использование влияния
Современный этап развития человеческого общества характеризуется осознанием ряда глобальных проблем, от успешного разрешения которых зависит, в конечном счете, его дальнейшее существование. Одно из основных мест среди них занимает проблема распространения коррупции. Хотя история коррупции насчитывает не одно тысячелетие, в настоящее время вопрос о противодействии ей стоит особенно остро [1, с. 3].
Несмотря на меры, направленные на противодействие коррупции, уровень ее в Республике Беларусь остается высоким. Так, в соответствии с докладом международной организации Transparency International об уровне коррупции в странах мира, в 2011 году Беларусь заняла 143-е место из 182 стран, опустившись на 19 позиций по сравнению с 2010 годом. Вместе с Беларусью в 2011 году 143-е место разделили Нигерия, Уганда, Лесото, Того, Россия, Мавритания и Азербайджан. Беларусь и ее соседи набрали по 2,4 бала из 10 возможных. Эти баллы демонстрируют уровень коррумпированности. Страны, где коррупция отсутствует, получают 10 баллов [2].
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 июня 2003 г. №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве» указано, что взяточничество является наиболее опасным проявлением коррупции, поскольку подрывает принципы государственного управления, равенства и социальной справедливости, сдерживает экономическое развитие, составляет угрозу моральным устоям общества» [3].
Мы разделяем мнение С.М. Будатарова о том, что получение взятки является наиболее опасной формой посягательства на принципы построения и деятельности государственной власти, так как подрывает и дискредитирует авторитет власти в глазах граждан и общества в целом [4, с. 3].
Уголовная ответственность за получение взятки предусмотрена статьей 430 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Вместе с тем, содержащиеся в ней законодательные предписания не идеальны и не охватывают, на наш взгляд, всех возможных обстоятельств юридической оценки действий взяткополучателя.
26 мая 2003 г. Республикой Беларусь ратифицирована Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. (далее – Конвенция) [5].
Статьей 12 Конвенции предусмотрено признание уголовным правонарушением злоупотребление влиянием в корыстных целях, а именно: преднамеренное обещание, предоставление или предложение, прямо или косвенно, любого неправомерного преимущества любому лицу, которое утверждает или подтверждает, что оно может оказать неправомерное влияние на принятие решения государственного должностного лица за вознаграждение, независимо от того, предоставляется ли такое преимущество ему самому или кому-либо еще, а также просьбу, принятие или согласие с предложением или обещанием предоставить такое преимущество за вознаграждение, независимо от того, оказано ли такое влияние и был ли получен или нет в результате предположительно оказанного влияния желаемый результат.
По мнению Н.А. Лопашенща, Конвенцией предусмотрено включение в Уголовный кодекс новой статьи, предусматривающей ответственность за торговлю влиянием, т.е. за предложение, обещание или дачу материальных ценностей, имущественного блага или блага иного рода любому лицу, чтобы оно, используя свое служебное, профессиональное или социальное положение, повлияло на деятельность государственного должностного лица и принятие им решения [6, с.175].
В законодательстве Республики Беларусь уголовная ответственность за злоупотребление (торговлю) влиянием не установлена. На наш взгляд сложность вызывает субъект предполагаемого преступления. Так как им может быть как должностное лицо, так и любой человек, способный оказать влияние на должностное лицо, используя свое служебное, профессиональное или социальное положение.
Вместе с тем судебная практика нередко сталкивается с ситуациями, когда должностное лицо, не обладая соответствующими полномочиями, за вознаграждение, использует свое занимаемое положение и удовлетворяет чей-то интерес, путем оказания влияния (авторитета) на других должностных лиц.
Учитывая, что субъектом преступления может являться должностное лицо, которое за вознаграждение может оказывать влияние на других должностных лиц ввиду занимаемого им служебного положения, для удовлетворения интересов дающего вознаграждение, то указанные действия должностного лица должны быть уголовно наказуемы.
В современной юридической литературе под получением взятки признается только такое принятие должностным лицом вознаграждения, которое совершается исключительно в связи с занимаемым положением и использованием своих служебных полномочий. Стоит обратить внимание, что занимаемое положение напрямую связано с возможностью оказания должностного влияния (авторитета) на других должностных лиц.
Зачастую должностное лицо берет взятку за действия, которые хотя и не входят в круг его должностных полномочий, но совершению которых оно может способствовать ввиду занимаемого им положения, а именно, путем оказания должностного влияния (авторитета) на другое должностное лицо.
Действия взяткодателя, независимо от осведомленности о характере предпринятых мер должностным лицом относительно способов удовлетворения его интереса, по нашему мнению следует квалифицировать как дача взятки, а действия самого должностного лица – как получение взятки. Кроме того, действия взяткодателя завершаются на первом должностном лице, не обладающем надлежащими полномочиями.
Нас не должно смущать то обстоятельство, что интерес взяткодателя оказывается удовлетворенным, хотя это удовлетворение получено за счет ненадлежащего должностного лица, использующего свое служебное положение за вознаграждение, но не обладающего надлежащими полномочиями, которое действовало в интересах самого взяткодателя.
Мы согласны с мнением Н.А. Лопашенща, который считает, что в процессе торговли влиянием возможны не только трехсторонние отношения, когда получатель блага помогает лицу, которое обещает, предлагает или передает это благо, добиться желаемого им результата путем личного воздействия на лицо, которое может выполнить необходимое действие или воздержатся от него. Для достижения такого результата торговец влиянием может использовать и других лиц, с помощью которых он достигает или надеется достигнуть желаемого результата [6, с. 176].
Таким образом, под получением взятки мы предлагаем понимать принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей или выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым должностным положением за использование служебных полномочий или оказания должностного влияния (авторитета) в интересах дающего или представляемых им лиц.
|