Подготовка кадров

Как и во всех странах мира, в Республике Польша придается большое значение подготовке учителей по многим направлениям. Подготовка учителей в вузах чаще всего осуществляется по двухуровневой системе, где первый уровень высшего образования называется лиценциат (3 года), второй — магистратура (2 года) Министерством образования и спорта Республики Польша утвержден так называемый кадровый минимум (количество профессоров, докторов наук и кандидатов наук), при наличии которого вуз имеет право открыть педагогическую специальность Содержание педагогического образования определено примерными рамочными стандартами, где степень свободы преподавателей гораздо выше, чем в некоторых странах. Педагогическое образование нацелено в большей степени на творческое усвоение теоретических знаний при небольшом объеме педагогических практик.  

В наличии имеется большое количество педагогических пособий, учебников, отдельных книг и монографий, часто узкопрофильной направленности. В них, в отличие от образовательного процесса вузов России и Республики Беларусь, изучаются многочисленные педагогические направления и концепции. Из нижеприведенного их перечня заинтересованному читателю станут понятны эти отличия.  

1.         Во-первых, история педагогики рассматривается как часть самой педагогики, а ее изучение всегда предшествует изучению основной науки. В основу построения содержания этой части педагогических наук положен хронологический принцип. Сначала идут темы, связанные с историей развития педагогики образования в Древнем Китае, Индии и Дёревнего Востока, а потом — темы, содержание которых отражает развитие педагогики и образования в Греции, средневековье и т.д. В истории педагогики анализируются также воспитательные системы, созданные отдельными учеными и философами [Woloszyn, 2004].  

2.         Во вторых практические на всех педагогических специальностях читается курс «Введение в педагогику». Вначале этого курса большое внимание уделяется усвоению терминологического аппарата как самой педагогики, так и специальности. Польские ученые-педагоги ставят цель согласования педагогической терминологии с используемой в тех странах, где данная область науки является высокоразвитой. Наиболее признаваемым в Польше является «Новый педагогический словарь» профессора В. Оконя [Окоп, 2004], который выдержал уже более десяти изданий. Сама педагогика трактуется как наука о воспитании, предметом которой является воспитание. В послеперестроечное время в России и Республике Беларусь вообще стало исчезать понятие «воспитание», которое, например, в «Законе «Об образовании в Республике Беларусь»» (2002 г.) поглотило понятие «образование». И лишь в «Кодексе об образовании», вступающим в силу в Республике Беларусь с 1 сентября 2011 года, понятие «воспитание» поставлено на первый план.  

3. В третьих, среди совокупности педагогических наук студенты изучают таких из них, которые в российских и белорусских вузах лишь обозначены. В Польше давно изучается педагогика обучения взрослых — андрагогика. В отдельное направление педагогической науки вычленена педагогика диалога, где педагогическое воздействие на воспитанника основывается на диалоге между воспитателем и воспитанником, когда как бы навстречу друг другу «открыты души». Воспитанник в ходе диалога, построенного на доверии между вступающими в диалог субъектами обучения, находит новые пути для своего самосовершенствования. Изучается также гуманистическая педагогика, которая понимается как воспитание человека в связи с культурой данной эпохи, как усвоение тех черт и особенностей личности, которые наиболее соответствуют сущности человеческого существования. Ребенок здесь рассматривается как субъект воспитания, а на одно из ведущих мест становятся самосовершенствование и самообразование. Воспитание осуществляется только на позитивных ценностях, где наивысшей ценностью являются правда и добро. Здесь же цели воспитания находятся в гармонии с жизненными целями воспитанника, а добро отдельного индивида совпадает с добром целого общества.  

Наряду с общей педагогикой, дидактикой, теорией воспитания, имеются области достаточно специфических направлений польской педагогики. Одним из них является критическая педагогика (pedagogika krytyczna). Критическая педагогика является как бы в определенной мере зеркальным отражением критической философии и связана с концепциями представителей радикальных групп, ученых, критикующих систему образования, помогая тем самым найти экономически, социально и практически выгодные пути развития образования и воспитания.  

Как отдельный предмет или как часть педагогики польскими студентами изучается педеутология как всё более обособляющаяся педагогическая наука, предметом которой является исследование личности учителя, процесс отбора абитуриентов на педагогические специальности, профессиональная деятельность учителя, профессионально-педагогическое становление учителя в процессе непрерывного педагогического образования.  

Интересным направлением в педагогической науке Польши является «педагогика проживания» («pedagogika przezycia»). Имеется ввиду такое обучение, когда воспитание и обучение как бы абстрагируется от реальной жизни, теория оторвана от практики, мышление — от деятельности и эмоциональной стороны жизни. «Проживание» ребенка основано на его изоляции от «больной цивилизации», воспитании на основе тренинга тела, организации ремесленнического труда, экскурсий и экспедиций.  

4. Среди многих других направлений педагогики рассматривается «педагогика культуры», «персоналистическая педагогика», «экзистенциальная педагогика», «религиозная педагогика», «антиавторитарная педагогика», «экологическая педагогика», «педагогика постмодернизма», «негативная педагогика».  

Среди новейших направлений педагогической мысли Польши особую популярность приобретает «межкультурная и региональная педагогика». Практически совместно в вузах Польши создаются кафедры межкультурного образования. Первая из них более десяти лет назад была создана в Университете города Белостока.  

К сожалению, взаимообмен знаниями в области педагогических наук между Польшей и странами бывшего СССР практически ограничен, что нарушает общий ход  процесса развития педагогической науки.  

Категория: Неинтересное | Добавил: lipnishki (11.16.2018)
Просмотров: 155 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar