качество школьного образования

качество школьного образования

Современное развитие общества диктует новые подходы к оцениванию качества школьного образования. Оценка результата образования ориентирована на сформированность не только знаний, но и умений применять их на практике, ориентироваться в нестандартных ситуациях, развитии “компетенций”, “компетентности” обучающихся.  

Разберемся, что же такое «компетенция» и «компетентность».  

КОМПЕТЕНТНОСТЬ - знания, опыт в той или иной области.  

КОМПЕТЕНЦИЯ — это способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Общая компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач общего рода деятельности.  

В работе Дж. Равена «Компетентность в современном обществе», появившейся в Лондоне в 1984г., дается развернутое толкование компетентности. Компетентность «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие — к эмоциональной... эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения». При этом, как подчеркивает Дж. Равен, «виды компетентности» суть «мотивированные способности.  

Существует много  видов компетентностей, например  Дж. Равен выделил такие:  

1.            тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели;  

2.            тенденция контролировать свою деятельность;  

3.            вовлечение эмоций в процесс деятельности;  

4.            готовность и способность обучаться самостоятельно;  

5.            поиск и использование обратной связи;  

6.            уверенность в себе;  

7.            самоконтроль;  

8.            адаптивность: отсутствие чувства беспомощности;  

9.            склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагированию;  

10.       внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей;  

и т.д.  

Опираясь на проведённые ранее исследования, следует отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность».  

Существуют достаточно конкретные определения компетенции как умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни (опредения QCA).  

Под компетенцией нами понимается круг вопросов, в которых личность обладает познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной жизнедеятельности. Сущностными признакам компетенции являются следующие характеристики — постоянная изменчивость, связанная с изменениями к успешности взрослого в постоянно меняющемся обществе. Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связанна с мотивацией на непрерывное образование.  

Необходимо раскрыть составляющие элементы понятия "компетенция":  

·                знания — это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания — более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек.  

·                навыки — это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.  

·                способность — врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.  

·                стереотипы поведения означает видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители. Наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир. Когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду, или проявляет склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации. Ключевым аспектом является возможность наблюдать это поведение.  

·                усилия — это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда — недостаточные усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах.  

Компетентность это совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.  

Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они – надпредметны.  

В настоящее время еще не сложилось однозначного определения ключевых компетенций. Не только научные исследования, но и документы, определяющие стратегию развития образования, дают различную трактовку данных понятий.  

Итак, что является результатом школьного образования: оценки на выпускных экзаменах или эффективная и успешная деятельность после школы? Как ориентация на отдельные результаты влияет на содержания образования? – вот основные вопросы, на которые призван ответить компетентностный подход.[4]  

Технология  формирования  ключевых  компетенций  состоит  из  

следующих этапов:   

     1.  Эмоционально –  мотивационный:  принятие  школьниками  учебной задачи или её самостоятельная постановка;  

     2.  Этап  целеполагания (оргдеятельностный):  осознание  цели теоретического  преобразования  материала,  преобразование  предметных условий  с  целью  построения  абстрактной  модели,   планирование  деятельности по поиску решения учебной задачи;  

     3. Этап эмпирического моделирования: создание эмпирической модели  знания   с  использованием  актуализированных  знаний  в  совместно распределенной форме коллективной учебной деятельности;  

     4.  Этап  теоретического  моделирования:  преобразование  модели   от  абстрактного  к конкретному  с  целью  изучения  ее  свойств,  обнаружения существенных взаимосвязей внутри модели и в соотношении с элементами целостной системы, теоретическая рефлексия;  

     5.  Творческий:  применение  созданной  теоретической   модели  к решению частных задач, практическая рефлексия;  

     6.  Контроль  и  оценка  (этап  совершенствования  деятельности): осознание   способов   использования  модели  на  практике,  оценка  и контроль полученных  результатов.     

   Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не может реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьника формировать. В этом случае говорят об образовательной компетенции.  

Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.  

Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.  

Функции компетенций в обучении.  

«Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую» (Хуторской А.В.). То есть компетентность всегда окрашена качествами конкретного ученика. Данных качеств может быть множество – от смысловых и связанных с целеполаганием (зачем мне необходима данная компетенция), до рефлексивно-оценочных (насколько успешно я применяю данную компетенцию в жизни) Компетенция не сводится только к знаниям или только к умениям. Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в практике. Анализ различных перечней компетенций показывает их креативную (творческую) направленность. К собственно креативным компетенциям можно отнести следующие: «уметь извлекать пользу из опыта», «уметь решать проблемы», « раскрывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий», «уметь находить новые решения». В то же время, указаний на данные умения еще недостаточно, для того чтобы целостно представить весь комплекс знаний, умений, способов деятельности и опыта ученика в отношении его креативных компетенций.  

Основные функции компетенций, которые выделены на основании анализа их роли и места в обучении:  

1.            отражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни;  

2.            быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;  

3.            задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;  

4.            задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;  

5.            быть частью содержания различных учебных предметов и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования;  

6.            соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;  

7.            представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.  

Большинство ученых сходятся на том, что традиционная школа дает знание фактического материала, а не способов применения знаний на практике, тогда как компетентностно — ориентированный подход к образованию позволяет решить эту проблему. Современный педагог, вне зависимости от его предметной специализации, должен органично использовать все преимущества информационных и телекоммуникационных технологий в обучении своей дисциплине и быть способным воспитать у молодежи потребность применять эти технологии на практике.  

 В современной педагогической науке интенсивно укрепляет свои позиции точка зрения, что «именно компетентностный подход во всех своих смыслах и аспектах наиболее глубоко отражает основные аспекты процесса модернизации» [5]. Как подметил И.Фрумин, «компетентностный подход – это очередная попытка профессионалов ответить на вопрос, чему и как учить» [6].  

Современный педагог, вне зависимости от его предметной специализации, должен органично использовать все преимущества информационных и телекоммуникационных технологий в обучении своей дисциплине и быть способным воспитать у молодежи потребность применять эти технологии на практике.  

Категория: Неинтересное | Добавил: lipnishki (12.19.2018)
Просмотров: 145 | Теги: качество школьного образования | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar