профессиональная компетентность Важнейшим этапом в профессиональном становлении и развитии педагога является этап его подготовки в учебном заведении. В это время происходит вхождение будущего специалиста в мир профессиональной культуры: осваиваются основы профессионального мировоззрения, определяются общие контуры будущей профессиональной биографии. На данном этапе особую значимость представляет процесс развития его профессиональной компетентности. К.В. Шапошников понимает категорию «профессиональная компетентность» как готовность и способность специалиста принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность «в целом характеризуется совокупностью интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих человеку эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром» [1, c. 13].
Вслед за И.А. Зимней, Е.В. Бондаревской, С.В. Кульневич, П.Ф. Каптеревым мы придерживаемся следующей классификации профессиональных компетенций: 1) простые (базовые) компетенции (формируемые на основе знаний, умений, способностей, легко фиксируемые, проявляющиеся в определенных видах деятельности), 2) ключевые компетенции – чрезвычайно сложные для учета и измерения, проявляющиеся во всех видах деятельности, во всех отношениях личности с миром, отражающие духовный мир личности и смыслы ее деятельности [2; 3; 4].
Проблема формирования профессиональной компетентности будущего педагога — это проблема подготовки учителя, способного глубоко мыслить и чувствовать, моделировать образовательно-воспитательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать в практику школы новые идеи и технологии обучения и воспитания. Профессионально-компетентный педагог имеет потенциальные возможности как для достижения лучших результатов в учебной деятельности, так и для позитивного влияния на формирование целостной личности ученика.
На смену модели, построенной на представлении о том, что обучение есть накопление знаний, приходит модель, построенная на понимании того, что обучение есть активная деятельность студента, предполагающая развитие его личности. Отсюда неизбежно возникает непростой вопрос – как перевести общие положения о деятельностном, личностно-ориентированном обучении в конкретные модели компетентностного подхода?
Мы считаем, что необходимым условием переориентации учебного процесса на развитие профессиональной компетентности будущего специалиста является переход от информирования к организации и управлению самостоятельной учебно-познавательной и профессионально-практической деятельностью студентов. Таким образом, именно компетентностный подход может служить основой проектирования новых и исследования уже функционирующих педагогических объектов.
Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, на характеристиках, обращенных на его качество, причем результатом является не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. В то же время реализация компетентностного подхода потребует изменения методов оценки обучения и технологий управления качеством.
В рамках проектирования целостной методической системы подготовки специалистов специальности «Олигофренопедагогика. Логопедия», компонентом которой являются изучение таких учебных курсов, как «Психолингвистика», «Основы семиотики (поддерживающая и альтернативная коммуникация)», «Современный русский язык» и др., осваивая содержание и последовательность проектировочных процедур, постигая основы технологического подхода к подготовке студента к будущей профессиональной деятельности, нам как преподавателю предоставляется реальная возможность управления развитием профессиональной компетентности.
Для организации технологии обучения в рамках компетентностного подхода нами был разработан следующий алгоритм работы.
Во-первых, для того чтобы составить подробный список компетенций, необходимо было ответить на следующие вопросы:
– Какие наиболее важные цели нужно достичь в этой деятельности, чтобы говорить, что результаты достигнуты?
– Какие навыки должен иметь человек, чтобы адекватно выполнить эту работу?
– Какие знания нужны, чтобы ее выполнить?
– Какие личностные особенности и качества требуется от человека, чтобы он мог справиться с этими заданиями?
Во-вторых, построение учебных программ по психолингвистике, семиотике и современному русскому языку на основе компетентностного подхода должно включать:
– определение базовых компетенций, на развитие которых нацелена данная программа;
– определение содержания программы (знания);
– принятие решения о формах организации учебного процесса с учетом того, развитию каких компетенций и в какой мере способствует данная форма;
– определение способов измерения компетенций (формы контроля).
В-третьих, цели учебной деятельности должны содержать представление об ожидаемых результатах и в аффективной (эмоциональной) сфере, и в сфере личностных ценностей и смыслов.
