Логические умения (сравнение, обобщение, классификация и другие) — важнейший компонент мыслительной деятельности, ибо одной из существенных характеристик мышления является то, что это логически организованный поисковый процесс, сосредоточенный на разрешаемой проблеме. В процессе обучения дети используют некоторые познавательные операции и часто не знают, с какими умственными действиями они связаны.
В работах большого числа авторов (Ю.К. Бабанского, В.В. Давыдова, В.А. Кулько, А.В. Усовой и других) отмечается, что значительное место в мыслительной деятельности ребенка уже в дошкольном возрасте и особенно в период обучения в начальных классах занимает такое общелогическое умение, как умение классифицировать предметы и явления. В это время ребенок получает много знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, и поэтому в его познавательной деятельности становится очень важным умение располагать приобретенные знания в определенном логическом порядке, приводить их в систему. Сама окружающая действительность заставляет детей группировать ее объекты, а если бы они этого не делали, то разнообразие окружающей среды подавило бы их. При усвоении детьми систематических знаний большое значение имеет понимание существующей системы классификации, и усвоение детьми умения классифицировать способствует развитию внимания ребенка, его мнемических способностей, создает условия для формирования эффективных приемов умственной деятельности.
Повышение теоретического уровня новых школьных программ и ориентация их на более высокую ступень систематизации знаний обусловливает особую актуальность проблемы развития у младших школьников умения мыслить логически.
К учебно-логическим умениям относятся следующие: анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, определение понятий, доказательство и опровержение, определение и решение проблем.
Классифицировать — делить род (класс) на виды (подклассы) на основе установления признаков объектов, составляющих род.
Следовательно, умение классифицировать предметы и явления включает более простые умения. Оно включает анализ, сравнение, обобщение, выделение главного.
Классификацией называется распределение предметов какого-либо рода на классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов. При этом каждый класс занимает в получившейся системе определенное постоянное место и в свою очередь делится на подклассы (Н.И. Кондаков).
П. Каптерев рассматривал два вида классификаций представлений: один — с точки зрения жизненной, или практической, а другой - с точки зрения научной, или теоретической. За основу первой классификации берется соотношение средств и цели, за основу второй - причинная зависимость явлений. Первая классификация завершается прежде всего выяснением пользы, вреда или бесполезности вещей. Очень многие ограничиваются такой классификацией вещей, считая ее совершенно достаточной и удовлетворительной; дикари, дети и необразованные люди не знают иной группировки предметов. При таком подходе одна и та же группа предметов может классифицироваться в самых разнообразных сочетаниях — это не научная классификация. Вторая классификация возникает под давлением пробудившегося умственного интереса, желания узнать и объяснить свойства вещей и их природу. В этом случае предметы располагаются по степени и связи между собой, личные интересы в расчет не принимаются. Подобная классификация сначала опирается на внешнее сходство предметов, а потом переходит к внутренним.
В эксперименте принимали участие учащиеся 1 «А» и 1 «Б» классов школы № 32 г. Гродно. Ученикам предлагалось отобрать из набора картинок сходные в каком-либо признаку. Затем просили ребенка объяснить, почему эти картинки он включил в одну группу. После этого картинки возвращались обратно в набор, а ребенку предлагалось составлять новую группу картинок. Так повторяли 5 раз. Ученик мог вынимать столько картинок, сколько считал нужным. Эксперимент проводился во время практики, наблюдение осуществлялось в течение месяца. Формирующий эксперимент проводился в 1 «А» классе. Контрольная группа, в которой эксперимент не проводился – 1 «Б» класс.
Исследование классификации у учащихся начальных классов, было выяснено, что понятийный уровень классификации имеется в мыслительной деятельности учащихся старших классов, но редко у учеников начальных классов. Группируя предметы по подобию свойств, ученики не отличают существенных свойств от второстепенных. В результате классификации младшие школьники образуют не понятие, а совокупность предметов, отдельные элементы которых они могут подсчитать.
До проведения эксперимента 43,8 % детей 1 «А» класса находились на высоком уровне развития классификации и 28,6 % детей 1 «Б» класса. После проведения эксперимента в 1 «А» классе цифра выросла. На высоком уровне находятся 81,3 % детей, а в 1 «Б» – 35,7 % детей.
Следовательно, при организации учебной деятельности школьников важно учитывать интегративный характер учебно-организационных и познавательных умений, что составляют в совокупности учебную работу, расчленять их на более простые операции и действия. Поэтому прежде чем формировать умение, необходимо проанализировать его содержание и определить, из каких более простых операций оно складывается, какая последовательность их выполнения.
Более типичной для учащихся в начале обучения является классификация предметов и явлений на основе внешних, доступных восприятию, но объективных, предметно-отнесенных свойств (перцептивная классификация). Однако, группируя предметы по подобию этих свойств, ученики еще не отличают существенных свойств от второстепенных. Поэтому в результате классификации они образуют не понятие, а совокупность предметов, отдельные элементы которых они могут подсчитать. Основа перцептивной классификации неустойчива. Она часто изменяется учащимися в зависимости от того, какой признак предмета занимает доминирующее место в процессе его восприятия.
Результаты эксперимента показали, что развитие классификации от перцептивной формы к понятийной ускоряется, если проводить упражнения по совершенствованию операций, с помощью которых осуществляется классификация.
В учебниках очень мало заданий на формирование такого умения, как классификация, поэтому учителю необходимо самому подбирать задания, объяснять детям, как выполнять классификацию. Все это отразиться на успешности учеников в овладении учебным материалом.
В целом у детей уровень сформированности умения классифицировать предметы и явления не очень высокий. Многие дети не могут понять, что значит, разделить на две группы, на два класса. В связи с тем, что многие учителя не обращают внимания на формирование отдельных умений, отдельных процессов, то и результат обучения не высокий.
|