Обман потребителей является на сегодняшний день одним из самых распространенных правонарушений и при этом отмечается устойчивая тенденция его роста.
Учитывая степень распространенности фактов обмана потребителей, можно констатировать, что право белорусского гражданина на доброкачественную продукцию попирается повсеместно и ежедневно. Однако в последние годы контролирующие и правоохранительные органы ослабили внимание как к противодействию обману потребителей, так и к научному изучению данной проблемы.
Во многом, гражданско-правовые и административные методы в деле защиты прав и интересов участников потребительского рынка неэффективны. Применению первых препятствует видимая незначительность материального ущерба, низкая эффективность вторых объясняется несопоставимостью размера санкций с размером реальных выгода от бесчестной деятельности на потребительском рынке. Традиционные нормы об имущественных преступлениях (мошенничестве) также небезупречны в вопросе охраны потребительского рынка, поскольку не учитывают специфики посягательств в данной сфере, в частности, видимую малозначительность имущественного ущерба [1, с. 151].
Как нам представляется, нарушение принципов осуществления экономической деятельности и прав потребителей подрывает развитие нормальных отношений в сфере торговли и оказания услуг. В этой связи основное предназначение ст. 257 УК РБ заключается в охране предпринимательской и иной экономической деятельности, связанной с реализацией товаров, выполнением работ и оказанием услуг организациям и индивидуальным предпринимателям [2, с. 245].
Государство придает исключительное значение заботе о всесторонней защите прав потребителей. Без обеспечения прав потребителей невозможно цивилизованное функционирование рынка, развитие рыночных отношений, достижение цели повышения качества жизни и уровня благосостояния народа.
Эффективная защита прав потребителей предполагает создание действенного механизма контроля и ответственности за нарушение прав потребителей, способного восстанавливать правопорядок и предупреждать противоправные посягательства на интересы потребителей.
Все это и определяет значение борьбы с обманом потребителей, который не только оказывает отрицательное влияние на удовлетворение потребностей населения, но и подрывает авторитет рыночной экономики.
Несмотря на значительную общественную опасность обмана потребителей и относительную распространенность этого преступления, борьба с ним ведется недостаточно активно. Вместе с тем, в юридической литературе мало специальных работ, в которых бы разбирались вопросы квалификации и предупреждения обмана потребителей в новой экономической обстановке.
В практике судебных и следственных органов применение нормы об обмане потребителей вызывает значительные трудности, иногда допускаются ошибки в квалификации этого деяния, неправильное привлечение к уголовной ответственности при отсутствии одного из признаков состава обмана потребителей и особенно недостаточен уровень профилактики этого преступления.
Для осознания масштабов данной проблемы, стоит более подробно рассмотреть последствия обмана потребителей. Поскольку обман потребителя при продаже продовольственных товаров всегда делается с корыстной целью и, как правило, всегда направлен на получение незаконных доходов, то для разных субъектов рыночных отношений (покупателя и производителя) последствия изготовления, реализации и потребления фальсификатов имеют разные последствия. Однако все они связаны с определенными риском и потерями.
Например, гражданин М. Под видом шампуня “Тимотей” потребителям несколько бутылок жидкости, которая в Турции использовалась для мытья асфальта [1, с. 164].
Потребители подвергаются наибольшему риску и несут от обмана при продаже самые большие потери. Это экономические последствия (большие расходы за меньшее количество товара, покупка продукта непригодного к употреблению), так же причинение физиологического вреда организму (отравление, появлению нового заболевания, обострение имеющегося заболевания, генетические нарушения, формирование онкологических заболеваний, смерть) и, конечно же, моральный вред человеку (подавленное состояние, злость, стресс).
Значительные потери вследствие обмана покупателя несет не только индивидуальный потребитель, но и общество в целом. При широком распространении обмана потребителя, в том числе и фальсифицированной продукцией, в результате которой на рынке появляются в значительном количестве опасные для человека продукты, возникает ряд факторов, способствующих ухудшению здоровья населения, а так же снижению продолжительности жизни в обществе. Так же падает уровень доверия других государств и народов к обществу, где процветает обман, фальсификация всего и вся, следовательно, это влечёт снижение уровня инвестиций в экономику данного государства.
При обмане потребителей и фальсификаций товаров в государстве нерационально используются природные, сырьевые и трудовые ресурсы, так как на производство некачественных продуктов также затрачиваются сырье, топливно-энергетические ресурсы, природные материалы и труд людей. Широкое распространение обмана путем фальсификации объектов купли-продажи является свидетельством падения морально-нравственных устоев как отдельных граждан, так и общества в целом. И если раньше на нашем рынке встречались только некоторые случаи обмана, обвеса, продажи фальсифицированных товаров отечественными продавцами или производителями, а также были фальсификаторы из стран СНГ, то теперь даже многие зарубежные фирмы предпочитают обманывать нашего покупателя и выпускать фальсифицированную пищевую продукцию и продавать ее на наших рынках. И все это сваливается на нашего бедного потребителя. Многие из них, кто хоть немного разбирается в торговле и продуктах питания, приходят в ужас от нынешнего состояния продовольственного рынка. Если раньше он заходил в магазин и искал что же купить, то теперь возникает такая же проблема при кажущемся изобилии, но фальсифицированных продуктов питания, которые продают всезнающие продавцы.
Что же делать? Нужно чтобы потребитель, владеющий простейшими способами обнаружения обмана и фальсификации при покупке того или иного товара своими отношением и деньгами контролировал ситуацию на рынке. Знание средств и способов обмана и фальсификации тех или иных товаров, а также возможность обнаружения их при покупке товаров или в домашних условиях заставят многих потребителей отказаться от приобретения даже по низким ценам товаров, особенно продовольственных, как у случайных продавцов и на неорганизованных рынках, так и в фешенебельных магазинах, где процветает обман [3, с. 24-25].
|