В-четвертых, задачи (как реализации этих целей в программе обучения) должны решаться посредством конструирования учебной (рабочей) программы обучения, адекватной решаемым задачам, выбора соответствующих форм и методов обучения, создание действенной системы обратной связи в мотивации учебной деятельности студентов.
Таким образом, нами был подготовлен пакет учебно-методической документации по дисциплинам «Психолингвистика», «Основы семиотики (поддерживающая и альтернативная коммуникация)», «Современный русский язык» для студентов специальности «Олигофренопедагогика. Логопедия»: базовые учебные программы, учебные (рабочие) программы, тексты лекций и методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям, задания для контролируемой самостоятельной работы студентов (либо пособие в полиграфическом исполнении), электронный вариант пособий, мультимедийные презентации лекций, тесты для промежуточного и итогового контроля, программы компьютерного тестирования знаний, вопросы к контрольным работам, тематика рефератов, эссе, программы зачетов и экзаменов. Собрана также электронная библиотека трудов ученых (24 позиции).
Рассмотрим процесс формирования интегральных и частных компетенций студентов на примере курса «Психолингвистика».
Психолингвистика – наука, исследующая процессы кодирования и декодирования речи в их соотнесенности с языковой личностью. Проблемное поле психолингвистики развивается под влиянием состояния дел как внутри лингвистики, так и в психологии, физиологии.
Программа дисциплины составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования Республики Беларусь для специальности «Олигофренопедагогика. Логопедия» по направлению «Психолингвистика» (ОСРБ 1 – 03 03 08 – 2008).
Цель курса: создать теоретическую базу для будущей профессиональной деятельности специалиста – олигофренопедагога, логопеда; сформировать представление о теоретических и методологических основах психолингвистики; раскрыть практическую значимость психолингвистики в работе с детьми с нарушением интеллекта.
Структура и содержание курса позволяют связать теоретические положения с конкретными исследовательскими методами и приемами и предусматривают междисциплинарные связи (с русским языком, основами семиотики, с психологией и др.).
Структура курса предполагает следующие виды работы студентов:
изучение теоретического материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;
самостоятельная внеуадиторная работа, способствующая закреплению полученных на лекциях знаний и изучению дополнительно содержания отдельных разделов курса;
подготовка рефератов по отдельным темам курса.
Требования к компетентности студентов:
знать основные психолингвистические понятия и уметь применять их в учебной и практической деятельности;
уметь выявлять особенности психолингвистических подходов к изучению языка как достояния человека;
уметь применять на практике экспериментальные методы психолингвистики;
развивать критическое мышление;
уметь определять тип языковой личности с учетом межполушарной асимметрии головного мозга;
уметь выстраивать модели формирования речевого сообщения;
уметь выявлять патопсихолингвистические механизмы нарушения речи;
уметь эффективно использовать невербальные компоненты коммуникации в учебной и практической деятельности;
уметь выстраивать процесс речевой коммуникации в соответствии со знанием определенных коммуникативных стратегий разных языковых личностей;
уметь применять методологию гендерного анализа речевого поведения;
уметь выявлять психолингвистические механизмы построения языковых игр;
уметь сопоставлять отличительные черты языка человека и коммуникации животных;
знать психолингвистические механизмы овладения речью в онтогенезе; и уметь использовать полученные знания в профессиональной сфере;
уметь осуществлять системный анализ онтогенеза речевой деятельности;
уметь классифицировать речевые ошибки в речи взрослых и детей и выстраивать соответствующие корректирующие программы;
уметь исследовать функции, процессы и продукты речевой деятельности детей.
Знание и понимание основных положений психолингвистики, усвоение предлагаемого в издании материала позволит расширить профессиональную компетентность студентов, поможет использовать полученные знания непосредственно в педагогической деятельности.
Можно отметить, что разработка модели компетентностного подхода – процесс динамический, требующий детальной проработки каждого этапа, учета стандартов образования. Необходимо сплотить усилия всего педагогического коллектива для того, чтобы научить студентов, во-первых, творчески мыслить, т.е. обдумать все возможные и необычные пути решения; во-вторых, критически мыслить, т.е. рассмотреть разные точки зрения на способы решения проблемы и улучшить самые перспективные из них.