Имидж
Через множество каналов мы посылаем другим людям информацию о том, что мы собой представляем. То, как мы обыграли свою внешность, наша манера держаться, наши жесты, голос и речь, предметы, окружающие нас – все это сообщение, посылаемые нами другим людям.
В русском языке существует ряд традиционных понятий, которые отражают отношение людей к какому-либо социальному объекту – образ, репутация, стереотип, ярлык и т.п. Сегодня в разговорный язык не только профессионалов, но и обывателей уверенно вошло слово «имидж», которое вобрало в себя весь спектр смыслов традиционных понятий.
В.А. Моисеев, к примеру, рассуждает так: «Имидж – это образ, представление, которое складывается у человека, аудитории, группы, народа о товаре, проекте, человеке, фирме, организации». Далее он сравнивает имидж с репутацией: «...имидж, как и деловую репутацию, надо оберегать, а порой и защищать», «имидж человека... социально обусловлен представлениями общества о характере деятельности этого человека и включает в себя индивидуальные черты». Автор указывает на близость «образа» и «деловой репутации» с имиджем. Но следует отметить, что репутация – это лишь часть системной имиджеобразующей информации.
Немало авторов рассуждают в своих работах о функциях и социальных ролях имиджа. Так, автор «Психология менеджмента» В.В. Шпалинский полагает, что можно поставить знак равенства между имиджем и символом: «Наш имидж определяет место каждого из нас в структуре общественных и межличностных отношений. Имидж – это, по сути, то, что и кем я кажусь в своем окружении, каким видят и воспринимают меня «они». Это символическое преломление меня окружающими».
Имидж через стереотип объясняют авторы психологического словаря: «Имидж – сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо».
И.М. Синяева дает определение имиджа в соотношении с понятием «впечатление». «Имидж – общее впечатление, которое создается у людей о том или ином человеке, фирме или кампании». «Имидж, – полагает автор, – всегда социально обусловлен, оказывает активное воздействие на общественное мнение, кардинально влияет на результаты деловой активности».
Имидж преподавателя вуза – это некий собирательный образ, раскрывающий наиболее характерные для него черты. О.М. Володько представляет имидж как понятие системное и все элементы, составляющие его структуру, находятся в единстве, взаимосвязи и взаимозависимости. Она определяет структуру имиджа, состоящую из четырех основных элементов: внешний вид, природные свойства, приобретенные качества, профессиональные черты. Как видим, структура имиджа сложна и состоит из ряда аспектов, представляет собой систему, все составляющие которой взаимосвязаны, взаимозависимы, взаимодополняемы и непротиворечивы.
Проведенные нами исследования по выявлению наиболее важных качеств преподавателей показывают, что все элементы оказывают достаточное влияние на студентов и важны в образе преподавателя. Наиболее значимыми оказались: «знание своего предмета», «высокое качество преподавания», «интеллект», «психическое здоровье», а также не мало важным является «опрятный внешний вид».
Никто не может объективно заявить, что существует «правильный» способ самоподачи. Специалисты по созданию имиджа нужны везде, а в вузе – в первую очередь. Необходимо не только теоретически обосновать природу, характеристику и типы имиджей преподавателя, а создать сам инструментарий формирования его педагогического имиджа, вооружить кадого преподавателя методиками изучения профессионального имиджа. ф
|