Эмоциональная устойчивость
В современных условиях жизни в качестве причины различных техногенных катастроф часто фигурирует так называемый «человеческий фактор». Угроза для жизни и здоровья человека перешла в категорию высоковероятных событий, у многих людей сформировалось чувство незащищенности, чем объясняется возникновение тревоги, подсознательного страха при внезапном действии потенциально опасного сигнала. Это может быть причиной нарушения профессиональной психомоторной деятельности оператора, что подвергает опасности других людей. Поэтому тестирование индивидуальных особенностей эмоциональности и ее влияния на реализацию произвольных двигательных программ приобретает не только теоретический, но и практический интерес для прогнозирования поведения индивида в условиях действия эмоциогенного фактора, а также для решения частных вопросов профессионального отбора.
По данным литературы, эмоциональное возбуждение может улучшать моторную координацию человека, ускорять двигательные реакции [2,4], вместе с тем в состоянии тревоги и страха чаще происходит дезорганизация психомоторной деятельности, снижение точности движений, увеличение числа ошибок [1,2,4]. При этом имеет значение характер эмоционального раздражителя, индивидуальная оценка его значимости, неопределенность ситуации и, конечно, эмоциональная устойчивость [2].
Нами была разработана методика выполнения психомоторной программы с автоматической посекундной регистрацией ошибок, измерением частоты сердцебиения (ЧСС) за 15-секундные интервалы и возможностью «наказания» слабым током за каждую ошибку.
Тестированию подвергались 41 мужчина в возрасте 29-21 года в однотипных условиях, исключающих передачу друг другу информации о методике эксперимента.
На первом этапе каждый испытуемый получал инструкцию и трижды тренировался в выполнении задания, затем проводилась первая (фоновая) регистрация, результаты которой в дальнейшем подвергались обработке, далее испытуемый предупреждался о введении «наказания» за каждую ошибку (эмоциогенный фактор), что и реализовалось при второй записи выполнения психомоторной программы.
Анализ результатов тестирования показал, что у 25 испытуемых (первая группа) наблюдалось статистически достоверное учащение сердцебиение в ходе выполнения задания от 77,8 при первой регистрации до 90,2 сокр./мин. после введения эмоциогенного фактора (ЭФ), т.е. проявлялась реакция по типу оборонительной. Остальные 16 испытуемых, отнесенные во вторую группу, реагировали по типу ориентировочного рефлекса замедлением сердцебиения от 86, 6 (в фоновой записи) до 77,2 сокр. /мин. Существенно отличалась динамика изменений ЧСС у представителей двух групп. Если до воздействия ЭФ при выполнении психомоторной программы в обеих группах отмечалась незначительная тахикардия с максимумом на 45 сек., то после введения ЭФ уже на 15 сек. тестирования в первой группе ЧСС возрастала на 12,4 сокр./ мин, а во второй — снижалась на 8,4 сокр./мин. К 45 сек. разница показателей ЧСС уменьшалась в первой группе до + 6,5 и до — 6,7 сокр./мин. — во второй. К концу выполнения психомоторной программы (на 75 секунде) в первой группе испытуемых средняя ЧСС выше в опытной записи, чем в фоновой, на 9 сокр./мин., но и во второй группе на 60 и 75 сек. средняя величина ЧСС также превышает фоновую на 2 сокр./мин (см. таб.1).
Для дальнейшего уточнения индивидуальных особенностей реакции на ЭФ был введен показатель, отражающий, по нашему мнению, остаточный уровень тревоги, который рассчитывали по разнице конечной частоты пульса в опытной и фоновой записях. По величине этого показателя в каждой из двух групп были выделены индивидуумы с высокой и низкой чувствительностью к угрозе наказания. Для высоко- и низкотревожных представителей обеих групп установлены паттерны изменений ЧСС на действие ЭФ во время тестирования и соответствующие этим паттернам параметры выполнения психомоторной программы.
Максимальное снижение скорости и наибольшее число ошибок характерны для высокотревожных испытуемых первой группы, минимальными (наилучшими) эти параметры были у низкотревожных представителей второй группы.
Таким образом, использованный методический подход позволил установить, что динамика частоты сердцебиения в процессе реализации заданной психомоторной программы при действии эмоциогенного фактора коррелирует с успешностью ее выполнения и может служить прогностическим показателем при тестирования эмоциональной устойчивости индивидуума.
|