Организация образовательного процесса с использованием системы зачетных единиц

Внедрение системы зачетных единиц предполагает перестройку образовательного процесса с целью переноса акцентов с аудиторной на самостоятельную работу и создания возможности формирования студентами индивидуальных траекторий обучения.  

Образовательный процесс в высшей школе Республики Беларусь осуществляется в соответствии с учебными планами и учебными программами учреждения высшего образования, разработанными в соответствии с образовательными стандартами высшего образования и типовыми учебными планами по специальностям (направлениям специальностей).  

Образовательные стандарты и учебно-программная документация высшего образования формируются с использованием системы зачетных единиц для оценки трудозатрат студента по каждому виду учебной деятельности на основе достигнутых результатов обучения.  

Согласно разработанному проекту Инструкции по расчету трудоемкости образовательных программ с использованием системы зачетных единиц одна зачетная единица соответствует 36–40 академическим часам, что при продолжительности академического часа 45 минут составляет 27–30 астрономических часов, при продолжительности академического часа 40 минут – 24–26,7 астрономических часов.  

Трудоемкость дисциплин государственного компонента, практик, курсового и дипломного проектирования, итоговой аттестации устанавливается образовательными стандартами и типовыми учебными планами по специальностям (направлениям специальностей) и может корректироваться вузами в соответствии с Порядком разработки, утверждения и регистрации учебных планов для первой ступени высшего образования.  

Трудоемкость дисциплин компонента учреждения высшего образования и, в том числе, дисциплин по выбору студента устанавливается учебными планами учреждения высшего образования на основе рамочных значений, заданных образовательными стандартами и типовыми учебными планами по специальностям (направлениям специальностей).  

Дисциплины государственного компонента в учебных планах по специальностям первой ступени высшего образования составляют, как правило, около 60% трудоемкости каждого цикла дисциплин, дисциплины компонента учреждения высшего образования, соответственно – около 40% трудоемкости циклов дисциплин учебного плана.  

Представляется оптимальным вводить дисциплины по выбору в объеме около 50% от трудоемкости дисциплин компонента учреждения высшего образования, что может составить до 12 зачетных единиц в год. Однако одномоментное введение дисциплин по выбору в таком объеме при отсутствии опыта и наработок может спровоцировать просчеты в организации образовательного процесса, сказаться негативно на качестве образования и сохранении кадрового потенциала учреждений высшего образования.  

Поэтому на начальном этапе введения дисциплин по выбору целесообразно предлагать студентам для выбора одну-две дисциплины в семестре, планируя их изучение в объеме около 20% от трудоемкости компонента учреждения высшего образования, увеличивая постепенно к старшим курсам удельный вес учебных дисциплин по выбору до 50% и более от трудоемкости названного подцикла.  

При формировании учебных планов учреждения высшего образования в системе зачетных единиц в целях оптимизации образовательного процесса представляется важной унификация учебных планов по родственным специальностям, в частности, унификация учебных дисциплин, имеющих разницу в содержании до 20 %.  

При определении отдельных аспектов организации образовательного процесса и, в частности, порядка выбора студентами учебных дисциплин, необходимо обратить внимание на обеспечение реальной возможности формирования студентами индивидуальных образовательных траекторий.  

С целью обеспечения свободы выбора желательно предлагать учебные дисциплины, имеющие равный вес в зачетных единицах (например, 2 зачетные единицы).  

Целесообразность изучения дисциплин по выбору студентами первого курса вызывает сомнение, прежде всего, в связи с необходимостью пересмотра учебной нагрузки преподавателей в течение учебного года. Поэтому дисциплины по выбору студента лучше включать в учебные планы учреждения высшего образования, начиная со второго года обучения, предусматривая рост их трудоемкости в зачетных единицах от курса к курсу. С целью обеспечения междисциплинарных связей учебные дисциплины по выбору могут объединяться в модули по выбору, представляющие фактически различные специализации.  

Важно определить, исходя из экономических и организационных возможностей, в целом по учреждению высшего образования либо отдельно по каждому факультету минимальное количество студентов, необходимое для открытия учебной дисциплины, а также максимальное количество студентов в учебном потоке и учебной группе.  

Информацию об учебных дисциплинах по выбору и необходимом количестве зачетных единиц (как правило, от 4 до 12 зачетных единиц) для каждой специальности и курса обучения необходимо предоставить студентам за 2-3 недели до планирования учебной нагрузки преподавателей на следующий учебный год (февраль-март).  

Информация об учебных дисциплинах по выбору студента должна включать следующие необходимые составляющие: наименование учебной дисциплины, ее трудоемкость в зачетных единицах, перечень дисциплин-предшественников, категория студентов (специальность, курс обучения), фамилия, имя, отчество преподавателя, краткая аннотация содержания дисциплины, перечень рекомендуемой литературы.  

Учебная дисциплина по выбору может предлагаться как студентам одного курса определенной специальности, так и студентам различных курсов нескольких специальностей.  

Выбор студентами учебных дисциплин (модулей), планируемых на следующий учебный год, может осуществляться путем подачи заявлений.  

Если на учебную дисциплину (модуль) студенты подают заявления в количестве, меньшем минимально установленного, то дисциплина (модуль) не открывается, деканат информирует об этом студентов, а записавшиеся на дисциплину (модуль) студенты должны в установленный срок подать заявления на другие учебные дисциплины (модули) по выбору.  

Если на учебную дисциплину (модуль) студенты подают заявления в количестве, большем максимально установленного, то по соответствующей дисциплине (модулю) может быть сформирован дополнительный учебный поток (учебная группа).  

Необходимо предусмотреть также случай, когда студент в установленный срок не подал заявление на изучение учебных дисциплин (модулей) по выбору определенной трудоемкости. В этой ситуации можно установить, например, что дисциплины (модули) по выбору такой студент должен изучать согласно некоторому типовому перечню, приведенному в учебном плане учреждения высшего образования.  

По результатам анализа поданных студентами заявлений на изучение дисциплин и модулей по выбору в установленном порядке составляются нагрузка преподавателей и расписание занятий.  

По всем учебным дисциплинам, как обязательным для изучения, так и дисциплинам по выбору студента, кафедры разрабатывают учебные программы учреждения высшего образования, материалы для работы в аудитории и самостоятельной работы студента, а также материалы для контроля качества усвоения знаний (процедуры оценки уровня знаний и умений, методики формирования итоговой оценки и др.).  

С.М. Артемьева, И.А. Мицкевич  

Категория: Неинтересное | Добавил: lipnishki (12.04.2018)
Просмотров: 177 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar