В высшем учебном заведении образовательный процесс является одним из ключевых направлений деятельности, благодаря которому удовлетворяются потребности личности, общества, государства в создании условий для профессионального совершенствования и развития.
Образование понимается не только как общественное благо, но и как товар личного потребления, поэтому с каждым годом увеличивается количество желающих получить высшее образование, происходит процесс «массовизации» высшего образования [3].
В результате повышения престижа высшего образования у всех слоёв населения, изменений в экономической, социокультурной, технологической сферах жизни государство предъявляет значительные требования к вузу в плане адаптации к реальности мира, прогноза тенденций будущих изменений, качества образования и др.
Кроме этого, выявлены факторы, которые оказывают влияние на необходимость переосмысления, совершенствования образовательного процесса. Такими факторами являются:
· актуализация потребности страны в кадрах, соответствующих задачам развития инновационной экономики (экономики знаний и высококачественного человеческого потенциала). Именно от эффективности деятельности образовательной системы в целом зависит качество высококвалифицированных кадров, способных решать актуальные проблемы инновационного развития страны;
· повышение уровня конкуренции на рынке высшего профессионального образования;
· организация высшими учебными заведениями платных образовательных услуг;
· переход вузов на новые образовательные стандарты, повышение качества образовательных программ.
Инновационное образование, в свою очередь, становится фактором изменяющегося общества, мощным ресурсом его развития и одновременно является социокультурным пространством личностного самоопределения каждого человека.
Эти и другие факторы способствуют необходимости поиска новых подходов и путей для качественной организации образовательного процесса в вузе.
Образовательный процесс представляет собой целостную, деятельностную систему, в которой:
1) тесно взаимодействуют педагоги, обучающиеся;
2) реализуются поставленные задачи;
3) выявляются и используются определённые подходы и принципы;
4) диверсифицируется содержание с учётом институциализированной формы образования, социального заказа;
5) меняются формы, методы, технологии образования, обеспечивающиеся соответствующей структурой и т.д.
Составляющими образовательного процесса являются учебные дисциплины, учебные планы, которые классифицируются по разным основаниям. Классификация может быть следующая:
· по отношению к профилю образования (профилирующие, общеобразовательные и др.);
· по форме учебного материала (теоретические, прикладные, технологические, аналитические и др.);
· по технологии преподавания (проблемно-тематические, информативно-ознакомительные, инструктивные, опытно-практические и др.);
· по стандартизации методик, технологий преподавания (стандартизированные, экспериментальные, типовые, индивидуальные и др.);
· по характеру общения педагога и обучающегося (постоянный, непосредственный контакт в ходе учебных занятий, периодический контакт (контроль), самообучение (с контролем) и др.);
· по составу участвующих в занятии (поточные, для размещения групп обучающихся), групповые (для обучающихся с единой формой, содержанием образования), индивидуальные (с общим или индивидуальным планом обучения) и др.
Образовательный процесс носит циклический характер: курс обучения, учебный год, семестр, учебная неделя, тема занятия и др. Отношения между субъектами образовательного процесса носят социально-институциональный характер, им придаётся организационно-правовая форма.
Подходами в образовательном процессе являются культуросообразный, антропологический, деятельностный, компетентностный, личностно ориентированный, инновационный и др. [4].
Всё активнее в вузах реализуется компетентностный подход, который усиливает практическую сторону образования, его гуманистический и предметно-профессиональный аспекты.
Постоянное обновление информации в высшем учебном заведении приводит к тому, что становится невозможен экстенсивный путь (расширение объёма учебных дисциплин, их количество и т.д.). В то же время реальностью является интенсификация образовательного процесса, а именно: увеличение продуктивности образования за счёт активизации интеллектуальной деятельности студентов, овладения ими современными технологиями, методиками, научными подходами и принципами, умениями самостоятельно находить информацию и перерабатывать её, синтезировать полученные знания, оценивать их. Благодаря этому, выпускники быстро и эффективно осваивают смежные профессии, мобильно, гибко адаптируются в условиях современной инновационной экономики.
В основе организации образовательного процесса в вузе лежат следующие приоритеты: активность, самостоятельность, гибкость мышления, работа в группах, информационно-коммуникационные технологии, активные методы,
В настоящее время преподаватели вуза в организации образовательного процесса больше внимания уделяют самостоятельной, творческой деятельности студентов. Эта деятельность строится на:
· определении ориентировочной основы для студента;
· выявлении условий возникновения проблемы (определении основной трудности, выявлении противоречий, уточнении задачи);
· изучении уже имеющихся способов решения подобных проблем (соотнесение освоенных знаний и способов деятельности с поставленной задачей);
· поиске нового принципа решения проблемы (выдвижение гипотез, их проверка);
· проверке и уточнении найденного принципа решения вопроса.
