К проблеме социального сиротства в Беларуси
Постановка проблемы:
Если для нас проблемы брошенных, одиноких, незащищенных детей имеют значение, если для нас чужая боль не безразлична, то дети-сироты для нас это не общий вопрос, а вопрос, касающийся каждого вне зависимости от социального статуса.
- Только представьте, что после выхода из интернатных учреждений:
- каждый второй ребенок совершает преступление;
- каждый пятый - становится бомжем;
- каждый седьмой - совершает попытку самоубийства;
- только 1% детей-сирот получает высшее образование.
Помещение этих детей в детские учреждения интернатного типа (дома ребёнка, детские дома, школы-интернаты) менее всего отвечает интересам ребёнка. При отсутствии материнской любви и заботы (не обязательно кровной матери) дети лишаются возможности удовлетворять в полной мере сразу целый комплекс необходимых для нормального развития потребностей, главными из которых являются потребности в любви, ласке, чувстве безопасности. Недостаточность этих чувств приводит, по мнению ученых, к тяжелым и трудно устранимым последствиям. Отсутствие близкого человека в жизни ребёнка порождает в результате страх, агрессивность, недоверие к людям, неуверенность в себе, нежелание учиться, боязнь всего нового. Обстановка детского интернатного учреждения способствует нарастанию и углублению появляющихся искажений в психическом и личностном развитии ребёнка, а не их устранению. Для детей, лишившихся родительской опеки и воспитывающихся длительное время в закрытых учреждениях интернатного типа, очень часто характерны негативные черты характера и отклонения в поведении (неумение строить отношения с людьми, общаться с окружающими, конфликтность, недоверие, замкнутость, лживость, иждивенчество, потребительство, неумение беречь вещи и др.). Все это затрудняет впоследствии всю жизнь выпускников интернатных учреждений. Из стен учреждения они выходят беспомощными, неподготовленными к жизни, ощущают себя брошенными ещё раз и потерянными. Не знают, куда идти и где искать опору в жизни, у них нет чётких жизненных ориентиров.
Но самым страшным последствием воспитания в детских домах и школах-интернатах становится отсутствие у воспитанников умений создать собственную семью и воспитывать своих детей. Исследования учёных свидетельствуют, что, несмотря на очень сильное желание создать нормальную семью, войти в родную семью своего избранника или избранницы, бывшие воспитанники интернатов почти всегда терпят неудачи на этом пути. Такие связи распадаются, а дети из этих семей зачастую попадают в учреждения для сирот. Известно множество случаев, когда один и тот же интернат воспитывает второе, а иногда даже третье поколение своих бывших выпускников. В результате создается ситуация, ведущая к воспроизводству нового поколения социальных сирот, т.е. нового поколения несчастных людей.
Статистика:
По данным белорусского статистического комитета на конец 2010 года в стране насчитывалось свыше 25 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 6,5 тыс. (26%) воспитывались в интернатных учреждениях, около 19 тыс. (74%) получали альтернативный семейных уход (опека, приемная семья, детские дома семейного типа).
Пути решения проблемы:
Что можно сделать в такой ситуации? Как прервать этот порочный круг, чтобы в ближайшем будущем сократить количество сирот?
Все мы понимаем, что, возможно, живем в последнее время, а такие времена требуют от христиан решительных действий. Именно жизнь детей-сирот зависит от того как мы действуем и какие решения принимаем. Для радикального решения вопроса сиротства, люди должны, несмотря на условности, объединить усилия. Только вместе трудясь можно достигнуть результатов. Несмотря на нынешние трудности и невзгоды сегодня время благоприятное для того чтобы сделать решительный шаг и возродить культуру усыновления в нашей Республике. Объединившись, мы дадим начало движению, которое приведет к тому, что Беларусь будет без сирот. Государство уже делает некоторые шаги по преодолению проблемы сиротства. Например, В 2010 году на воспитании в семьях находилось в 2,6 раза больше детей, чем в 1995 году (по сравнению с 2005 годом – на 13%). В то же время численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских интернатных учреждениях, сократилась по сравнению с 2005 годом почти в 2 раза. На конец 2010 года на усыновлении находилось около 10 тыс. детей, из них в 2010 году усыновлено 672 ребенка.
А сделать можно очень и очень многое! Учёные всего мира единодушны в одном: спасением для этих детей может быть только семья или условия, приближенные к семейным. Прервать этот "заколдованный" круг можно, лишь дав ребёнку другую семью, пусть неродную, но любящую его. Один из вариантов решения проблемы - это замещающие семьи. "Замещающие семьи" различные типы семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей: семей усыновителей, опекунов, попечителей, приёмных семей, детских домов семейного типа.
Почему детям нужно воспитываться в замещающих семьях?
Для нормального развития и формирования личности ребёнку необходимо окружение таких людей, которые не только заботятся о нем, но и любят, принимают его как личность, с которыми он живет одной жизнью, одними интересами. Маленькому ребёнку в первую очередь нужна мать или человек, полностью её заменяющий. Психические потребности ребёнка любого возраста лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка.
Семья предоставляет ребёнку не только оптимальные возможности для формирования личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для вступления в самостоятельную жизнь. Ребёнок, попавший в замещающую семью, становится активным участником воспроизводства семейного опыта через взаимодействие с членами семьи, взаимное влияние, общение с представителями разных поколений, родственниками. У детей появляется положительный опыт семейной жизни, они впоследствии смогут сами стать эффективными родителями.
Как известно, существует несколько основных форм семейного устройства сирот.
- Усыновление является оптимальной формой воспитания детей-сирот , которое открывает наилучшие перспективы для надежного и устойчивого воспитания детей, не имеющих возможности оставаться с собственными родителями. При усыновлении ребёнок приобретает семью, заинтересованных именно в нем взрослых, делающих все возможное для его полноценного развития. Усыновители, как правило, видят в малыше смысл жизни, привязываются к ребёнку, дарят ему любовь и нежность. Психологи и педагоги единодушно утверждают, что именно отношения с близкими взрослыми, основанные на любви, доверии, взаимной заинтересованности, - то главное, что определяет атмосферу семейного воспитания.
Усыновление (удочерение) - основанный на судебном решении акт, в силу которого между усыновителями и усыновлёнными возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, в том числе алиментные и наследственные.
- Опека тоже достаточно распространенная форма. Ее преимущества заключаются в том, что, не имея возможности воспитываться в семье своих родителей, дети все-таки воспитываются близкими для них людьми. Решение об установлении опеки принимают местные исполнительные и распорядительные органы по представлению управлений (отделов) образования по месту проживания кандидатов в опекуны либо по месту проживания ребёнка, оставшегося без попечения родителей. На основании решения органа опеки и попечительства о назначении гражданина опекуном выдается удостоверение на право представления интересов подопечного, выплачивается ежемесячное денежное пособие на содержание подопечного. Обязанности по опеке выполняются безвозмездно (не оплачиваются).
- Создание Детских домов семейного типа (ДДСТ) имеет статус государственного учреждения. Его деятельность регламентируется "Примерным положением о детском доме семейного типа". Детский дом семейного типа создается решением местных исполнительных и распорядительных органов. Семейная пара или одинокая женщина принимают на воспитание в семью от 5 до 8 детей. Государство заботится о создании благоприятных жилищных условий для ДДСТ, выплачивает денежное пособие на содержание приёмных детей. Кроме того, один из родителей или оба (по желанию) зачисляются на работу в должности родителя-воспитателя, которая оплачивается согласно существующим нормам. Родителю-воспитателю время работы в ДДСТ зачисляется в трудовой стаж. Как работник системы образования он имеет право на оплачиваемый отпуск, премии и т. д. Государство помогает в организации оздоровления и летнего отдыха детей, предоставляя бесплатные или частично оплачиваемые путевки в санатории, дома отдыха, оздоровительные лагеря.
- Приёмная семья относительно новая, но очень перспективная форма устройства осиротевших детей.Семья (или одинокий родитель) могут принять на воспитание в свою семью от одного до восьми (но на практике не более четырех) детей. Один из родителей принимается на работу отделом образования на должность приёмного родителя (воз можно совмещение должности приёмного родителя с другой работой). Приёмному родителю время работы зачисляется в трудовой стаж. Как работник системы образования он имеет право на оплачиваемый отпуск, премии и т. д. Поэтому, так же как в случае с родителями-воспитателями, кандидаты в приёмные родители в обязательном порядке проходят соответствующий отбор и обучение. Однако приёмная семья, в отличие от детского дома семейного типа, государственным учреждением не является.
Для того, чтобы возродить культуру усыновления среди белорусских граждан, а также предотвратить процесс распада семей, мы предлагаем следующие конкретные действия:
- Просвещение общества о проблеме сиротства (Какие семьи, как и где могут взять ребенка на воспитание и что это вполне нормально, какие документы для этого нужны) ну что-то такое обыграй.
- организовать выявление и раннюю профилактику семейного и детского неблагополучия во всех учреждениях территории детства (школы, детские сады, медицинские учреждения, родильные дома и т.п.).
- проведение кампаний социального маркетинга, направленных на вовлечение населения в процессы семейного устройства детей-сирот, реализация программ размещения в СМИ и Интернете производной информации о детях, подлежащих устройству в семью, из государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Исполнитель Добрыднена В. А.
|