Будучи феноменом индивидуального, группового или массового сознания, имидж функционирует как образ-представление, в котором в сложном взаимодействии соединяются внешние и внутренние характеристики объекта. Отражая реальность в социальном познании, имидж выражает впечатление, которое производит его носитель на окружающих его лиц.
Имидж возникает только тогда, когда его объект-носитель становиться «публичным», то есть когда есть субъекты его восприятия, непосредственного или опосредованного. Например, для возникновения имиджа депутата необходим хотя бы один избиратель [1].
Актуальность изучения проблемы имиджа офицера может рассматриваться в контексте происходящих в конце XX – начале XXI вв. реформ во всех сферах современного общества, в том числе и в Вооруженных Силах Республики Беларусь (далее – Вооруженные Силы). Сегодня объективно назрела насущная потребность в изучении и совершенствовании личностно-профессионального развития офицера. Одним из важных и недостаточно исследованных аспектов данной проблемы является исследование и формирование профессионального имиджа офицера.
В настоящее время специалистами различных направлений практически не разрабатывается проблемы военной имиджелогии. Изучаются имиджи вуза (Е.А. Измайлова; Е.А. Петрова) и иных образовательных учреждений (Т.Н. Пискунова), особенности продвижения образовательных услуг (Е.Б. Карпов), исследуют факторы повышения конкурентоспособности школ (О.А. Нестерчук).
Имидж офицера привлекает наше внимание в виду очевидной значимости этой темы. Значимость проблемы имиджа офицера определяется как минимум тремя обстоятельствами: происходит реформация Вооруженных Сил, меняется качественный состав офицерских кадров и, наконец, очевидным становится необходимость усиления офицерского воздействий на военнослужащих срочной военной службы (далее – военнослужащих).
Имидж – категория, универсально применимая к любому объекту, становящемуся предметом социального познания: к человеку (персональный имидж), организации (корпоративный имидж), социальной позиции (имидж политического деятеля), профессии (имидж юриста), образованию (имидж выпускника Гарвардского университета), к торговой марке («Мерседес» — это не просто машина!), к предметам (имидж брильянта), к отдельным потребительским характеристикам материальных объектов (имидж качества) [2].
Рассматривая имидж с точки зрения профессии, можно выделить в отдельную категорию имидж офицера. Можно с уверенностью утверждать, что специфический имидж офицера существует. Ведь офицера определяют в непрофессиональной среде очень быстро.
С учетом многообразия определений что же такое имидж, опираясь на идеи А.А. Калюжного, мы понимаем – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа офицера в сознании военнослужащих, сослуживцев, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа офицера реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими [3].
Итак, мы можем рассматривать имидж офицера, как эмоционально окрашенный образ с разных позиций:
со стороны военнослужащих;
со стороны сослуживцев;
со стороны социального окружения (представители различных профессий, социальных статусов, возраста, пола и т.п.).
Мы определяем имидж офицера как эмоционально окрашенный образ в сознании военнослужащих, сослуживцев социального окружения.
Следует разделить две необходимые составляющие имиджа: субъект (объект), оказывающий воздействие и субъект (объект), на который направлено воздействие. Процесс формирования имиджа происходит только при взаимодействии этих двух составляющих. Только в этом случае имидж субъекта (например, офицера) становится тем самым субъективным образом, созданным (отраженным) в сознании представителя контактной группы (военнослужащего, сослуживца). Но «отражаемость», способность к воздействию – это лишь одна из динамичных характеристик имиджа.
Большое значение имеет соответствие самопредставления офицера о своем имидже и объективной реальности – своих индивидуальных характеристиках. Определение реального имиджа возможно в результате глубинного исследования особенностей личности с помощью разнообразных методик. Представление офицера о самом себе (так же, как и оценка его со стороны) в большей или меньшей мере несет определенную долю искаженности. Например, в самоимидже полюс (позитивный или негативный) искаженности отражает, а во многом повторяет специфику самооценки. Хотя самоимидж и самооценка – не одно и то же. Офицер с явно заниженной самооценкой может полагать, что в глазах других людей он выглядит успешным, безупречным и т.д. Любой человек, давая оценку своему имиджу, может определенные качества гиперболизировать, а другие (например, отрицательные), напротив, нивелировать.
Имидж, даже при известном консерватизме восприятия – динамичный образ. Это свойство явления необходимо учитывать. Благодаря этому свойству, обман (манипуляция) становится невозможным при длительном или близком контакте военнослужащего (сослуживца) и офицера. Чем больше информациивоеннослужащий получает об объекте, тем целостнее и правдоподобнее становится воспринимаемый имидж. В то же время впечатление, произведенное публичным «Я» офицера на представителя контактной группы, носит исключительно субъективный характер. Получаемая имиджеформирующая информация накладывается на уже имеющуюся в сознании военнослужащего. Наложение, сопоставление (не всегда осознаваемое) с уже имеющимся опытом дает эффект искажения.
Для субъекта, воспринимающего (формирующего в – сознании) образ имидж офицера, огромное значение имеет совпадение (или несовпадение) полученного впечатления с уже имеющимся представлением об «идеальном» образе. Таким образом, мы выходим к следующим понятиям:
- реальный имидж – имидж офицера, оцененный с позиции военнослужащих;
- самоимидж – самооценка офицером своего имиджа, оценка, данная с позиции внутреннего «я»своему публичному «я»;
- идеальный имидж –своеобразный стереотип, сложившийся у определенной группы, – представление об имидже желаемого, идеального офицера. Оценивается с позиции представителей контактной группы и с позиции самого офицера.
Наиболее интересующей нас стороной является восприятие этого образа офицера со стороны военнослужащих.
Имидж офицера – это нейкий собирательный образ, раскрывающий наиболее характерные для него черты. Опираясь на идеи О.М. Володько мы представляем имидж как понятие системное и все элементы, составляющие его структуру, находятся в единстве, взаимосвязи и взаимозависимости и определяем структуру имиджа, состоящую из четырех основных элементов: внешний вид; природные свойства; приобретенные качества; профессиональные черты.
|