Вооруженный конфликт международного характера (международный вооруженный конфликт) – это столкновение между вооруженными силами: государств, национально-освободительного движения и метрополии, восставшей стороны (или воюющей стороны), признанной в этом качестве, и вооруженными силами какого-либо государства.
Определение международного конфликта в праве дается на основе перечисления его видов, базируется на понимании этого термина как социологической категории. Трудность выработки единого определения конфликта в международном праве связана с неоднозначностью его употребления в этой системе права и междисциплинарным характером изучения явления «конфликт» [23, с. 80].
Международное право, регулируя межвластные отношения между государствами, а также между субъектами международного права, охватывает и конфликты, возникающие между субъектами международного права, т.е. международные конфликты.
Трудность определения терминов международный конфликт, конфликт в международном публичном праве обусловлена проблемой неоднозначности точного знания данного понятия для каждой области его применения и наличием большого количества близких по значению понятий, таких как вооруженное столкновение, борьба, спор, агрессия, коллизия, конфликтная ситуация, столкновение и др.
"Международный вооруженный конфликт" как юридическое понятие впервые упоминается в ст. 2 Женевских конвенций 1949 года. Его появление наряду с понятием «война» породило много вопросов, стало ключевым в праве вооруженных конфликтов. В последние годы определению его содержания уделяется много внимания как у нас в стране, так и за рубежом, как историками, социологами, политологами, так и юристами. Юристы исследуют проблемы вооруженной борьбы с целью определить содержание терминов «международный вооруженный конфликт», "немеждународный вооруженный конфликт" и в связи с этим установить объем юридических норм, которые должны применяться воюющими в соответствующем конфликте [1, с. 31].
Прежде всего, понятие «международный вооруженный конфликт» следует отделить от понятия «международный конфликт». Сторонники "общей теории конфликта" исходят из абстрактного понимания конфликта как столкновения двух противоположностей. Так, В. Линк (социолог из ФРГ) определяет конфликт "как ситуацию соревнования, в котором стороны сознают неприемлемость возможных позиций и каждая сторона желает занять позицию, несовместимую с желанием другой стороны". Такая абстрактная и эклектическая конструкция ничего не дает для уяснения причин, порождающих международные конфликты, а также их классового содержания, юристы игнорируют соотношение сил в современном мире, не учитывают того факта, что современные международные конфликты происходят не только между однотипными суверенными государствами, но и между качественно различными по социальному строю субъектами международного права.
Советские исследователи отмечают, что конфликт является политическим отношением двух или нескольких сторон, воспроизводящим в острой форме лежащие в основе этого отношения противоречия его участников. Международный конфликт проходит в своем развитии несколько фаз. Одной такой отдельной фазой может быть и вооруженное столкновение. Но это вовсе не означает, что каждый международный конфликт перерастает в международный вооруженный конфликт. События последних лет свидетельствуют о том, что большинство международных конфликтов не перерастают в международный вооруженный конфликт. И в этом как раз проявляется характер современной эпохи, происшедшее изменение соотношения сил в пользу мира [1, с. 32].
Выделяют два признака международного вооруженного конфликта:
- международный. При исследовании признака «международный» следует учитывать классовый критерий, социально-политическую природу и содержание конфликта, социально-политический строй субъектов — участников конфликта. Признак «международный» как отношение между субъектами международного права предполагает наличие специфических прав и обязанностей у его участников. С точки зрения международного права, на основе которого возникают эти отношения, участвующие в конфликте стороны должны обладать международной правосубъектностью;
- вооруженный. В отличие от признака «международный», который связан с право- и дееспособностью участвующих в конфликте сторон, признак «вооруженный» характеризуется применением оружия против другой воюющей стороны. Поэтому конфликт нельзя назвать «вооруженным», если не применяется оружие, хотя и совершаются действия, запрещенные современным международным правом [1, с. 32].
Право вооруженных конфликтов ограничено только сферой применения вооруженной силы (и последствиями, связанными с ее применением). Это значит, что вооруженное насилие составляет специфический признак сущности «вооруженного конфликта». Без этого признака понятие «вооруженный конфликт» теряет свою специфику. Угроза силой — это еще не вооруженный конфликт.
