продолжительность перерыва значительно выше, чем в Республике Беларусь [2].
В связи с внедрением новых организационных и технологических условий труда, обостряющейся конкурентной борьбой, обусловленной жесткими экономическими законами в современном обществе, особенно в период охватившего весь мир экономического кризиса, работодатель стремится снизить свои затраты зачастую снижая продолжительность данных перерывов до минимума. Но за короткий период времени работник не способен восстановить свои силы и 20 минут не всегда достаточно для того, чтобы поесть. Поэтому сегодня особенно важно противодействовать тенденции уменьшить продолжительность перерывов в течение рабочего дня (смены), особенно оплачиваемых. Это возможно путем увеличения минимальной продолжительности перерыва для отдыха и питания. То есть, внести изменения в ст. 134 ТК «Перерыв для отдыха и питания».
Оптимизация периодов перерыва способна привести к повышению производительности труда и улучшению качества выпускаемой продукции, сокращению потерь рабочего времени, снижению издержек производства, повышению объема труда и улучшению его качества.
Такой вид времени отдыха как выходной день не следует смешивать с нерабочими государственными праздниками и праздничными днями. Данное смешивание мы можем наблюдать в ст. 11 ТК: «работники имеют право на ежедневный и еженедельный отдых, в том числе выходные дни во время государственных праздников и праздничных дней». Государственные праздники, как и выходной день, являются самостоятельным видом времени отдыха. Поэтому данную норму необходимо изложить в новой редакции. Например, словосочетание «выходной день» заменить на словосочетание «освобождение от работы».
При установлении более высокой квалификации (разряда, класса, категории и др.) по профессии (должности) или при продвижении по работе учитываются успешное прохождение работниками профессиональной подготовки, повышение квалификации, прохождение стажировки, переподготовки, общее среднее и профессионально-техническое образование, а также получение ими среднего специального, высшего образования, наличие ученой степени, звания (ст. 205 ТК).
Работники, успешно обучающиеся в образовательных учреждениях без отрыва от производства, имеют право на дополнительный отпуск в связи с учебой, сокращенную рабочую неделю и другие гарантии по рабочему времени в соответствии с трудовым законодательством [1]. Но зачастую возникает такая ситуация, когда наниматель отказывается предоставлять данный отпуск работнику, так как у него нет такой обязанности, или если он предоставляется, то в счет основного отпуска.
Основной отпуск предоставляется для отдыха и восстановление работоспособности, а названный период не относится ко времени отдыха и должен из него исключаться.
Поэтому, чтобы защитить право на отдых работника, который совмещает работу и учебу, необходимо в ТК закрепить обязанность нанимателя предоставить дополнительный отпуск в связи с обучением при условии, что он был уведомлен работником при приеме на работу или дал согласие работнику на поступление в образовательное учреждение без отрыва от производства. За неисполнение данной обязанности в отношении нанимателя необходимо предусмотреть в Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь ответственность.
В Республике Беларусь существует множество правовых актов, регулирующих время отдыха.
И из-за большого объема законодательства о времени отдыха и, особенно, об отпусках, разбросанности правовых норм по различным актам, наличия отдельных положений, применяемых по сложившейся практике, у членов профсоюзных комитетов, администрации предприятий, учреждений, организаций нередко возникают затруднения при решении конкретных проблем. Для того чтобы исправить данную ситуацию, необходимо принять один нормативный правовой акт, который бы регулировал право трудящихся на отдых во всех отраслях. То есть, в нем были бы закреплены все виды времени отдыха, особенности предоставления их различным категориям работников и в зависимости от отрасли, в которой они трудятся.
Таким образом, для защиты права рабочих на отдых необходимо внести определенные изменения в трудовое законодательство Республики Беларусь, которые позволят восстановить силы, сохранить здоровье работников, повысить производительность труда и качество продукции. К таким изменениям относятся следующие:
1. Увеличение минимальной продолжительности перерыва для отдыха и питания до 40 минут. В силу этого ч. 1 ст. 134 ТК необходимо изложить в следующей редакции: «Работникам предоставляется в течение рабочего дня перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 40 минут и не более двух часов, который используется работником по своему усмотрению и в рабочее время не включается»;
2. Для разграничения таких видов времени отдыха как выходной день и государственные праздники и праздничные дни необходимо п. 6 ст. 11 ТК изложить в следующей редакции: «Работники имеют право на ежедневный и еженедельный отдых, в том числе на освобождение от работы во время государственных праздников и праздничных дней»;
3. Для защиты прав работников, совмещающих учебу и работу необходимо в ТК закрепить обязанность нанимателя предоставить дополнительный отпуск в связи с обучением при условии, что он был уведомлен работником при приеме на работу или дал согласие работнику на поступление в образовательное учреждение без отрыва от производства. За неисполнение данной обязанности в отношении нанимателя необходимо предусмотреть в Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь ответственность;
4. Для ликвидации возникающих у членов профсоюзных комитетов, администрации предприятий, учреждений, организаций затруднений при решении конкретных проблем необходимо принять один нормативный правовой акт, который бы регулировал право трудящихся на отдых во всех отраслях.
|