Конституционные основы бюджетного права

Центральное место в финансовой системе занимает бюджетная система. В соответствии со ст. 132 Конституции Республики Беларусь  на территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика. Единство бюджетной системы является необходимым условием проведения единой финансово-бюджетной политики Республики Беларусь, т.к. территория Беларуси едина и неотчуждаема (ст.9 Конституции Республики Беларусь). Бюджетный кодекс также закрепляет и конкретизирует эту норму применительно к бюджетной системе Республики Беларусь в п.2 ст.8 Бюджетного кодекса Республики Беларусь «Принцип единства означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией Республики Беларусь, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности.»  На основе Конституции определяется бюджетная система и порядок формирования доходной и расходной частей бюджетов. Так в соответствии со ст.133 Конституции Республики Беларусь бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты.  Это положение также закреплено в ст.6 Бюджетного кодекса Республики Беларусь.  Доходы бюджета  формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью.
 Большое значение придается вопросам исполнения бюджетов всех уровней и составления отчетов об их исполнении. Так, распределение полномочий в бюджетном процессе основано на принципе разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей. Этот принцип базируется на основе ст.6 Конституции Республики Беларусь, где указано, что государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.  В соответствии с этим принципом составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполни¬тельной власти, т.е. Совета Министров (ст.107 Конституции Республики Беларусь, которая в дальнейшем находит свое отражение в гл.15-17 и гл.21, 24 Бюджетного кодекса Республики Беларусь), а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов — к функциям органов представительной власти, т. е Национального собрания (ст.97-98 Конституции, гл.18,19,25 Бюджетного кодекса Республики Беларусь). Самостоятельность республиканского и местного бюджетов, входящих в бюджетную систему Республики Беларусь, определяется ее административно-территориальным делением. Самостоятельность бюджета обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направление расходования в соответствии с задачами и функциями каждого субъекта бюджетных прав. К исключительной компетенции местных Советов депутатов относится утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении (ст.121 Конституции Республики Беларусь   и п.6ст.8 Бюджетного кодекса Республики Беларусь) . Все основополагающие начала бюджетной системы основываются на Конституции, более детальное закрепление они получили в ст.4 Закона «О бюджетной системе и государственных внебюджетных фондах» , а с 01.01.2009 и в  Бюджетном кодексе Республики Беларусь  . Все принципы бюджетной системы предполагают:
1)объединение основных денежных ресурсов государства в республиканском бюджете, через который обеспечиваются все потребности республиканского характера (оборона страны, железнодорожный транспорт и другие мероприятия республиканского значения);
2)обеспечение денежными средствами местных бюджетов с учетом особенностей социально-культурного развития в каждой административно-территориальной единице.  
Итак, бюджетное право является главным институтом финансового права. Бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны. Через республиканский и местные бюджеты государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования экономических, социально-культурных программ, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Все это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны. Поэтому очень важно установить те базовые принципы, которые бы имели не оспариваемое верховенство, а это возможно только при закреплении их в нормативном акте, имеющем высшую юридическую силу, т.е. в Конституции. Естественно, что конституционные нормы могут применяться совместно с отраслевыми (бюджетными), которые могут и текстуально совпадать с конституционными, что подчеркивает особую значимость такого рода нормы и недопустимость отступления от ее предписания.  

Категория: Неинтересное | Добавил: lipnishki (12.18.2018)
Просмотров: 150 | Теги: Конституционные основы бюджетного п | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar