Работа с научной информацией

 

Неотъемлемой составляющей любой исследовательской работы является  обзор состояния изучаемой проблемы. Источником информации для научной работы является научный текст (статьи, монографии, диссертации, автореферата диссертации и др.). Научные тексты, посвященные изучению предмета вашего исследования, являются первичными источниками. Так, если предметом исследования является «формирование идентичности в юношеском возрасте», то первичным источником может выступить книга Э. Эриксона «Идентичность: юность и кризис». В первичном источнике всегда присутствует авторская (своя)  позиция по отношению к изучаемому предмету. В таком источнике изложены собственные, часто уникальные, идеи автора.Вторичными источниками выступает критическая литература, которая посвящена анализу или  интерпретации первичных источников (анализу работ других исследователей).  

В качестве источников, позволяющих осуществить первоначальное знакомство с проблемой, могут выступать хрестоматии по различным разделам психологии. В хрестоматиях, как правило, представлены отрывки из классических работ по изучаемой проблеме. Кроме того, в хрестоматии могут быть представлены исследования некоторых зарубежных исследователей, которые не переведены на русский или белорусский языки в полном объеме. Следует учитывать, что в хрестоматии чаще всего приводятся фрагменты научных работ, поэтому для полноценного понимания идей автора требуется обращение к полному тексту работы. В хрестоматии представлена информация о самом источнике, из которого был взят данный фрагмент.  

Знакомство с современными представлениями об изучаемой психологической реальности можно начать с изучения статей в современных научных журналах по психологии. В качестве таковых могут выступать российские психологические научные журналы: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вестник МГУ» (Серия 14. Психология); белорусские научные психологические журналы: «Психологический журнал», «Психология», «Вестник БГУ», «Вестник ГрГУ» (Серия 3. Филология. Педагогика. Психология) и др. Каждая научная статья, опубликованная в научном журнале, сопровождается списком использованной автором литературы. Внимательное знакомство с данным списком позволит обнаружить наименования новых научных источников. Частое упоминание работ одного и того же автора в различных статьях может говорить о том, что данный автор является специалистом в исследуемой области, и с его работами необходимо ознакомиться более обстоятельно. Еще более полно представлен перечень источников по проблеме в монографиях.  

При изучении проблемы необходимо использовать ресурсы Интернета. В Интернете представлен богатейший материал из первичных и вторичных научных источников на отечественном и иностранных языках.Там можно познакомиться с текстами диссертационных исследований, авторефератами диссертаций, научными монографиями и статьями. Вместе с тем, использование данных ресурсов требует соблюдения определенной осторожности, так как в Интернете можно столкнуться с некачественно переведенными, плохо сканированными или невычитанными текстами. В данных источниках могут быть искажены или опущены те или иные идеи автора. При работе с научными текстами лучше всего пользоваться официальными сайтами государственных учреждений, выступающих в роли хранителей научной информации: Национальной библиотеки РБ, УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» (библиотека и «Вестник ГрГУ») и др. Наиболее корректно научная информацияпредставлена в файлах с расширением pdf и djvu. В документах с таким расширением часто сохраняется оригинальная для научного текста нумерация страниц. Наименее корректно научная информация представлена в текстовых документах с расширением doc и docx. Научный источник из интернета должен обязательно содержать следующую информацию: автор(ы), год и место издания, издательство. Не рекомендуется использовать фрагменты научных текстов, а также тексты, в которых отсутствуют выходные данные. При использовании научного текста из Интернета обязательно следует указать в списке литературы режим и дату доступа к данному документу. Без консультации с научным руководителем не рекомендуется использовать диагностический инструментарий, извлеченный из Интернета.  

Самое главное в любом научном тексте – это идея автора относительно изучаемой психологической реальности и способ ее обоснования. Важнейшая задача — выявить эту идею. Для того, чтобы ее выявить, необходимо читать весь текст, а не его фрагменты, в которых встречаются ключевые понятия исследования. Необходимо определить логику изложения (конструирования) текста автором. Научный текст может быть иметь форму диалога или авторского монолога. В качестве примера текста, изложенного в форме диалога, может выступить книга Е.Е. Соколовой «Тринадцать диалогов о психологии». При работе с таким текстом необходимо определить позиции участников диалога, мировоззренческие (ценностные) основания, вокруг которых строится «спор». Именно научная позиция участников диалога и должна выступить предметом анализа. При монологическом изложении текста обнаруживает себя лишь одна позиция автора, которая им утверждается. Достаточно часто в таком тексте обращение к другим исследованиям  осуществляется автором для утверждения собственной позиции. Выявить в таком тексте идею автора несложно. Важно при этом понимать, что это всего лишь один из возможных теоретических подходов к изучению проблемы. Для определения идеи автора, представленной в тексте, необходимо не только понимание логики его изложения, но и контекст. Рассмотрение идеи автора текста как «высказанной» в определенных социокультурных условиях, в особой ситуации в  научном сообществе, позволяет более четко обнаружить ее место в собственном исследовании (контексте). При работе с научным текстом необходимо выписывать наиболее важные его фрагменты. В случае работы с электронным вариантом текста, можно использовать функцию «примечание», записывая собственные идеи по поводу прочитанного. При работе с текстом необходимо помнить, что его чтение осуществляется не для того, чтобы на него сослаться, а для того, чтобы решить научную проблему.  

Самым важным при построении литературного обзора по проблеме исследования является удержание избранной линии анализа и недопущения «рассыпания» текста на бессистемное  перечисление теоретических подходов и описание результатов эмпирических исследований.

Категория: Неинтересное | Добавил: lipnishki (12.04.2018)
Просмотров: 168 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar