Закрепляя права и свободы человека и гражданина, Конституция не может оставить без внимания и его обязанности, поскольку имен¬но надлежащее исполнение предусмотренных законом обязанностей выступает в качестве одной из важнейших гарантий реализации прав и свобод любого субъекта. Согласно ст. 56 Конституции Республики Беларусь граждане обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уп¬латы государственных налогов, пошлин и иных платежей.
Необходимость налого¬вых взносов обусловливается, прежде всего тем, что они являются основным источником формирования финансовых ресурсов госу¬дарства, без которых немыслимо существование и функционирование публичной власти. Отсюда возникают важные конституционные правомочия Парла¬мента, поскольку устанавливаемые налоги и сборы должны отвечать требованию законнос¬ти. Право Парламента утверждать налог есть выражение права на¬рода соглашаться на его уплату. Непосредственное взимание налога согласовывается с Парламентом как с представителем народа, но не согласовывается с каждым отдельным членом общества. Тем самым главная черта налога — односторонний характер его установления. Однако налог взимается в целях покрытия общественных потребно¬стей, и потому понятие «законности» налога раскрывается через призму публичных интересов, которые формируются в конституци¬онно-правовых институтах. Целью взимания налога является обес¬печение государственных расходов вообще, а не какого-то конкрет¬ного расхода. Данное положение корреспондирует с бюджетным законодательством, согласно которому доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета. Признаки налогового платежа как основанную на законе денежную форму отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публич¬ной власти, осуществляемого в том числе на началах обязательно¬сти, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности.
Наибольшее число споров вызывала сущность налога. Так, В. Г. Пансков отмечает, что «взимание налогового платежа в фор¬ме отчуждения принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативно¬го управления денежных средств противоречит Конституции, поскольку согласно Основному закону страны лишение имущества может быть произведено только лишь по решению суда» . Одновре¬менно возник вопрос о законности принудительного изъятия налога в бесспорном порядке как нарушение закрепленного в ст. 44 Кон¬ституции Республики Беларусь принципа неприкосновенности частной собственнос¬ти. На наш взгляд, право частной соб¬ственности не является абсолютным и может быть ограничено в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституци¬онного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интере¬сов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности го¬сударства. Обязанность платить налоги имеет особый, публично-правовой (не частноправовой) характер, что обусловлено публич¬но-правовой природой государства и государственной власти. На¬логоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит уплате в бюджет в виде налога, сбора, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права других лиц и государства. Взыскание налога — это не произволь¬ное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституцион¬ной публично-правовой обязанности. Для сравнения конституционного закрепления обязанности платить налоги обратимся к основным законам государств кон¬тинентальной правовой системы. «Все обязаны участвовать в госу¬дарственных расходах в соответствии со своими возможностями» — устанавливает ст. 53 Конституции Италии. "Все будут вносить вклад в покрытие публичных расходов..." — зафиксировано в ст. 31 Кон¬ституции Испании.
По мнению ряда ученых-правоведов, обязанность населения платить налоги — это «изначальная естественная гражданская обя¬занность». Такое определение налоговой повиннос¬ти является не совсем точным, так как многие основные законы проводят различие между правами, свободами и обязанностями человека и гражданина: для обозначения прав (свобод, обязаннос¬тей) человека обычно используются термины «каждый», «все». Если же речь идет об обязанностях (свободах, правах) гражданина, то в тексте конституции должно прямо указывается: «граждане имеют право», «гражданин обязан».
Нормами конституционного уровня устанавливаются основные принципы действующего налогового права — обязательное зако¬нодательное оформление всех учреждаемых налогов, регулярный пересмотр нормативных актов по налоговым вопросам, справед¬ливое налогообложение, запрет специализации налоговых взносов, равенство перед налогообложением. Принципом равенства и справедливости налогов по отношению ко всем на¬логоплательщикам предусматривается всеобщ¬ность налогообложения и равномерность распределения налогов со¬размерно получаемым налогоплательщиками доходам. Этот принцип налогообложения непосредственно вытекает из ст. 22 Конституции Республики Беларусь, где и указано, что все равны перед законом и п.1ст.2 Налогового кодекса Республики Беларусь конкретизирует эту конституционную норму тем, что каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком. Из вышеперечисленного следует, что все члены государства должны участвовать в финансировании государственных расходов через налоговый механизм соразмерно получаемым доходам . Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону (ст.23Конституции Республики Беларусь) , одновременно законодатель предусматривает возможность установления льгот для отдельных субъектов в п.7 ст.6 Налогового кодекса Республики Беларусь, согласно которому при установлении налога, сбора (пошлины) могут предусматриваться налоговые льготы
и основания для их использования плательщиком . Эти льготы устанавливаются для того, чтобы налоги не были чрез¬мерно обременительными для налогоплательщика, не вторгались в его воспроизводственные ресурсы и оставляли доста¬точно доходов для развития научно-технической базы и расширения сферы деятельности. Этот принцип неразрывно связан со ст.2 Конституции Республики Беларусь, где закреплено, что государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности.
Важным принципом налогового законодательства явля¬ется правило непридания налоговым законам обратной си¬лы, которое является проявлением общего принципа непридания законам обратной силы, нашедшего свое отражение в Конституции Республики Беларусь: «Закон не имеет обрат¬ной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность» (ч. 6 ст. 104 Конституции Республики Беларусь). Смысл данного требования состоит в том, что изменения, вносимые в зако¬нодательство (в том числе налоговое), не должны подры¬вать уверенность граждан в стабильности их правового и экономического положения, в прочности правопорядка. Свободное использование гражданами своих способностей и имущества для занятий предпринимательской деятельно¬стью основано на возможности заблаговременного анализа условий осуществления такой деятельности (в том числе юридических обязанностей), ограничений, обременении) и сознанном выборе варианта поведения.
Одним из современных принципов организации налого¬вых систем является принцип единства налоговой системы, необходимость которого обосновывается конституционны¬ми положениями о том, что территория Беларуси едина и неотчуждаема (ч. 2. ст. 9 Конституции Республики Бела¬русь), а также проведением на территории Республики Бе¬ларусь единой бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной, валютной политики (ч. 2 ст. 132 Конституции Республики Беларусь). Эти положения получили свое раз¬витие в п. 4 ст. 2 Налогового Кодекса, в соответствии с которым не допуска¬ется установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Рес¬публики Беларусь, ее территориальной целостности, поли¬тической и экономической стабильности, в том числе на¬рушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.
Таким образом, роль Конституции Республики Беларусь для налоговой системы не ограничивается тем, что она содержит в себе нормы соответ¬ствующего отраслевого содержания. Конституция Республики Беларусь представляет собой своеобразное мерило, критерий оценки всей системы норм и институтов налогового права на предмет их соответствия высшим ценностям, получающим конституционное признание. Стоит отме¬тить, что Конституция Республики Беларусь весьма подробно и, что особенно важ¬но, системно регулирует налоговые отношения. Налоги во всем мире признаются наиболее действенным механиз¬мом государственного регулирования экономики, который способен оказывать определяющее воздействие на формирование структуры производства и потребления общественного продукта, на процессы накопления, инвестирования капитала, ценообразования, инфля¬ции, развития научно-технического прогресса, экологию, объем го¬сударственного бюджета, жизненный уровень населения и другие стороны жизни общества и каждого отдельного гражданина. Поэто¬му при создании или изменении налоговых систем взвешиваются и учитываются многие аргументы материального, социального психо¬логического, морального свойства. Все они определяют налоговую политику и экономическую стратегию государств на отдельных эта¬пах их развития.
|