Современные Вооруженные силы при решении задач комплектования воинских частей и подразделений, а также подготовки военных специалистов активно используют возможности профессионального психологического отбора. При этом в мероприятиях по профессиональному психологическому отбору задействованы не только специалисты-психологи, но и командиры воинских частей и подразделений. С практической стороны проблема профессионального психологического отбора сводится к решению двух основных задач: определение требований, предъявляемых к человеку той или иной профессией, и оценка наличия у конкретного человека индивидуально-психологических профессионально важных качеств, позволяющих ему успешно осваивать и осуществлять данную деятельность.
Целесообразность и возможность проведения профессионального психологического отбора обусловлена существованием относительно стойких индивидуальных различий между людьми, которые могут быть настолько значительны, что некоторые военнослужащие, несмотря на достаточное здоровье и активное стремление овладеть определенной деятельностью, фактически не могут достичь необходимого минимума профессионального мастерства. Они не только значительно дольше других и с большими трудностями овладевают профессиональной деятельностью, но и работают хуже других, чаще допускают ошибки и просчеты, являются виновниками аварий и в целом обладают меньшей надежностью в работе.
При этом следует иметь в виду, что профессиональный психологический отбор не разделяет людей на лучших и худших, его задачей является определение тех видов профессиональной деятельности, в которых могут наилучшим образом реализоваться специфические для каждого человека личностные особенности. Поэтому профессиональный психологический отбор, с одной стороны, помогает человеку добиться в жизни определенных высот, а с другой — обеспечивает наиболее эффективное использования способностей индивида в интересах всего общества.
В общих чертах сущность профессионального психологического отбора может быть определена как выявление и оценка характерных для человека устойчивых психофизиологических, психических и социально-психологических свойств, а также соотнесение их с теми качествами, которые необходимы для успешного овладения конкретной профессиональной деятельностью и последующего эффективного выполнения должностных обязанностей. Таким образом, профессиональный психологический отбор следует рассматривать в социальном и личностном аспектах.
Социальный аспект непосредственно связан с практическими потребностями общества. Так, на современном этапе развития российского общества рационализация подготовки квалифицированных специалистов и управления персоналом в процессе трудовой (в том числе военной) деятельности является неотложной задачей государственной социально-экономической политики. Наиболее существенным элементом ее решения служит оценка пригодности человека к той или иной профессии (специальности) по общекультурным и образовательному критериям с учетом имеющихся правовых норм, по состоянию здоровья, уровню физического развития и, наконец, по психологическим критериям, что и является задачей профессионального психологического отбора.
Личностный аспект профессионального психологического отбора связан с потребностями, интересами и жизненными планами каждого конкретного человека. Этот аспект заключается в объективизации и углублении знаний человека о самом себе и создании на этой основе реальных представлений о своих возможностях, способностях.
Применительно к военной службе личностный аспект профессионального психологического отбора имеет особое значение в отношении граждан, желающих поступить на военную службу по контракту. В этом случае человек сам принимает решение о заключении контракта, а задача проводимых по отношению к нему мероприятий профессионального психологического отбора заключается, во-первых, в ориентации кандидата на наиболее подходящую для него воинскую должность, а во-вторых, в определении профессиональной пригодности к тем воинским должностям, которые являются вакантными.
Не меньшее значение личностный аспект профессионального психологического отбора имеет и для призывников, поскольку его результаты, полученные в военных комиссариатах в период первоначальной постановки граждан на воинский учет, могут помочь молодым людям принять обоснованные решения о поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования или подготовке в соответствующих образовательных учреждениях по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин.
Следует отметить, что профессиональный психологический отбор представляет собой лишь часть профессионального отбора, в состав которого входят также медицинский отбор и оценка образовательной и физической подготовленности. Все виды профессионального отбора направлены на оценку различных групп свойств и характеристик человека. Поэтому профессиональный психологический отбор оценивает лишь психологические качества.
|