В результате, обучающийся должен уметь находить знания и обращаться с ними, применять их на практике, трансформировать информацию в новые знания, превращать новые знания в конкретную деятельность. Главное внимание отводится аналитическим навыкам, способности искать и находить информацию, облекать вопросы в чёткую форму, формулировать проверяемые гипотезы, решать задачи. Работодатели ценят творческий подход в работе, умение работать в команде, адаптироваться к переменам.
Важна воспитывающая функция обучения. Курсы «Педагогика», «Основы педагогики» позволяют воздействовать на личность студента, способствовать проявлению у них нравственных качеств, формировать активную гражданскую позицию, политическую и информационную культуру. Обучение основывается на общечеловеческих, гуманистических, исторических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества, государства.
К сожалению, не всегда выпускник вуза может создать себе необходимые условия для качественной жизни в силу различных причин: неумения применять на практике полученные знания, слабой адаптации в профессиональном коллективе, внутренней неуверенности в своих силах и др. Поэтому необходимо развивать у студента академические, профессиональные, социально-личностные компетенции.
Академические компетенции предполагают:
· способность и готовность применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;
· владеть междисциплинарным подходом при решении проблем, обладать способностью к интеграции знаний;
· уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.
Профессиональная компетенция – это способность и готовность будущего специалиста к мобилизации знаний, умений и качеств, необходимых и достаточных для решения конкретной профессиональной задачи.
Социально-личностные компетенции определяют нормативный уровень личностной и социальной зрелости человека, обеспечивают его эффективное взаимодействие с учётом социальных условий и ценностей, индивидуального профессионального опыта и общественной пользы.
Совокупность компетентностей содержит не только когнитивные (познавательные) и операционально-деятельностные, но и мотивационные, ценностно-смысловые, эмоционально-волевые, личностные компоненты. Компетентности определяют поведение или деятельность личности во множестве ситуаций и при решении разнообразных задач (учебных, профессиональных, социальных, личностных) [2].
Возрастание объёма информации, которую должны усвоить студенты, увеличение объёма часов для самостоятельного изучения учебного материала, сокращение аудиторной нагрузки и т.п. предполагает совершенствование качества образовательного процесса.
Качество образовательного процесса можно улучшить, если создать соответствующую среду, позволяющую обучающимся получать удовольствие от учёбы, а преподавателям – удовольствие от работы. Этому служат диалогическое, полилогическое взаимодействие субъектов, гармонизация индивидуальных, групповых целей и интересов, мобилизациятворческого потенциала участников образовательного процесса. Эффективно используемые методы, технологии обучения, способствующие развитию у студентов не только памяти, но и исследовательских, коммуникативных, организационных умений, включение студентов в разнообразные виды деятельности также влияют на повышение качества образовательного процесса.
В теории социального управления качеством называют уровень достижения поставленных целей, степень удовлетворения ожиданий потребителя. В педагогике укоренилось понимание качества образования как соотношение цели и результата.
Приоритетным направлением в совершенствовании качества образовательного процесса является разработка и использование электронных образовательных ресурсов, содействующих формированию внутренней мотивации студентов, непрерывному профессиональному образованию. Разрабатываемые преподавателями учебно-методические комплексы позволяют уменьшить аудиторную нагрузку и увеличить консультационную, учебно-методическую деятельность преподавателей. Новыми образовательными стандартами высшей школы предусмотрено активное использование ресурса контроля и обеспечения самостоятельной работы студентов всем необходимым.
В нашем университете совершенствуется организация экзаменационной оценки знаний и навыков студентов. С этой целью экзамены преимущественно проводятся в письменной форме, что влияет на контрольно-комиссионную оценку. За разговоры на экзамене, использование вспомогательных средств студент удаляется из аудитории. Такие меры соответствуют требованиям к дисциплинарному взысканию, изложенным в Кодексе Республики Беларусь об образовании.
По мнению С.А. Булат, С.Н. Беловой, результаты образовательного процесса в вузе характеризуются также сформированностью качеств человека, фиксирующих факт присвоения им тех ценностей, рождающихся в процессе образовательной деятельности, которые важны для интеллектуального, экономического, нравственного состояния потребителей продукции образовательной сферы, государства, общества, каждого человека [1].
Эффективная организация образовательного процесса способствует подготовке конкурентноспособных кадров для работы в условиях инновационной экономики.
|