конституционные основы

конституционные основы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм — финансовая система общества. Под финансовой системой Республики Беларусь надо по­нимать совокупность финансовых институтов, с помо­щью которых государство осуществляет мобилизацию и распределение денежных средств, и совокупность специ­альных государственных органов и учреждений, которые в пределах своей компетенции осуществляют финансо­вую деятельность.[1]  

 На вершине иерархии законодательных норм, регламентирующих финансовую деятельность, находятся конституционные положения. Предписания финансового характера, содержащиеся в конституциях, в силу стоящего за ними многовекового опыта и традиций облада­ют тем преимуществом, что покоятся на строгом распределении компетенции между различными органами государства и, как ут­верждают некоторые исследователи, имеют не столько норматив­ную, сколько социальную природу.  

Конституция Республики Беларусь регламентирует основные Положения финансового права Республики Беларусь. Она оп­ределяет финансово-кредитную систему и финансовые средства субъектов финансовой деятельности.  

Конституционные основы финансового права носят общеобяза­тельный характер, поскольку многие из них либо прямо за­креплены в нормах Конституции, регламентирующих финансовую деятельность, либо логически вытекают из их смысла. Практическое значение принципов финансовой деятельности заключается в том, чтобы в процессе этой деятельности пра­вильно применялись правовые нормы и их истолкование не противоречило тому смыслу, который изначально вкладывал­ся в них законодателем; действия соответствующих государ­ственных органов и хозяйствующих субъектов не только бы соответствовали тем предписаниям правовых норм, которые регулируют финансовую деятельность государства, но и обес­печивали бы ее экономическую рациональность и эффектив­ность. Весь процесс образования, распределения и использования денежных фондов государства должен идти в строгом соот­ветствии с финансовым законодательством, которое не может противоречить основному закону государства – Конституции, соблюдение которого обеспечивается возможностью применения к пра­вонарушителям мер государственного принуждения.  

От эффективности проведения финансовой политики  зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны, регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения.  

Конституционные основы финансового права Республики Беларусь  

Конституция как основной закон государства регламентирует все сферы общественных отношений, в том числе и общественные отношения, складывающиеся по поводу создания, распределения и использования фонда денежных средств. Финансовая система строится изначально на основных принципах, которые заложены Конституцией и в дальнейшем свое развитие получают в соответствующих законах. Раздел VII Конституции Рес­публики Беларусь посвящен финансово – кредитной системе. Однако этим разделом не ограничиваются конституционные основы финансовой деятельности Республики Беларусь.  

Многие статьи других разделов Конституции являются осно­вополагающими началами той или иной сферы финансовой деятельности. Уже в ст.1 Конституции Республики Беларусь мы можем наблюдать закрепление за Республикой Беларусь самостоятельного осуществления внутренней и внешней политики, в том числе и финансовой политики государства. Предусмотренный Конституцией принцип разделения властей (ст.6 Конституции Республики Беларусь) предусматривает рас­пределение полномочий в сфере финансовой деятельно­сти государства между органами законодательной и исполнительной власти. Например, в бюджетной сфере Па­лата представителей Национального собрания Республи­ки Беларусь рассматривает проекты законов об утвер­ждении республиканского бюджета и отчета о его испол­нении; установлении республиканских налогов и сборов (ч. 2 ст. 97 Конституции Республики Беларусь), а Прави­тельство Республики Беларусь разрабатывает и представ­ляет Президенту Республики Беларусь для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении (ст. 107 Конституции Республики Бела­русь).[2]  

 Так ст. 7 Конституции Республики Беларусь обязывает своевременно доводить до сведения нормативные акты государственных орга­нов, в том числе и финансового законодательства следовательно правотворчест­во в финансовой сфере должно осуществляться открыто и гласно, с последующим информированием всех заинтересо­ванных субъектов хозяйствования и граждан о результатах финансовой деятельности государства. Данное положение находит свое отражение в п.5 ст.8 Бюджетного кодекса Республики Беларусь [3] гласность бюджетов обеспечивает­ся доведением до граждан через средства массовой инфор­мации хода обсуждения и принятия Закона о Республиканском  Бюджете, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финан­совый год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, уста­новленном законодательством Республики Беларусь. Это положение также закреплено в ст.34 Конституции Республики Беларусь, где государством гарантируется право на получение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, об экономическом состоянии страны, а также в ст.135, где  государство обязывает публиковать отчеты об исполнении бюджетов.[4] Из вышесказанного следует, что ст.7, ст.34, ст.135 Конституции Республики Беларусь — основа прозрачности финансовой деятельности.  

 Финансовая деятельность должна обладать социальной направленностью, которая выра­жается в политике государства по созданию условий, обеспе­чивающих здоровье нации, охрану труда, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, развитие социальных служб, установление адресной социальной (де­нежной или иной) помощи и др. Все это не может быть реали­зовано без соответствующего финансового обеспечения. Та­ким образом, субъекты финансовой деятельности должны изыскать и определенным образом распорядиться аккумули­рованными для этих целей финансовыми ресурсами. Реализа­ция данного принципа обеспечена конституционно-правовы­ми нормами.[5] Так, в соответствии со ст. 2 Конституции Рес­публики Беларусь государство ответственно перед граждани­ном за создание условий для свободного и достойного разви­тия личности. Согласно ст.45 Конституции Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях. Государство проявляет особую защиту о ветеранах войны и труда (ст.47 Конституции Республики Беларусь). В контексте построения в Республике Беларусь социально ориентированной рыночной экономики данный принцип с практической точки зрения представляется весьма актуальным.  

Самостоятельность финансовой деятель­ности органов местного управления и самоуправления основывается на ст. 121 Конституции Республики Беларусь, согласно которой местные Советы депутатов, в частности, утверждают программы экономического и соци­ального развития, местные бюджеты и отчеты об их испол­нении; устанавливают в соответствии с законом местные налоги и сборы. Данный принцип предполагает направленность финансово- правовых норм на обеспечение сочетания общегосударственных (республиканских) интересов с социально — экономическими интересами развития местных территорий.  

В дальнейшем мне бы хотелось рассмотреть отдельно конституционные основы бюджетной, налоговой и банковской систем.

Категория: Неинтересное | Добавил: lipnishki (12.18.2018)
Просмотров: 171 | Теги: конституционные основы | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar