факторы развития нравственного сознания личности

факторы развития нравственного сознания личности

В отечественной психологии сложился взгляд на развитие нравст-  

венного сознания как неотделимого от развития личности в целом.  

При этом необходимо заметить, что говорить о развитии нравственно-  

го сознания следует в двух аспектах: во-первых, когда осуществляется  

процесс формирования и воспитания личности, характеризующийся  

освоением человеком моральных норм, их обобщением, интериори-  

зацией и формированием внутренних моральных инстанций, а также  

усвоением образцов нравственного поведения, нравственных ценнос-  

тей и смыслов культуры, форм деятельности и жизнедеятельности;  

во-вторых, когда уже достигнут определенный уровень развития  

человека, когда он становится способным к развитию и совершенство-  

ванию существующей системы моральных норм и ценностей, в целом  

культуры, частью которой он сам является.  

Тот и другой аспекты объединяет то, что у человека появляется  

возможность выбора, которая способствует эффективной регуляции  

его жизнедеятельности, реализации принятых им ценностей и смыс-  

лов, целей и мотивов, т. е. всего значимого для человека.  

Большинство отечественных психологов разделяют положение  

о том, что развитие нравственного сознания личности предполагает  

≪последовательное усвоение индивидом образцов, представленных  

в нравственных нормах, принципах, идеях, в соответствующем пове-  

дении конкретных людей. Наиболее высокий уровень нравственного  

развития, к которому стремится воспитание, является способность  

человека ориентироваться не на внешние, а на внутренние нормы  

поведения≫ (Божович, Конникова, 1975, с. 85).  

В русле исследуемой нами проблемы мы подразумеваем под по-  

нятием ≪развитие≫ многогранный и многоуровневый социально-де-  

терминированный процесс, в ходе которого на основе постепенного  

возникновения и разрешения противоречий осуществляется соци-  

ализация индивида, происходит формирование его ценностного  

отношения к окружающей действительности.  

Развитие нравственного сознания представляет собой, по сути,  

превращение одних качественно своеобразных форм нравственного  

развития в другие, более совершенные. Узловыми пунктами этого  

процесса является построение качественно новых психологических  

образований – функциональной системы, представляющей собой  

единство нравственных знаний и морального опыта, сочетание  

нравственных знаний, чувств и привычек. Критерием усвоения  

моральных образцов является действие человека в соответствии  

со своими нравственными принципами, т. е. превращение нравст-  

венных убеждений в мотив.  

Процесс развития нравственного сознания личности, как и всякое  

другое развитие, имеет свою логику, свои закономерности, свои ка-  

чественно своеобразные этапы; носит непрерывный, не всегда плавно  

протекающий характер, иногда сопровождающийся отдельными  

спадами или стабилизацией конкретных личностных проявлений  

(самооценка, мотивы, уровень притязаний); данный процесс осущест-  

вляется одновременно с развитием личности, ее индивидуальности  

и продолжается в течение всей жизни человека на всех возрастных  

этапах. ≪Период зрелости, – как совершенно справедливо замечает  

15  

А. И. Анцыферова, – не может рассматриваться как конечное состо-  

яние, к которому направлено развитие и которым оно завершается.  

Чем более зрелой в социальном и психологическом смысле становится  

личность, тем более возрастает и ее способность к дальнейшему  

развитию≫ (Анцыферова, 1981, с. 5).  

Нравственное сознание личности развивается под влиянием  

как внешних, так и внутренних факторов, которые тесно связаны  

между собой. Общепризнанным в психологии является отнесение  

физиологических и психических к внутренним факторам, а природ-  

ных и социальных – к внешним.  

Мы остановимся на роли внешних факторов в развитии нравст-  

венного сознания личности. К ним мы относим социальную среду,  

семью как микросреду, общение, деятельность, средства массовой  

информации.  

Как известно, нравственное сознание личности, ее поведение  

и отношения с другими людьми, в конечном счете, обусловлены вли-  

янием той социальной среды, в которую включена данная личность  

и частью которой она является. При этом человек – не пассивный  

элемент этой среды, он также влияет на нее, и в этом взаимодействии  

и осуществляется процесс развития нравственного сознания.  

Под социальной средой понимают ≪сложную систему явлений,  

условий и отношений, которые окружают личность и оказывают  

активное (непосредственное или косвенное, стихийное или сознатель-  

ное) воздействие на ее сознание и поведение≫ (Лихачева, 1985, с. 87).  

