Особенности психологической адаптации военнослужащих к условиям прохождения службы в общевойсковых подразделениях

Старая истина о том, что солдатами не рождаются, лежит в основе той работы, которая должна проводиться в рамках реализации задач по психологическому обеспечению адаптации военнослужащих срочной службы  к воинской среде и условиям службы. Сама по себе воинская деятельность есть измененные, непривычные условия существования человека. Поэтому обеспечение адаптации военнослужащего к ней предполагает не только соответствующее обучение его военной специальности, но и работу с его сознанием и психикой по снятию излишнего нервно-психического напряжения, оказания психологической помощи на начальном периоде адаптации, психологическое сопровождение всего периода адаптации. Решение офицерами задач, связанных с проблемой адаптации военнослужащего к условиям воинской деятельности, обуславливает успешность и эффективность его  включения в эту деятельность, психические состояния, определяющие адекватное поведение, внутренний психологический комфорт, оптимальное взаимодействие с окружающей средой, всю систему социальных связей личности в условиях службы. Иными словами, гарантия успешности прохождения воинской службы заключается в устойчивой адаптированности личности  к ее условиям. Исходя из этого, процесс адаптации должен быть в центре внимания и в зоне активной деятельности военных психологов, командиров и идеологов, так как его особенности и зависимость от множества факторов и причин, делает этот процесс весьма уязвимым, неустойчивым и неоднозначно сориентированным на конечный результат.  

В психологической науке термин «адаптация» трактуется в двух значениях:  

- как определение постоянного процесса активного приспособления индивида к условиям среды;  

- как определение конечного результата этого процесса.  

То есть, адаптацию можно понимать и как процесс и как состояние, являющееся результатом этого процесса. Устранить двузначность этого термина можно с помощью некоторых определений, основанных на концепции адаптации личности к экстремальным условиям, разработанную В.И. Лебедевым.  

Устойчивая психологическая адаптация – есть уровень психической деятельности (комплекс регуляторных психических реакций), система отношений, определяющая адекватное заданным условиям среды поведение личности, ее эффективное взаимодействие с окружающей средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения.  

Исходя из данного определения, можно говорить о подобном состоянии военнослужащего в среде его привычной жизнедеятельности до призыва на военную службу: в семье, школе, на работе, в кругу друзей.  

С призывом на военную службу изменяются привычные условия жизни, появляются факторы, которые определенным образом вносят дезорганизацию в психическую деятельность, регулирующую поведение человека в привычных условиях. Человеку необходимы новые психические реакции на новые раздражители, предъявленные изменившимися условиями для наиболее оптимального взаимодействия со средой и эффективной деятельности в соответствии с произошедшими внешними  изменениями. Военная служба неизбежно сопровождается значительными психическими и физическими нагрузками и особенности психологической адаптации военнослужащих к условиям воинской службы заключаются в следующем:  

- изменение ритма жизни, уставной порядок, регламентированный режим поведения, разлука с близкими;  

- невозможность удовлетворения сексуальных потребностей;  

- измененная афферентация – резкое изменение набора раздражителей, действовавших на органы чувств и психику человека, отсутствие каких-либо  

привычных для данной личности раздражителей или же достаточно длительное однообразие набора раздражителей (монотония);  

- ограничение личностно-значимой информации – неудовлетворенная потребность личности военнослужащего в общении с близкими; дефицит или отсутствие информации о значимой для данной личности сфере его интересов, о положении и состоянии дел в личностно-значимой сфере жизни, а также неудовлетворенность духовных потребностей;  

- различные профессиональные требования (ограниченное замкнутое пространство, температурные нагрузки, шум, вибрация и т.д.);  

- относительная групповая изоляция – вынужденное выключение личности из большого количества привычных коммуникативных групп и ограничение круга общения в рамках воинского подразделения.  

Русский психиатр С.С. Корсаков отмечал: «Одно из величайших мучений – это не иметь возможности быть одному, вечно быть под взглядом». Личность, безусловно, испытывает потребность  время от времени  быть наедине с собой, своими мыслями, позволить себе те естественные реакции и поведение, которые, в какой-то степени, социально ограничены. Однако, в условиях постоянной публичности на занятиях, в расположении подразделения, в столовой и т.д., реализация этой потребности если не полностью исключена, то весьма ограничена. Кроме того групповая изоляция предполагает информационную истощаемость.  

