конституционные основы
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм — финансовая система общества. Под финансовой системой Республики Беларусь надо понимать совокупность финансовых институтов, с помощью которых государство осуществляет мобилизацию и распределение денежных средств, и совокупность специальных государственных органов и учреждений, которые в пределах своей компетенции осуществляют финансовую деятельность.[1]
На вершине иерархии законодательных норм, регламентирующих финансовую деятельность, находятся конституционные положения. Предписания финансового характера, содержащиеся в конституциях, в силу стоящего за ними многовекового опыта и традиций обладают тем преимуществом, что покоятся на строгом распределении компетенции между различными органами государства и, как утверждают некоторые исследователи, имеют не столько нормативную, сколько социальную природу.
Конституция Республики Беларусь регламентирует основные Положения финансового права Республики Беларусь. Она определяет финансово-кредитную систему и финансовые средства субъектов финансовой деятельности.
Конституционные основы финансового права носят общеобязательный характер, поскольку многие из них либо прямо закреплены в нормах Конституции, регламентирующих финансовую деятельность, либо логически вытекают из их смысла. Практическое значение принципов финансовой деятельности заключается в том, чтобы в процессе этой деятельности правильно применялись правовые нормы и их истолкование не противоречило тому смыслу, который изначально вкладывался в них законодателем; действия соответствующих государственных органов и хозяйствующих субъектов не только бы соответствовали тем предписаниям правовых норм, которые регулируют финансовую деятельность государства, но и обеспечивали бы ее экономическую рациональность и эффективность. Весь процесс образования, распределения и использования денежных фондов государства должен идти в строгом соответствии с финансовым законодательством, которое не может противоречить основному закону государства – Конституции, соблюдение которого обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
От эффективности проведения финансовой политики зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны, регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения.
Конституционные основы финансового права Республики Беларусь
Конституция как основной закон государства регламентирует все сферы общественных отношений, в том числе и общественные отношения, складывающиеся по поводу создания, распределения и использования фонда денежных средств. Финансовая система строится изначально на основных принципах, которые заложены Конституцией и в дальнейшем свое развитие получают в соответствующих законах. Раздел VII Конституции Республики Беларусь посвящен финансово – кредитной системе. Однако этим разделом не ограничиваются конституционные основы финансовой деятельности Республики Беларусь.
Многие статьи других разделов Конституции являются основополагающими началами той или иной сферы финансовой деятельности. Уже в ст.1 Конституции Республики Беларусь мы можем наблюдать закрепление за Республикой Беларусь самостоятельного осуществления внутренней и внешней политики, в том числе и финансовой политики государства. Предусмотренный Конституцией принцип разделения властей (ст.6 Конституции Республики Беларусь) предусматривает распределение полномочий в сфере финансовой деятельности государства между органами законодательной и исполнительной власти. Например, в бюджетной сфере Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь рассматривает проекты законов об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов (ч. 2 ст. 97 Конституции Республики Беларусь), а Правительство Республики Беларусь разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении (ст. 107 Конституции Республики Беларусь).[2]
Так ст. 7 Конституции Республики Беларусь обязывает своевременно доводить до сведения нормативные акты государственных органов, в том числе и финансового законодательства следовательно правотворчество в финансовой сфере должно осуществляться открыто и гласно, с последующим информированием всех заинтересованных субъектов хозяйствования и граждан о результатах финансовой деятельности государства. Данное положение находит свое отражение в п.5 ст.8 Бюджетного кодекса Республики Беларусь [3] гласность бюджетов обеспечивается доведением до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия Закона о Республиканском Бюджете, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Это положение также закреплено в ст.34 Конституции Республики Беларусь, где государством гарантируется право на получение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, об экономическом состоянии страны, а также в ст.135, где государство обязывает публиковать отчеты об исполнении бюджетов.[4] Из вышесказанного следует, что ст.7, ст.34, ст.135 Конституции Республики Беларусь — основа прозрачности финансовой деятельности.
Финансовая деятельность должна обладать социальной направленностью, которая выражается в политике государства по созданию условий, обеспечивающих здоровье нации, охрану труда, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, развитие социальных служб, установление адресной социальной (денежной или иной) помощи и др. Все это не может быть реализовано без соответствующего финансового обеспечения. Таким образом, субъекты финансовой деятельности должны изыскать и определенным образом распорядиться аккумулированными для этих целей финансовыми ресурсами. Реализация данного принципа обеспечена конституционно-правовыми нормами.[5] Так, в соответствии со ст. 2 Конституции Республики Беларусь государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Согласно ст.45 Конституции Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях. Государство проявляет особую защиту о ветеранах войны и труда (ст.47 Конституции Республики Беларусь). В контексте построения в Республике Беларусь социально ориентированной рыночной экономики данный принцип с практической точки зрения представляется весьма актуальным.
Самостоятельность финансовой деятельности органов местного управления и самоуправления основывается на ст. 121 Конституции Республики Беларусь, согласно которой местные Советы депутатов, в частности, утверждают программы экономического и социального развития, местные бюджеты и отчеты об их исполнении; устанавливают в соответствии с законом местные налоги и сборы. Данный принцип предполагает направленность финансово- правовых норм на обеспечение сочетания общегосударственных (республиканских) интересов с социально — экономическими интересами развития местных территорий.
В дальнейшем мне бы хотелось рассмотреть отдельно конституционные основы бюджетной, налоговой и банковской систем.
|