Признак «вооруженный» не определен в международных конвенциях и некоторые юристы предлагают понимать под ним любые военные действия (т. е. поведение с применением насилия), проводимые с помощью оружия, в которых участвует определенное число военнослужащих, собранных для общей цели, с минимальной степенью организации. По их мнению, конфликт является вооруженным, если при этом совершается хотя бы одно из следующих действий: интервенция вооруженных сил одного государства против другого государства; захват в плен или ранение хотя бы одного комбатанта из состава вооруженных сил другой стороны; интернирование или принудительный захват хотя бы одного гражданского лица другой воюющей стороны [1, с. 33].
И.Н.Арцибасов, С.А.Егоров, рассмотрев признаки «международный» и «вооруженный», определяют «международный вооруженный конфликт» как общественные отношения, складывающиеся между субъектами международного права в период, когда одна сторона применяет вооруженную силу против другой. Это понятие собирательное, и оно включает в себя все прочие виды вооруженных столкновений между субъектами международного права, являющимися право- и дееспособными в области права вооруженных конфликтов [1, с. 33].
Международный Комитет Красного Креста дал следующее определение понятия "международный вооруженный конфликт" в комментарии к Женевским конвенциям 1949 года: "любое противоречие, возникающее между двумя государствами и ведущее к вторжению вооруженных сил, даже если одна из сторон отрицает состояние войны. Продолжительность конфликта и количество жертв не имеют значения" [23, с. 84].
Статья 2, общая для всех четырех Женевских конвенций 1949 года устанавливает, что международный вооруженный конфликт — это вооруженное столкновение, возникающее "между двумя или несколькими Высокими Договаривающимися Сторонами". Из этого определения вытекает прежде всего, что признаки «международный» и «вооруженный» бесспорно присущи вооруженным конфликтам, участниками которых являются суверенные государства, Организация Объединенных Наций (когда по решению Совета Безопасности ООН применяются вооруженные силы ООН) и борющиеся за свободу и независимость народы и нации. Если признание участниками вооруженных конфликтов суверенных государств не вызывает особых возражений, то по вопросу о том, можно ли считать таким участником ООН или национально-освободительное движение, до сего времени идут споры.
Дополнительный прокол I распространил широкое определение межгосударственной войны на целый ряд конфликтов, которые, не выходя за пределы территории одного государства, имеют по своей природе характер международного конфликта. Речь идет о вооруженных конфликтах, "в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществлении своего права на самоопределение, закрепленного в Уставе Организации Объединенных Наций и в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций" (п.4 ст. 1) [8, с. 469].
К народам, борющимся против колониального господства, чье право на самоопределение признано ООН, в настоящее время относятся народы, находящиеся на территории Западной Сахары, Новой Каледонии [11, с. 103].
Втакого рода вооруженных конфликтах применяются все нормы международного гуманитарного права, зафиксированные в четырех Женевских конвенциях 1949 г. и в Дополнительном протоколе I 1977 г.
Вооруженный конфликт немеждународного характера – это вооруженные конфликты, которые не попадают под действие статьи 1 Дополнительного протокола I и происходят на территории какого – либо одного государства между его вооруженными силами и антиправительственными организованными вооруженными силами или другими организованными группами, "которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять положения Протокола II" [9, с. 487].
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 из сферы применения Дополнительного протокола II исключены ситуации напряженности и беспорядков внутри страны: "такие, как беспорядки, отдельные спорадические акты насилия и иные акты аналогического характера, поскольку таковые не являются вооруженными конфликтами".
Вооруженные конфликты немеждународного характера обладают следующими признаками:
· применение оружия и участие в конфликте вооруженных сил, включая полицейские подразделения;
· коллективный характер выступлений. Действия влекущие обстановку внутренней напряженности, внутренние беспорядки не могут считаться рассматриваемыми конфликтами;
· определенная степень организованности повстанцев и наличие органов, ответственных за их действия;
· продолжительность и непрерывность конфликта. Отдельные спорадические выступления слабоорганизованных групп не могут рассматриваться как вооруженные конфликты немеждународного характера;
· осуществление повстанцами контроля над частью территории государства[4, с. 258].
К вооруженным конфликтам немеждународного характера следует относить все гражданские войны и внутренние конфликты, возникающие из попыток государственных переворотов и т.д. Эти конфликты отличаются от международных вооруженных конфликтов, прежде всего тем, что в последних обе воюющие стороны являются субъектами международного права, в то время как в гражданской войне воюющей стороной признается лишь центральное правительство.
Международное регулирование немеждународных вооруженных конфликтов часто сталкивается с сильным противодействием территориальных властей, основанным на тезисе, что внутренние проблемы государства должны решаться без вмешательства извне [20, с. 71].
Вооруженные конфликты немеждународного характера до 1949 года относились к компетенции суверенных государств. Женевские конвенции 1949 года распространили отдельные правила на внутренние конфликты. Регулирование внутренних конфликтов нормами международного права продолжается. Дополнительный протокол II уточнил понятие внутренних вооруженных конфликтов и расширил перечень правил международного гуманитарного права, применяемых к ним [23, с. 84].
Для применения Дополнительного протокола II необходимы следующие условия:
а) наличие сторон, противостоящих друг другу. Признаком этого противостояния должно быть наличие враждебных организованных действий между противоборствующими силами, которые носят коллективный характер. Противостояние вряд ли может осуществляться отдельными лицами. Это означает, что отдельные спорадические, анархистские антиправительственные выступления, возникновение внутренней напряженности (беспорядки), случаи нарушения общественного порядка не могут быть отнесены к категории вооруженного конфликта. Также необходимо фактическое участие в боевых действиях вооруженных сил, с одной стороны, и антиправительственных сил — с другой, а также применение ими оружия;
б) ответственное командование. Это условие предполагает определенный элемент организации, относящийся в первую очередь к повстанцам, которые должны создавать органы власти, ответственные за поведение повстанческих сил. При этом не обязательно наличие строгой иерархической системы военной организации, подобной системе, существующей в регулярных вооруженных силах;
в) контроль за частью территории. Повстанцы должны не только обладать частью территории, но и эффективно выполнять на ней функции власти, включая планирование ведение военных действий;
г) непрерывный и согласованный характер военных действий. «Непрерывные» – это действия, которые не имеют перерывов и промежутков. Следовательно, в данном контексте «непрерывные» противопоставляются «спорадическим». «Согласованные» – это такие действия, при которых "достигнуто единство, согласие";
д) способность применять Протокол. Это основной критерий, требующий соблюдения положений международного гуманитарного права, хотя бы в том объеме, который закреплен в Дополнительном протоколе II. Данный критерий оправдывает все остальные элементы определения, содержащегося в пункте 1 статьи 1 указанного документа, поскольку предполагает, что не только у правительственных вооруженных сил, но и у повстанцев есть для этого необходимый минимум инфраструктуры (ответственное командование, контроль за соответствующей частью территории и т.д.) [11, с. 104].
Вместе с тем, существуют и иные немеждународные вооруженные конфликты, которые не подпадают в силу определенного характера и интенсивности под критерий, содержащийся в Дополнительном протоколе II [11, с. 105].
Во время вооруженного конфликта немеждународного характера условия применимости статьи 3, общей для всех Женевских конвенций 1949 г., определены менее конкретно, так как в данной статье выделяются только два критерия, а именно:
- наличие вооруженного конфликта;
- его немеждународный характер.
Поскольку ясного определения понятия вооруженного конфликта в статье 3 не дано, его точное значение приходится устанавливать путем толкования. В настоящее время в доктрине международного гуманитарного права выделяется два основных критерия применения статьи 3. Она может применятся для квалификации конкретной ситуации как вооруженного конфликта немеждународного характера, если враждебные действия, направленные против законного правительства, во-первых, носят коллективный характер и, во-вторых, отличаются минимумом организованности.
Статья 3 является очень гибким инструментом права, возможно, самым лучшим международным ответом на вооруженные конфликты, которые политически всегда чрезвычайно взрывоопасны. Лишь слегка обозначенные условия ее применимости дают возможность в каждом конкретном случае потребовать соблюдения статьи 3, не давая точной правовой оценки фактической ситуации. Благодаря этому власти иногда бывают избавлены от необходимости признавать шаткость своих позиций [11, с. 106].
Подводя итоги выше изложенного, следует обратить внимание, что условия применимости статьи 3, общей для всех Женевских конвенций 1949 г., определены менее конкретно, чем условия применимости Дополнительного протокола II. Если статья 3 применима ко всякой ситуации, при которой применяется Дополнительный протокол II, то это вовсе не означает, что Дополнительный протокол II применим во всякой ситуации, предусмотренной в данной статье.
Помимо статьи 3, общей для всех Женевских конвенций, и Дополнительного протокола II при регулировании немеждународного вооруженного конфликта также применяются:
- обычное право. Наряду с небольшим по объему международным договорным правом существуют неписанные правила обычного права, имеющие особое значение для ограничения насилия во внутренних конфликтах. Речь идет о нормах, регулирующих сферы, которые не охватываются статьей 3, общей для всех Женевских конвенций 1949 г., и частично охватываются Протоколом II. Сюда относятся, например,
- специальные соглашения между находящимися в конфликте сторонами. Примером такого соглашения может быть четко выраженное или подразумеваемое согласие при обращении с лицами, участвующими в военных действиях, руководствоваться положениями III Женевской конвенции [20, с. 72].
Все четыре Женевские конвенции 1949 года предусматривают, что закрепленные ими положения должны применяться не только в случае объявления войны либо другого вооруженного конфликта, даже если одна из воюющих сторон не признает состояния войны, но и в случае вооруженного конфликта, не носящего международного характера (например, гражданской войны, даже если сторона, борющаяся за независимость, еще не создала государственности) [17, с. 531].
Вооруженный конфликт при определенных условиях может перерастать в международный вооруженный конфликт (например, в результате военной интервенции других государств в нарушении норм международного права.Интервенция иностранного государства в поддержку одной стороны может вынудить и другую сторону конфликта прибегнуть к такой же внешней поддержке). Любое военное вмешательство иностранных государств в вооруженный конфликт немеждународного характера, безусловно, интернационализирует его и должно влечь за собой применение всей совокупности норм международного гуманитарного права. Представляется, что в контексте рассмотрения этой проблемы важна прежде всего не юридическая оценка иностранного вмешательства во внутренний конфликт или определение степени его интернационализации, а распространение на такие ситуации норм, регулирующих отношения в период конфликта международного характера с одной лишь целью – обеспечить более эффективную защиту жертв вооруженного конфликта [11, с. 106].
Однако необходимо отличать международный вооруженный конфликт от немеждународного: международный вооруженный конфликт возникает между субъектами международного права, а в вооруженном конфликте немеждународного характера одной из воюющих сторон является правительство, пришедшее к власти законным способом до начала вооруженного конфликта.
Данный признак, на наш взгляд, является значительным для разграничения схожих между собой вооруженных конфликтов.
Таким образом, трудность определения терминов «международный вооруженный конфликт» и «международный конфликт» заключается в том, что нет точного определения данного понятия для каждой области его применения и наличие большого количества близких по значению понятий, таких как спор, агрессия, вооруженное столкновение и т.д.
Однаконеобходимо отличать понятие «международный вооруженный конфликт» от понятия «международный конфликт». Международный конфликт – это конфликт между субъектами международного права, который в своем развитии проходит несколько фаз, одной из которых является и вооруженное столкновение, но не каждый международный конфликт может перерасти в международный вооруженный конфликт.
На наш взгляд отличительной чертов международного вооруженного конфликта является применение вооруженной силы, независимо от количества жертв и продолжительности конфликта.
Вооруженный конфликт немеждународного характера – это вооруженные конфликты, не попадающие под действие ст. 1 Дополнительного протокола I и происходящие на территории какого – либо одного государства между его вооруженными силами и антиправительственными организованными силами.
Действующее международное гуманитарное право выделяет два типа вооруженных конфликтов немеждународного характера: конфликты высокой интенсивности, к которым применимы одновременно ст. 3, общая для всех четырех Женевских конвенций 1949 г., и Дополнительный протокол II, и др. конфликты, к которым применима только ст. 3.
При регулировании вооруженного конфликта немеждународного характера применяются: ст. 3, общая для всех четырех Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительный протокол II, обычное право, специальные соглашения между находящимися в конфликте сторонами.
Но имеются проблемы по применению норм международного гуманитарного права в период вооруженного конфликта немеждународного характера. Одной из главных, на наш взгляд, является препятствие властей соответствующего государства. Аргументируется это тем, что внутренние проблемы государство должно решать самостоятельно и без вмешательства других государств.
|