Рассматривая окружающую среду в качестве фактора развития  

нравственного сознания личности, следует иметь в виду, что она,  

как правило, оказывает на развитие сознания человека противоречи-  

вое воздействие, что связано с наличием определенных противоречий,  

моральных коллизий в реальной жизни, в конкретной нравственной  

среде. Это могут быть противоречия в системе моральных ценностей,  

норм той среды, в которой непосредственно формируется сознание  

личности, или противоречие системы моральных ценностей, су-  

ществующих на макроуровне, и тех моральных ценностей, которые  

культивируются на уровне микросреды, ближайшего окружения  

личности.  

Кроме того, личность в процессе своего становления непрерыв-  

но меняет социально нравственные среды и одновременно может  

быть включена в целый ряд микросред, влияние которых на нее  

оказывается часто неоднозначным, разнонаправленным и проти-  

воречивым. В различных социальных условиях, под воздействием  

разного ближайшего окружения и под влиянием отличающихся  

друг от друга воспитательных воздействий нравственное сознание  

16  

личности приобретает различную направленность: коллективистскую  

или индивидуалистскую, эгоистическую или альтруистическую.  

Микросреда, характер ее функционирования, взаимодействия  

людей между собой определяют в основе своей интериоризацию  

и реализацию существующей в обществе морали. В сфере микросреды  

функционируют те механизмы, от которых зависит нравственная  

направленность личности. В качестве такой микросреды выступает,  

прежде всего, семья, которая оказывает большое формирующее вли-  

яние на развитие нравственного сознания личности.  

Значимость семьи в формировании исследуемого нами феномена  

заключается, прежде всего, в том, что в семье происходит разви-  

тие речи ребенка. Подражая речевым образцам взрослых, индивид  

одновременно заимствует образцы нравственных представлений,  

чувств, оценок, ценностей. Подобные образцы, как онтогенетически  

наиболее ранние, становятся значительным внутренним фактором,  

определяющим поведение ребенка. Это особенно ярко проявляется  

в ситуациях нравственного выбора: в данных условиях индивид иден-  

тифицирует себя с усвоенными образцами и в соответствии с их ха-  

рактером осуществляет свой выбор. Данные различных психологичес-  

ких исследований подтверждают предположение о доминирующем  

влиянии семьи на формирование нравственного сознания детей. Так,  

например, Ю. М. Ковальчуком (Ковальчук, 1986) установлен высокий  

коэффициент (0,98) корреляционной связи между уровнем нравст-  

венного сознания учащихся и уровнем педагогичности семейных  

условий.  

Рассматривая социальный фактор как важный феномен развития  

нравственного сознания личности, возникает вопрос: каков механизм  

этого воздействия? По справедливому замечанию С. Попова, ≪только  

благодаря деятельности возможно подлинное воздействие социальной  

среды на сознание личности≫ (Попов, 1979, с. 21), поскольку в процессе  

деятельности происходит накопление личностью нравственного опы-  

та, оценочного отношения к действиям других людей, утверждение ее  

морально-волевых качеств, усложнение и обогащение нравственного  

мира личности.  

Таким образом, деятельность выступает также фактором развития  

нравственного сознания личности. ≪Если под деятельностью разу-  

меть, – как справедливо замечает А. А. Бодалев, – активность человека,  

направленную на достижение определенных, осознаваемых им целей  

с помощью усвоенных им в обществе способов и стимулируемую  

столь же определенными мотивами, то деятельностью будет не только  

работа хирурга, живописца, но и взаимодействие людей друг с другом  

в форме общения≫ (Бодалев, 1988, с. 119–120).  

17  

Действительно, вступая в общение друг с другом, люди тоже пре-  

следуют какую-то цель: сделать другого человека единомышленни-  

ком, помочь определиться во взглядах, удержать от безнравственного  

поступка и т. д. Любая совместная деятельность, как известно, невоз-  

можна без общения, последнее не только способствует организации  

и развитию деятельности, но и ее обогащению, поскольку в процессе  

общения возникают новые связи и отношения между людьми, которые  

оказывают определенное влияние на формирование различных форм  

общественного сознания, в том числе нравственного. Следовательно,  

общение можно рассматривать в качестве фактора развития нравст-  

венного сознания личности. Как верно замечает А. А. Бодалев, умалять  

значение такого фактора как общение, по основным характеристикам  

к предметной деятельности не относящегося, было бы несправедливо,  

поскольку оно оказывает на развитие психики человека сильнейшее  

влияние (там же).  

В отечественной психологии установлено, что развитие сознания  

ребенка, в том числе нравственного, начинается с общения с близ-  

кими ему людьми, в процессе которого у индивида рождаются такие  

структурные элементы нравственного сознания, как представления  

и чувства. ≪Каждое регулируемое ситуацией общения жизнедействие  

новорожденного, – замечает Н. К. Гасанова, – есть не только действие,  

направленное на тот или иной предмет, но акт сочувствия, совмест-  

ного бытия с другим человеком. Одобрение, сочувствие, недоволь-  

ство и даже безразличие, эмоционально окрашивающее общение,  

впитываются ребенком, образуя внутреннюю меру его собственных  

действий… Как мышление начинается не с овладения логикой и ее  

правилами, так и становление содержания нравственного сознания  

начинается не с овладения категориями этики, а с усвоения пред-  

метных отношений людей, лежащих столь же в основе нравствен-  

ного, сколь и физического, эстетического и прочего развития, они  

(отношения) составляют общую основу целостности психического  

развития индивида≫ (Гасанова, 1982, с. 24).  

Психическое развитие ребенка, по справедливому замечанию  

А. В. Петровского, осуществляется в процессе усвоения им не вербаль-  

но выраженных норм, а самих способов общения (Петров ский, 1981,  

с. 57). Вот почему важен для становления нравственного сознания  

личности тот человек, который входит в круг общения индивида.  

В одном случае индивид в процессе общения с другими людьми усва-  

ивает общечеловеческие ценности, опыт нравственных отношений,  

вырабатывает убеждения и нравственные идеалы, в другом – может  

под воздействием общения приобщиться к совершенно противопо-  

ложных ценностей, деградировать в моральном плане.  

18  

Общение оказывает влияние на развитие всех сфер нравственного  

сознания личности: рациональную, эмоциональную, волевую. Обме-  

ниваясь всевозможными знаниями, в том числе и в области нравст-  

венности, человек сверяет свои нравственные взгляды, убеждения  

с позицией партнера и нередко корректирует, изменяет их. И если  

партнер по общению является высоконравственным человеком, он  

оказывает благоприятное воздействие на личность общающегося  

и рациональную сферу его сознания. В противном случае в нравст-  

венном сознании также возможны изменения, но они не всегда будут  

носить положительный характер.  

Не меньшее значение общение имеет и для развития эмоциональ-  

ной сферы сознания человека, формирования его чувств. Какие пере-  

живания по преимуществу провоцируют общающиеся с человеком  

люди, оценивая его дела и облик, откликаясь так или иначе на его  

обращение к ним, какие чувства проявляются у него, когда он видит  

их дела и поступки, все это оказывает сильнейшее влияние на вы-  

работку в сознании личности устойчивых эмоциональных ответов  

на воздействие определенных сторон действительности – явлений  

природы, социальных событий, групп людей и т. д.  

Столь же значимое влияние оказывает общение и на развитие  

волевой сферы нравственного сознания. Привыкнет ли человек быть  

собранным, настойчивым, решительным, смелым, целеустремлен-  

ным, или у него будут преобладать противоположные качества – все  

это в большей мере определяется тем, насколько благоприятствуют  

выработке устойчивых качеств те конкретные ситуации общения,  

в которых человек изо дня в день оказывается.  

Общение является обязательным условием и необходимой предпо-  

сылкой развития у человека комплекса как более простых, так и более  

сложных нравственных качеств, делающих его способным жить  

среди людей. Являясь важным фактором развития нравственного  

сознания личности, общение предполагает обязательно и некоторый  

результат – изменение поведения человека. Протекая в условиях  

социального контроля, осуществляемого на основе существующих  

в обществе моральных норм, образцов поведения, регламентирующих  

взаимодействие и взаимоотношения людей, общение способствует  

закреплению устойчивых форм нравственного поведения личности.  

Воздействие общения на развитие нравственного сознания осу-  

ществляется через такие функции, как коммуникативную (обмен  

информацией между общающимися), интерактивную (организация  

взаимодействия между индивидами), перцептивную (процесс вос-  

приятия друг друга партнерами по общению и установление на этой  

основе взаимопонимания). Не умаляя значение первых двух функций  

19  

общения, остановимся на последней, поскольку в ней, на наш взгляд,  

более всего заключен нравственный аспект.  

Взаимопонимание, которое включает в себя перцептивная функ-  

ция общения, может выступать в двух формах: 1) понимание мотивов,  

целей, установок партнеров по взаимодействию; 2) принятие и разде-  

ление этих целей, мотивов, установок. Во втором случае понимание  

позволяет не просто согласовывать действия, но и устанавливать  

особого рода отношения, выражающиеся в таких нравственных  

чувствах, как любовь, дружба, симпатия.  

В ходе познания другого человека одновременно осуществляется  

несколько процессов: эмоциональная оценка другого, попытка понять  

мотивы его поступков, основанная на этом стратегия изменения,  

как его поведения, так и своего собственного. Направленность на дру-  

гого человека, умение чувствовать чужое ≪ты≫, как свое собственное  

≪я≫, является, на наш взгляд, важным критерием развития нравствен-  

ного сознания человека.  

Сформированная в личности направленность на человека спо-  

собствует выбору наиболее соответствующих особенностям другого  

человека способов взаимодействия с ним; если в этой направленности  

проявляется отношение, отвечающее моральным нормам, то такое  

отношение порождает ориентировку, прежде всего, на положитель-  

ные качества в другом человеке, что способствует формированию  

и развитию нравственной стороны личности, ее сознания, раскрытию  

личностного потенциала человека.  

Однако следует отметить, что у человека может быть устойчи-  

вая ориентированность и на отрицательное в других людях. Под-  

тверждением тому является личность Ивана Грозного, о котором  

историк В. О. Ключевский писал: ≪Он был восприимчивее к дурным,  

чем к добрым, впечатлениям, он принадлежал к числу тех недобрых  

людей, которые охотнее замечают в других слабости и недостатки,  

чем дарования и добрые качества≫ (Ключевский, 1957, с. 190). В этом  

случае, естественно, развитие нравственного сознания тормозится  

или приобретает уродливые формы. Вот почему важно, какой человек  

окажется рядом с ребенком, когда происходит формирование его  

личности и сознания.  

Чтобы взаимодействие одного человека с другими людьми оп-  

тимально способствовало нравственному развитию личности, оно  

должно, по нашему мнению, от начала до конца отвечать принципу  

требовательности к другому человеку и уважения к нему. Причем  

требовательность и уважение должны быть инструментированы  

таким образом, чтобы стимулировать развитие всех сфер его нравст-  

венного сознания. А чтобы помочь человеку продвинуться вперед  

20  

в его нравственном развитии, задача помогающих ему в этом лиц за-  

ключается, прежде всего, в том, чтобы своими воздействиями на него  

в процессе общения они максимально способствовали активации его  

внутренних ресурсов, благодаря которым индивид сам на высоком  

нравственном уровне мог успешно справляться с самыми разными  

жизненными проблемами.  

Нельзя не выделить и такой фактор нравственного сознания  

личности, как средство массовой информации (СМИ). Они способны  

оказывать как позитивное, так и негативное влияние на исследуе-  

мый феномен. Так, постоянное приобщение человека к восприятию  

представленных на телевизионных экранах художественных образов,  

воплощающих в себе лучшие гуманистические, общечеловеческие  

качества: доброту, справедливость, трудолюбие, скромность, совест-  

ливость, – помогает индивиду в правильном выборе им моральных  

ценностей и идеалов, формировании эмпатии, являющейся основой  

построения гармоничных отношений с другими людьми.  

≪Засилие≫ же на голубых экранах фильмов-ужасов, боевиков, филь-  

мов с элементами насилия не только оказывает отрицательное влияние  

на нравственное становление личности, способствуя развитию у нее  

агрессивных, человеконенавистнических чувств, но нередко приводит  

к деформации психики в целом, особенно неокрепшей детской.  

Негативное влияние СМИ на психику человека в этом случае за-  

ключается в том, что, обладая способностью проникать не только в со-  

знание, но и подсознание личности, средства массовой информации  

способны, как свидетельствуют данные исследований (Пронин, 1996),  

оказывать одурманивающее, наркотическое воздействие, поскольку  

в этом случае человек даже не замечает фактора воздействия, а пото-  

му не способен обдумать навязываемые ему шаблоны и стереотипы,  

сопоставить их с собственной системой нравственных ценностей  

до того, как они, минуя рассудок, займут в этой системе свое место. Вот  

почему в настоящее время все настойчивее звучит мысль об исклю-  

чении из программ телевидения материалов, негативно влияющих  

на психику и здоровье людей.  

Таким образом, социальное окружение человека, деятельность,  

общение, семья, средства массовой информации являются важны-  

ми факторами формирования и развития нравственного сознания  

личности.  

Категория: Неинтересное | Добавил: lipnishki (12.20.2018)
Просмотров: 136 | Теги: факторы развития нравственного созн | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar