Формирование развития компетенции учащихся на уроках геометрии.
Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения. На первом этапе внедрения, можно, например, формировать такие элементарные общеучебные компетенции школьников, как:
- извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;
- точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;
- исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;
- сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания;
- планирование действий и времени;
- оценка результатов своей деятельности и т.д.[7]
На различных этапах занятия, ученикам можно предложить быть не пассивными слушателями, воспроизводящими действия учителя, а быть активными участниками процесса познания. Например, в то время, когда учитель вводит новые понятия и термины, ученики выполняют задание «Стрелками укажи связи между терминами и определениями» или «Составь свой словарь новых понятий».
Когда учитель демонстрирует вывод формулы, ученикам можно предложить выполнить задание «Установить логическую последовательность действий при выводе теоремы». При рассмотрении практической значимости той или иной теоремы, ученикам можно предложить сформулировать недостающие в карточке вопросы или ответы.
Таким образом, работая с текстом учебника, учащиеся самостоятельно выбирают уровень вопросов: от стандартных — до наиболее сложных, предполагающих глубокое понимание изучаемого материала.
На уроке, посвященном обучению решения задач, можно ученикам предложить не копировать готовые решения с доски, а заняться поиском алгоритма решения задач, а затем применять его самостоятельно. Во время самостоятельного решения задач предложить многоуровневые карточки каждому ученику, предусматривающие самопроверку решения той или иной задачи; выполнив успешно задания первого уровня, можно перейти к следующему. Деятельность учащихся может осуществляться в группах, что позволит им во время работы консультироваться у более сильных и консультировать сами тех, кто пока слабее их разобрался в данном вопросе.
Интегрированные проекты формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся, развивают исследовательские и рефлексивные навыки, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности, нацелены на развитие познавательного интереса, расширяют кругозор и реализуют принцип связи обучения с жизнью.
Например, при проведении проекта по математике в 5 классе по теме “Площади и объемы” детям можно предложить выяснить, какие же фигуры окружают нас в повседневной жизни и выполнить творческую работу “Геометрия в нашем доме”.
Выводы: в настоящее время в педагогике и психологии не разработаны единые подходы к определению понятий «компетенция» и «компетентность». Существующие понятия недостаточно конструктивны для того, чтобы выявить условия для эффективного формирования компетенций в образовательном процессе и выстроить соответствующие технологии.
Мы под компетенциями будем понимать комплекс обобщенных способов действий, обеспечивающий продуктивное выполнение деятельности, способность человека на практике реализовать свою компетентность. Ядром компетенции являются деятельностные способности – совокупность способов действий. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видовосознанной деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций помимо процедурных знаний, умений и навыков входят также мотивационная и эмоционально – волевая сферы.
Компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью, получили название ключевых. Ключевые компетенции определяют реализацию специальных конкретных компетенций. Одни и те же ключевые компетенции определяют продуктивность различных видов деятельности.
Формирование ключевых компетенций совершается у субъекта в процессе осознанной деятельности.
|