Периоды нестабильности в обществе сопровождаются изменением и неустойчивостью системы ценностей и норм в индивидуальном и групповом сознании. Социальные изменения оказывают влияние на всех членов общества, но в наибольшей мере на тех, чьи нормы и принципы, жизненные цели и идеалы находятся в процессе становления или переоценки, т. е. речь идет о детях, подростках, молодежи. Изменившаяся социальная ситуация вынуждает индивида самоопределяться в новых условиях. На сегодняшний день подходы к исследованию феномена самоопределения (его структуры, компонентов) весьма разрознены, не все виды самоопределения одинаково хорошо изучены (малоизученными остаются гражданское, политическое, правовое, культурное, экономическое, нравственное и др.).
Общее движение наук о человеке привело к необходимости разрабатывать комплекс нравственных и духовных компонентов личности, групп, человечества. Исследователи обозначают фундаментальную теоретическую задачу для современной психологической науки – формирование нравственно и духовно ориентированной научной парадигмы.
В настоящее время происходит становление новых отраслей психологической науки, в первую очередь, этической психологии или психологии нравственности. Развитие исследований человека также требует рассмотрения его миросозидательной функции, изучения взаимоотношения психических явлений и общественной жизни человека. Исследование самоопределения отвечает этим научным тенденциям, т.к. в структуре нравственного самоопределения возможно выделить большое число элементов (ценности, идеалы, представления, стратегии, потребности, способности, отношение к себе как субъекту нравственных отношений, нравственная оценка явлений и т.д.), что позволяет перейти от разрозненного изучения нравственно-психологических феноменов (как это было до сих пор) к интегрированному.
К проблеме нравственного развития личности обращались как отечественные (Л.И. Божович, И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн, В.Ф. Сафин, А.А. Хвостов и др.), так и зарубежные психологи (Л. Колберг, Дж. Джибс, К. Гиллиган и др.).
Достаточно хорошо изучены отдельные элементы нравственного самоопределения личности. Однако исследование нравственного самоопределения личности как комплексного феномена, является относительно новой задачей.
В настоящее время исследование самоопределения личности является одним из приоритетных направлений в психологии. Нравственное самоопределение рассматривается, с одной стороны, как неотъемлемая часть других видов самоопределения – личностного (М.Р. Гинзбург, 1996; В.В. Гулякина, 2000 и др.), социального (Л.И. Акатов, 2009; А.С. Чернышев, 2010 и др.), этнического (Д.И. Фельдштейн, 2005), профессионального (Е.А. Климов, 1995; О.В. Чернышова, 2007 и др.), экономического (А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко, 2007 и др.) и т.д. С другой стороны – как самостоятельное явление (К.А. Абульханова-Славская, 1991; А.Е. Воробьева, 2010; А.А. Криулина, 2010; А.Б. Купрейченко, 2010 и др.).
Для того чтобы определить, что такое «нравственное самоопределение», необходимо проанализировать понятие «самоопределение» и понятие «нравственность».
Методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения были заложены С.Л. Рубинштейном. Проблема самоопределения рассматривалась им в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа — внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия. В этом контексте самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации; в понятии самоопределения, таким образом, выражается активная природа «внутренних условий». По отношению к уровню человека в понятии самоопределения для С.Л. Рубинштейна выражается самая суть, смысл принципа детерминизма «смысл его заключается в подчеркивании роли внутреннего момента самоопределения, верности себе, не одностороннего подчинения внешнему». Более того, сама специфика человеческого существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другими (условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия»[23].
Таким образом, на уровне конкретной психологической теории проблема самоопределения выглядит следующим образом. Для человека «внешние причины», «внешняя детерминация» — это социальные условия и социальная детерминация. Самоопределение, понимаемое как самодетерминация, представляет собой, собственно говоря, механизм социальной детерминации, которая не может действовать иначе, как будучи активно преломленной самим субъектом. Проблема самоопределения, таким образом, есть узловая проблема взаимодействия индивида и общества, в которой как в фокусе высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: социальная детерминация индивидуального сознания (шире — психики) и роль собственной активности субъекта в этой детерминации. На разных уровнях это взаимодействие обладает своими специфическими характеристиками, которые нашли свое отражение в различных психологических теориях по проблеме самоопределения.
Подход, намеченный С.Л. Рубинштейном, развивает в своих работах К.А. Абульханова-Славская, для которой центральным моментом самоопределения является также самодетерминация, собственная активность, осознанное стремление занять определенную позицию. По К.А. Абульхановой-Славской, самоопределение — это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. При этом она подчеркивает, что от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависит самоопределение и общественная активность личности.
Попытка построения общего подхода к самоопределению личности в обществе была предпринята В.Ф. Сафиным и Г.П. Никовым. В психологическом плане раскрытие сущности самоопределения личности, как считают авторы, не может не опираться на субъективную сторону самосознания — осознания своего «я», которое выступает как внутренняя причина социального созревания. Они исходят из характеристики «самоопределившейся личности», которая для авторов является синонимом «социально созревшей» личности. В психологическом плане самоопределившаяся личность — это «субъект, осознавший, что он хочет (цели жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество; субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. Самоопределение, таким образом, это «относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества». Основными критериями границ и этапов самоопределения «следует считать уровень понимания личностью смысла жизни, смену воспроизводящего вида деятельности и полноту уровня соотнесенности «хочу»- «могу»- «есть»- «требуют» у конкретной личности». Выделяемые авторами этапы самоопределения фактически представляют собой общепринятые в настоящее время в отечественной психологии этапы возрастной периодизации, выделяемые на основе смены ведущей деятельности. Что же касается «факторов и условий» самоопределения и его частных форм, то здесь происходит подмена психологического содержания и психологических критериев социологическими. Так, «факторы и условия самоопределения аналогичны факторам социализации», это те социально задаваемые события, которые обычно учитываются в качестве критериев в социологических исследованиях: прием в комсомол, окончание восьмого класса, получение паспорта, аттестата зрелости, избирательное право, возможность вступления в брак. Частные же формы самоопределения напрямую заимствованы из социологических работ: это ролевое, социальное самоопределение и самоопределение в семейно-бытовой сфере. Таким образом, авторы к проблеме самоопределения личности применяют более социологический, нежели психологический подход [23].
Термин «нравственность» берет начало от слова нравы. Нравы — это те же эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках.
Существуют разные трактовки понятия нравственности.
Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства. Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».
Л.А. Григорович дал следующее определение: «нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм».
Говоря о нравственном самоопределении личности можно обратиться к Н.Д. Зотову, который отмечал, что моральный аспект присутствует во всех формах поведенческой активности, но при этом представлен активностью, направленной, прежде всего, на определение самого субъекта поведения в отношении к требованиям морали. Индивид как субъект нравственной активности самоопределяется в отношении к требованиям морали и, занимая определенную моральную позицию, определяет соответственно, что именно надлежит ему предпринять в плане внешнего действования. Поскольку моральная ответственность и моральный контроль практически над всеми нашими поведенческими проявлениями вменяется нам непрерывно, то и процесс морального самоопределения совершается непрерывно, но в каждый момент этого процесса он совершается как особого рода духовно-практическое действование, как определение себя в том, каким я могу или каким мне надлежит быть в нравственном отношении[5].
По мнению К.А. Абульхановой-Славской, нравственное самоопределение состоит не из отдельных нравственных решений, выборов, поступков, как это чаще всего представляют, а именно в выработке потребности в возвышенно-духовной жизни.
Нравственные качества – это совокупность принятых и хорошо усвоенных личностью моральных норм, принципов и правил, которые, под влиянием возникших гуманных чувств, применяются добровольно и правильно. Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло – это особые нравственные качества личности, которые она должна вырабатывать самостоятельно. Нравственные качества базируются на таких гуманных чувствах как: любовь, уважение, забота, понимание, сострадание, чувства долга, ответственности и т.д.
Ведущим механизмом формирования нравственных качеств являются нормы морали, они способствуют и превращают в необходимость быть честным, верным дружбе и любви, обязанность проявлять уважение к старшим, воспитывать в себе скромность, тактичность, порядочность. Сила моральных норм огромна, так как основана на силе общественного мнения. Ведь никому небезразлично мнение других людей о себе, приятно одобрение, тяжело осуждение, невыносима ненависть.
Нравственные ценности – высшие ценности человека, главными категориями их определяющими являются категория добра и совести, должного во благо; они охватывают совокупность действий (служение), принципов, норм нравственного поведения и слагаются на основе тех реальностей и поступков, на основе которых человек оценивает, одобряет, то есть воспринимает их как добрые, благие, справедливые [3].
Данной точки зрения, о выдвижении нравственных ценностей в разряд высших придерживались такие исследователи как В.А. Блюмкин, Д.А. Леонтьев, Т.И. Пороховская, А.И. Титаренко и др.
Данное расположение структурных элементов на рисунке объясняется тем, что исторически и онтологически восхождение человека к вершине своего нравственного развития происходило постепенно: от приобщения индивида к моральным нормам общества, формирования на их основе оценочных суждений, затем более сложных смысловых образований (моральных понятий, принципов) до выработки нравственного идеала, как наиболее обобщенного мировоззренческого понятия, вобравшего в себя все лучшее что выработано моралью на данном этапе ее развития и представленном в одной личности [4].
В нашем исследовании заслуживают внимания взгляды М.С. Кагана на развитие нравственных ценностей. По мнению М.С. Кагана, отличительная черта их состоит в том, что система ценностей индивида нельзя сформировать ни передачей сообщений, ни прямым материальным взаимодействием. Именно потому, что они личностные, что они должны быть выработаны самостоятельно, а не приняты готовыми, они формируются на основе переживания, а не чисто рациональным путем [3].
Нравственный выбор. Нравственный выбор — акт нравственной деятельности, нравственного поиска. Выражается в сознательном предпочтении определенной системы жизненных ценностей, линии поведения (для чего человек принимает моральное решение и старается обеспечить его реализацию).
Нравственный выбор могут сделать (быть его субъектом) индивид, коллектив (группа) людей, общество в целом. Очень часто нравственный выбор индивида воплощает в себе существенные черты моральных предпочтений коллектива или всего общества (достаточно рассмотреть отношение к богатству в советском социалистическом и современном обществе). Особенно сложен, но и важен нравственный выбор в конфликтных ситуациях (человек — общество, человек — человек, человек — его совесть). В этих случаях возникает противостояние различных ценностей и норм. Выход из этого противостояния в цивилизованном гражданском обществе, должен осуществляться на основе принципов справедливости, добра, ответственности, терпимости.
Нравственное поведение опирается на нравственное сознание и является результатом свободного выбора личности. Поведение человека зависит от нравственных норм, качеств и принципов, которые у него сформированы. Если человек соблюдает нравственные нормы, принятые в обществе (уважает старых, не обижает слабых, не лжет, не берет чужого и т.д.), такое поведение считается нормальным, т.е. соответствующим нормам. Поведение человека – это реализация его отношений к другим людям, к обществу и самому себе.
Центральным моментом нравственного поведения является поступок, который характеризует способность человека к сознательной постановке цели, выбору соответствующих средств и самостоятельному действию. Причем цель может быть одна, а вот средства ее достижения разные. Невозможно быть добродетельным в душе, но лживым и циничным в поведении. Именно поступки показывают, каков человек на самом деле. Любой поступок должен рассматриваться в совокупности с его мотивами, а также последствиями [4].
Таким образом, можно сделать вывод, что нравственная ориентация личности связана с приобщением к высшим ценностям, обеспечивающим переход из объективной ценностной системы в субъективную, с включением индивида в разнообразные отношения, которые определяют содержание его позиции, а, следовательно, и нравственное самоопределение.
Подобное понимание позволяет определить нравственное самоопределение как процесс ориентации личности в системе нравственных идеалов и ценностей, среди людей и социальных групп, являющихся их носителями, а также как осознанный процесс поиска, выбора и создания собственных нравственных эталонов и идеалов, а затем на их основе — принципов, ценностей, норм, правил и т.п.
Другие авторы в структуре нравственного самоопределения выделяют четыре сегмента: 1) самоопределение в отношении морали и нравственности как части общественного сознания и социального института (самоопределение в системе мировоззрений, философских концепций нравственности, а также в системах моральных ценностей различных эпох и культур); 2) самоопределение в отношении объектов и явлений окружающего мира (нравственная оценка различных феноменов и явлений данной сферы жизнедеятельности, формирование стратегий поведения в случае столкновения нравственных и иных мотивов личности и т. д.); 3) нравственное самоопределение в отношениях с другими людьми, группами и обществом в целом (формирование отношения к человеку и ко всему человечеству, к людям и социальным группам, являющимся носителями определенных этических ценностей, наделение нравственными смыслами отдельных видов отношений между людьми, формирование стратегий поведения при взаимодействии с ними в различных, в том числе, конфликтных ситуациях и др.); 4) самоопределение в отношении самого себя как субъекта нравственности (нравственное «Я-идеальное», а также способы и критерии его достижения).
По мнению Л.М. Попова, становление человека осуществляется путем его самоопределения как этического субъекта. Становление нравственного сознания происходит только тогда, когда нравственные понятия перерастают в нравственные убеждения и становятся мотивами поведения человека. Это происходит в процессе воспитания и общения с окружающими людьми.
|