Можно сказать, что основным психогенным воздействием условий военной службы, является блокирование многих привычных потребностей в силу специфики службы. Жесткая регламентация служебной деятельности вынуждает военнослужащих отказывать себе во многом. Приходится ломать привычки долго поспать, вкусно поесть, весьма ограничиваются сексуальные потребности, исключается употребление алкоголя, наркотических веществ, что, к сожалению, становится не редкостью среди военнослужащих.  

Таким образом, представленные выше особенности психологической адаптации военнослужащих к условиям воинской службы позволяют нам определить особое и наиболее перспективное направление в работе офицерского состава по снижению уровня влияния психогенных факторов войсковой среды. Помимо переориентации системы правовой работы с личным составом на разъяснение военнослужащим их прав, льгот, гарантий, в связи с особым характером их деятельности, изучения комплекса потребностей, связанных с духовной сферой личности – это умелое использование методов и техник психорегуляции. Люди научились более или менее управлять гигиеной своего тела, работой мышц, мыслительными процессами, однако многие остаются бессильными в сфере управления собственными эмоциями и страстями. Работа по использованию методов психорегуляции требует профессиональной подготовки офицеров и практического владения ими несколькими методами, что позволяет снять излишнее нервно-психическое напряжение, корректировать негативные нервно-психические состояния подчиненных, осуществлять поддержку психической деятельности, мобилизацию психических ресурсов каждого военнослужащего.  

Основными видами работы, на наш взгляд, должны быть индивидуальные консультации, социально-психологические тренинги в группах. Наилучший эффект выхода из стрессовых ситуаций, дают в воинских коллективах познавательные (интеллектуальные) копинг-стратегии1, выбранные под руководством опытного товарища по службе, а помощником может выступать военный психолог, командир, воспитатель или военнослужащий последнего периода службы, успешно справившийся с аналогичной психотравмирующей ситуацией. Опыт нашей работы позволяет рекомендовать следующие копинг-стратегии:  

- анализ не только самой ситуации, но и ее последствий;  

- глубокий анализ ситуации (изменение травмирующей окраски события);  

- относительность в оценках – облегчение ситуации;  

- игнорирование неприятной ситуации (традиционная форма борьбы со страхом в русской армии);  

- отношение к неприятной ситуации, как к проверке силы характера и стойкости духа.Старая истина о том, что солдатами не рождаются, лежит в основе той работы, которая должна проводиться в рамках реализации задач по психологическому обеспечению адаптации военнослужащих срочной службы  к воинской среде и условиям службы. Сама по себе воинская деятельность есть измененные, непривычные условия существования человека. Поэтому обеспечение адаптации военнослужащего к ней предполагает не только соответствующее обучение его военной специальности, но и работу с его сознанием и психикой по снятию излишнего нервно-психического напряжения, оказания психологической помощи на начальном периоде адаптации, психологическое сопровождение всего периода адаптации. Решение офицерами задач, связанных с проблемой адаптации военнослужащего к условиям воинской деятельности, обуславливает успешность и эффективность его  включения в эту деятельность, психические состояния, определяющие адекватное поведение, внутренний психологический комфорт, оптимальное взаимодействие с окружающей средой, всю систему социальных связей личности в условиях службы. Иными словами, гарантия успешности прохождения воинской службы заключается в устойчивой адаптированности личности  к ее условиям. Исходя из этого, процесс адаптации должен быть в центре внимания и в зоне активной деятельности военных психологов, командиров и идеологов, так как его особенности и зависимость от множества факторов и причин, делает этот процесс весьма уязвимым, неустойчивым и неоднозначно сориентированным на конечный результат.  

В психологической науке термин «адаптация» трактуется в двух значениях:  

- как определение постоянного процесса активного приспособления индивида к условиям среды;  

- как определение конечного результата этого процесса.  

То есть, адаптацию можно понимать и как процесс и как состояние, являющееся результатом этого процесса. Устранить двузначность этого термина можно с помощью некоторых определений, основанных на концепции адаптации личности к экстремальным условиям, разработанную В.И. Лебедевым.  

Устойчивая психологическая адаптация – есть уровень психической деятельности (комплекс регуляторных психических реакций), система отношений, определяющая адекватное заданным условиям среды поведение личности, ее эффективное взаимодействие с окружающей средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения.  

Исходя из данного определения, можно говорить о подобном состоянии военнослужащего в среде его привычной жизнедеятельности до призыва на военную службу: в семье, школе, на работе, в кругу друзей.  

С призывом на военную службу изменяются привычные условия жизни, появляются факторы, которые определенным образом вносят дезорганизацию в психическую деятельность, регулирующую поведение человека в привычных условиях. Человеку необходимы новые психические реакции на новые раздражители, предъявленные изменившимися условиями для наиболее оптимального взаимодействия со средой и эффективной деятельности в соответствии с произошедшими внешними  изменениями. Военная служба неизбежно сопровождается значительными психическими и физическими нагрузками и особенности психологической адаптации военнослужащих к условиям воинской службы заключаются в следующем:  

- изменение ритма жизни, уставной порядок, регламентированный режим поведения, разлука с близкими;  

- невозможность удовлетворения сексуальных потребностей;  

- измененная афферентация – резкое изменение набора раздражителей, действовавших на органы чувств и психику человека, отсутствие каких-либо  

привычных для данной личности раздражителей или же достаточно длительное однообразие набора раздражителей (монотония);  

- ограничение личностно-значимой информации – неудовлетворенная потребность личности военнослужащего в общении с близкими; дефицит или отсутствие информации о значимой для данной личности сфере его интересов, о положении и состоянии дел в личностно-значимой сфере жизни, а также неудовлетворенность духовных потребностей;  

- различные профессиональные требования (ограниченное замкнутое пространство, температурные нагрузки, шум, вибрация и т.д.);  

- относительная групповая изоляция – вынужденное выключение личности из большого количества привычных коммуникативных групп и ограничение круга общения в рамках воинского подразделения.  

Русский психиатр С.С. Корсаков отмечал: «Одно из величайших мучений – это не иметь возможности быть одному, вечно быть под взглядом». Личность, безусловно, испытывает потребность  время от времени  быть наедине с собой, своими мыслями, позволить себе те естественные реакции и поведение, которые, в какой-то степени, социально ограничены. Однако, в условиях постоянной публичности на занятиях, в расположении подразделения, в столовой и т.д., реализация этой потребности если не полностью исключена, то весьма ограничена. Кроме того групповая изоляция предполагает информационную истощаемость.  

Можно сказать, что основным психогенным воздействием условий военной службы, является блокирование многих привычных потребностей в силу специфики службы. Жесткая регламентация служебной деятельности вынуждает военнослужащих отказывать себе во многом. Приходится ломать привычки долго поспать, вкусно поесть, весьма ограничиваются сексуальные потребности, исключается употребление алкоголя, наркотических веществ, что, к сожалению, становится не редкостью среди военнослужащих.  

Таким образом, представленные выше особенности психологической адаптации военнослужащих к условиям воинской службы позволяют нам определить особое и наиболее перспективное направление в работе офицерского состава по снижению уровня влияния психогенных факторов войсковой среды. Помимо переориентации системы правовой работы с личным составом на разъяснение военнослужащим их прав, льгот, гарантий, в связи с особым характером их деятельности, изучения комплекса потребностей, связанных с духовной сферой личности – это умелое использование методов и техник психорегуляции. Люди научились более или менее управлять гигиеной своего тела, работой мышц, мыслительными процессами, однако многие остаются бессильными в сфере управления собственными эмоциями и страстями. Работа по использованию методов психорегуляции требует профессиональной подготовки офицеров и практического владения ими несколькими методами, что позволяет снять излишнее нервно-психическое напряжение, корректировать негативные нервно-психические состояния подчиненных, осуществлять поддержку психической деятельности, мобилизацию психических ресурсов каждого военнослужащего.  

Основными видами работы, на наш взгляд, должны быть индивидуальные консультации, социально-психологические тренинги в группах. Наилучший эффект выхода из стрессовых ситуаций, дают в воинских коллективах познавательные (интеллектуальные) копинг-стратегии1, выбранные под руководством опытного товарища по службе, а помощником может выступать военный психолог, командир, воспитатель или военнослужащий последнего периода службы, успешно справившийся с аналогичной психотравмирующей ситуацией. Опыт нашей работы позволяет рекомендовать следующие копинг-стратегии:  

- анализ не только самой ситуации, но и ее последствий;  

- глубокий анализ ситуации (изменение травмирующей окраски события);  

- относительность в оценках – облегчение ситуации;  

- игнорирование неприятной ситуации (традиционная форма борьбы со страхом в русской армии);  

- отношение к неприятной ситуации, как к проверке силы характера и стойкости духа.

Категория: Неинтересное | Добавил: lipnishki (12.03.2018)
Просмотров: 141 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar