Определение цели и задач исследования
Цель исследования – ожидаемый результат, который позволит разрешить заявленную проблему. Цель научного психологического исследования формулируется на основании его предмета и начинается, как правило, со слов «определить», «исследовать», «выявить», «разработать» и т.д. Цель формулируется кратко и предельно точно в смысловом отношении, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
Цель психологического исследования зависит от направленности исследования, его теоретического, методического или прикладного характера. Ожидаемым результатом теоретического исследования может быть новое знание о структуре, функциях, формах и условиях развития явления на уровне методологического и теоретического анализа. Методическое исследование в психологии направлено на разработку диагностических методик, процедур, психологического инструментария. Результатом прикладного исследования могут выступать программы развития, совершенствования объекта, рекомендации по алгоритмизации решения наиболее типичных проблем психологической практики.
Целевая организация научного исследования предполагает выработку определенной последовательности действий — шагов для достижения поставленной цели, каждый из которых имеет свою собственную цель, или «подцель», по отношению к общей цели исследования. Такая последовательность «подцелей» представлена в задачах. По сути в формулировках задач отражаются частные подпроблемы, которые необходимо решить для разрешения общей проблемы исследования. В задачах также разворачивается содержание предмета исследования. В курсовой работе обычно формулируется от двух до пяти задач.
Первая задача, как правило, связана с определением, теоретическим и методологическим обоснованием сущности объекта исследования.
Вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, его специфики, внутренних противоречий развития, динамики. Как правило, такой анализ требует обращения к описанным в научной литературе экспериментальным исследованиям.
Третья и последующие – со способами эмпирической или экспериментальной проверки гипотез, моделирования, преобразования и реконструкции предмета исследования
Следует различать задачи исследования и этапы его организации. Конечно, они взаимосвязаны, но, формулируя задачи исследования, нужно не описывать свои действия (анализ литературы, сбор эмпирических данных, анализ и интерпретация фактов, формулирование выводов и т.п.), а раскрывать, для чего осуществляется каждое из этих действий и как они способствуют достижению цели исследования.
Не рекомендуется в качестве задач исследования прописывать процедуры психодиагностического обследования или формы работы с испытуемыми («измерить уровень рефлексии», «определить особенности выборки», «установить контакт с испытуемыми»). Это средства решения задач, но не собственно исследовательские задачи. Ошибки такого рода становятся особенно очевидными, когда формулируются выводы исследования. Невозможно в качестве собственно результатов исследования представить исследовательские приемы, диагностические процедуры и действия, приемы и способы обработки данных.
Подробнее проблема выдвижения цели и формулирования задач научного психологического исследования представлена в следующих работах [1; 4; 13; 19; 21; 27].
|