Гражданский кодекс Республики Беларусь прямо не рассматривает гараж как объект недвижимости. Однако законодательство позволяет отнести данный объект к объектам недвижимости.
В соответствии с постановлением Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 28 июля 2004 года № 39 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения технической инвентаризации и проверок характеристик капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных, законсервированных капитальных строений, изолированных помещений» гараж — капитальное строение или изолированное помещение, имеющее капитальные или перегородочные стены, перекрытия, кровлю, проемы, пол, смотровую яму (допускается отсутствие смотровой ямы), предназначенное для хранения автотранспортных средств [2]. Таким образом, можно выделить следующие основные характеристики гаражей: Во-первых это капитальное строение или изолированное помещение. Под ним понимается любой построенный на земле или под землей объект, предназначенный для длительной эксплуатации, создание которого признано завершенным в соответствии с законодательством Республики Беларусь, прочно связанный с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, назначение, местонахождение, размеры которого описаны в документах единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Во- вторых это сооружение, обладающее необходимыми архитектурными и техническими характеристиками: стены (капитальные, перегородочные), перекрытия, проемы (окна, ворота), пол, смотровую яму (или не имеющие таковой); В- третьих данное сооружение предназначено для хранения и ремонта исключительно автотранспортных средств; В- четвёртых эксплуатация гаража рассчитана на длительный срок. Следовательно, можно с уверенностью утверждать, что гараж должен быть отнесён к числу объектов недвижимости [2].
Немаловажное значение имеет соотношение понятий гараж и стояночное место. В последнем случае размещение автомобиля на практике основывается на праве собственности на стояночное место либо на членстве в соответствующем потребительском обществе, которое создается для удовлетворения потребности в хранении автомобиля, как правило, поблизости от места жительства или работы [2].
По способу размещения стояночных мест можно выделить следующие разновидности таких мест:
Наземные, включая размещение на автостоянках, прилегающих к созданному объекту, либо на обособленных земельных участках, предоставленных под цели организации автостоянки (открытые стоянки), а также размещение стоянок в подэстакадном пространстве и т.д.
Стояночные места могут быть размещены в здании или сооружении (одно-, многоярусные; подземные, наземные или смешанные, пристроенные или встроенные и т.д.):
§ специально предназначенном для хранения автомобилей (гаражные комплексы),
§ как части жилого или административного здания или сооружения.
Необходимо указать на наличие гаражей (боксовых, из сборных конструкций и т.д.), которые представляют собой отдельные самостоятельные объекты недвижимости – сооружения, расположенные на выделенном для этих целей земельном участке.
В гражданском законодательстве, да и в специальной юридической литературе, содержится не достаточно положений о правовом регулировании стояночных мест. Однако в белорусской практике строительства зданий приобрело большое распространение создание стояночных мест как объектов недвижимого имущества. Существует и судебная практика, связанная, как правило, с исполнением инвестиционных контрактов на строительство здания с подземной автостоянкой. В судебных делах речь идет о признании права собственности на долю, в том числе в виде определенного количества стояночных мест, в построенном доме согласно пропорции, установленной инвестиционным контрактом, и передачи ее истцу [3].
Все это в совокупности заставляет обратить внимание на определение самого понятия «стояночное место» в системе объектов недвижимости. С учетом изложенного полагаем, что правовой режим стояночного места можно установить в одном из двух направлений.
Во-первых, это признание стояночного места самостоятельным объектом гражданских прав, что де-факто и происходит. При этом собственник стояночного места должен пропорционально нести бремя содержания общего имущества данного здания или сооружения.
Во-вторых, это признание того факта, что перед нами расчетный показатель вместимости автомобилей в нежилом помещении (в том же подвале, например), право пользования которым следует оформлять на договорных отношениях с владельцем нежилого помещения (подземной стоянки в жилом здании и т.д.).
Самостоятельным объектом недвижимости является многоуровневый гараж. Один из таких гаражей был недавно построен в г. Гродно на ул. Пушкина. Он представляет собой пятиэтажную стоянку на 500 машино- мест. Безусловно – это одна из лучших стоянок в городе. Современная, красивая, практичная, удобная, просторная, машинам есть, где развернуться, функциональная, есть автомойка, для сторожей созданы хорошие бытовые условия. Снегопад и гололёд здесь не страшны. Цена- 80 тыс. рублей в месяц. Но прибыли всё равно нет. На мой взгляд, чтобы стоянка приносила чистую прибыль, надо порядком повысить цену и брать за одно место хотя бы 100 тыс. рублей в месяц. Но для многих это дорогое удовольствие.
По информации администраций Октябрьского и Ленинского районов г. Гродно, в настоящее время на автостоянках областного центра не востребованными остаются 715 парковочных машино-мест. Отсюда видно, что и стоянки есть, и места на них, но владельцы автомобилей предпочитают другое. Но наверняка, немногие знают, что во дворах стоянок нет, что это гостевые места для автомобилей. И милиция жёстко относится к нарушителям. Вполне естественно, что водители, которые поставили свои автомобили во дворе собственного дома, могут спать спокойно. Но это же не выход из положения. Я считаю, что городские власти должны делать много для того, чтобы строить стоянки в шаговой доступности, выделять для этого земельные участки, чтобы автомобильные стоянки в городе строились не менее в восьмистах метрах от жилой застройки. Но почему пока нет желающих строить? Может проблема состоит в слабой окупаемости?
В качестве примера можно рассмотреть автостоянку по улице Тавлая. На стоянке зарегистрировано 300 автомобилей. Стоимость места- 45 тысяч рублей. Подсчитаем доход- 13,5 миллионов рублей. Минус 8 процентов упрощённого налога. Остаётся 12, 49 миллиона рублей. Плюс вычитаем где-то около шести миллионов в виде зарплаты бухгалтеру и сторожам, и остаётся 3 миллиона. А ещё следуют прочие расходы: уборка снега, покос травы, покраска забора, ремонт. В итоге прибыли ноль [1].
Вообще в строительство любой автостоянки надо вложить не менее 1 миллиарда рублей. И даже если частному предпринимателю дать беспроцентный кредит, всё равно окупаемость будет только через несколько десятилетий! Я считаю, что многоуровневый гараж удобен тем, что, владелец, оставив свой автомобиль в таком гараже, может и в отпуск спокойно уехать, и в дальнюю командировку.
Ещё большая проблема состоит в том, кто будет вкладывать деньги в строительство? И этот вопрос далеко не праздный. Выгоден ли городу такой гараж и приживётся ли он у нас?- это вопросы времени, но первый шаг к такому новшеству уже сделан.
|