Наиболее широкое распространение получили двусторонние соглашения о содействии осуществлению и взаимной защите иностранных инвестиций (далее – двусторонние инвестиционные соглашения), которые являются основным источником правового регулирования защиты иностранных инвестиций. Их количество в настоящее время превышает 1100 документов и продолжает увеличиваться [64, с. 59]. Основная причина заключения таких соглашений состоит в том, что государства-участники стремятся обеспечить единообразное регулирование правовых вопросов, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности.
В первую очередь договоры о содействии и взаимной охране инвестиций призваны защищать интересы государств-экспортеров капитала. Однако для государств, принимающих инвестиции (к которым преимущественно относится и Республика Беларусь), участие в этих договорах также очень важно.
Двусторонними инвестиционными соглашениями регулируется традиционный перечень вопросов:
- определяются ключевые понятия: «инвесторы сторон», «инвестиции сторон»;
- закрепляются международно-правовые обязательства государств-участников предоставлять инвесторам и инвестициям друг друга определенные инвестиционные режимы (национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и др.);
- содержится традиционная система гарантий (компенсация в случае экспроприации; экспроприация или аналогичные меры в строго определенных случаях; режим наибольшего благоприятствования при возмещении ущерба, причиненного инвестору в результате войны или иных подобных обстоятельств; свободный перевод платежей, связанных с инвестициями);
- устанавливается порядок разрешения споров между сторонами относительно толкования или применения двусторонних инвестиционных соглашений, а также споров между одной из сторон и инвестором другой стороны (т. е. инвестиционных споров).
Современные двусторонние инвестиционные договоры характеризуются также включением в них таких вопросов, как:
- обязательство сторон обеспечивать транспарентность (т. е. опубликованность и доступность) своих законов, относящихся к инвестициям другой стороны;
- право суброгации, заключающееся в том, что к стороне (уполномоченному органу), которая возместила инвестору ущерб, причиненный его инвестициями на территории другой стороны, переходят соответствующие права требования инвестора;
- обратная сила (режимы, гарантии и другие правила договора распространяются на инвестиции, которые были осуществлены до его вступления в силу для государств-участников);
- взаимосвязь договора с другими международными договорами между сторонами, а также с законодательством сторон [3].
Инвестиции в договорах о содействии и взаимной охране инвестиций определяются обычно максимально широко. Например, в соответствии со ст. 1 Соглашения между правительствами Республики Беларусь и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о содействии осуществлению и защите инвестиций от 1 марта 1994 г. [55] термин «инвестиции» означает:
- все виды имущества и, в частности, но не исключительно движимое и недвижимое имущество и любые иные вещественные права, такие, как ипотеки, права залогового содержания, а также залоги;
- доли, акции, облигации и любые иные формы участия в компаниях;
- права требования в отношении денежных средств или любого выполнения обязательств по договору, имеющего какую-либо финансовую ценность;
- права на интеллектуальную собственность, гудвил, технические процессы и ноу-хау;
- деловые концессии, предоставляемые в соответствии с законодательством или по договору, включая концессии на разведку, развитие, добычу или эксплуатацию природных ресурсов.
Под инвесторами договоры о содействии и взаимной охране инвестиций традиционно понимают лиц, по тем или иным критериям имеющих национальность государств-участников. Например, согласно ст. 1 Соглашения между Республикой Беларусь и Королевством Нидерландов о поощрении и взаимной защите инвестиций 11 апреля 1995 г. [56] термин «инвесторы» означает:
- физические лица, которые в соответствии с законодательством стороны являются ее гражданами и осуществляют инвестиции на территории другой стороны;
- юридические лица, такие, как предприятия и другие организации, созданные или учрежденные надлежащим образом, имеющие право осуществлять инвестиции согласно законодательству стороны и осуществляющие инвестиции на территории другой стороны;
- юридические лица, не созданные согласно законодательству стороны, но контролируемые физическими лицами либо юридическими лицами, являющимися инвесторами сторон.
Основной режим, предоставляемый по договорам о содействии и взаимной охране инвестиций, – это режим наибольшего благоприятствования. Например, в соответствии со ст. 3 Соглашения между правительствами Республики Беларусь и Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите инвестиций 11 января 1993 г. [57] стороны обеспечивают на своей территории в отношении инвестиций, находящихся в собственности инвесторов другой Договаривающейся Стороны, режим не менее благоприятный, чем в отношении инвесторов третьих государств. Иногда режим наибольшего благоприятствования сочетается с национальным режимом. Так, согласно ст. 3 Соглашения между правительствами Республики Беларусь и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о содействии осуществлению и защите инвестиций 1994 г. стороны предоставляют в отношении инвестиций и доходов граждан и компаний друг друга режим не менее благоприятный, чем тот, который они предоставляют в отношении инвестиций и доходов собственных граждан и компаний или инвестиций и доходов граждан и компаний любого третьего государства. Кроме того, что касается управления, поддержания, использования или распоряжения инвестициями, стороны данного соглашения обязаны предоставить режим не менее благоприятный, чем тот, который они предоставляют своим собственным гражданам и компаниям или гражданам и компаниям любого третьего государства [28, c. 142].
По договорам о содействии и взаимной защите инвестиций предоставляются гарантии, которые по составу и содержанию могут незначительно отличаться от гарантий, предоставляемых национальным законодательством. В договорах обычно закрепляются следующие гарантии: сохранность инвестиций, компенсация в случае национализации, экспроприации или реквизиции, свободный перевод инвестиций и доходов от инвестиционной деятельности.
С правовой точки зрения разграничение между гарантиями, основанными на международных договорах, и национальными гарантиями необходимо провести по тем последствиям, которые могут возникнуть в случае их нарушения. Так, если в государстве, принимающем инвестиции, нарушаются права иностранного инвестора, предусмотренные международным договором, то, во-первых, может возникнуть вопрос о международной правовой ответственности государства, а во-вторых, для разрешения возникшего конфликта используются специальные процедуры, предусмотренные соответствующим международным договором.
Проблема урегулирования споров, возникающих в результате нарушения прав инвесторов, всегда очень подробно регламентируется в договорах о содействии и взаимной охране инвестиций. В них выделяются две категории споров: между государствами-участниками и между государством, принимающим инвестиции, и иностранным инвестором (так называемые «инвестиционные споры»). Процедуры урегулирования первой категории споров относятся к международному публичному праву [28, c. 143].
Инвестиционные споры регулируются по договорам о содействии и взаимной охране инвестиций с помощью арбитража. Процедуры арбитражного рассмотрения инвестиционного спора, как правило, тщательно прописываются в двустороннем договоре. Так, Соглашение между правительствами Республики Беларусь и Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите инвестиций 1993 г. подробно регламентирует процесс создания арбитража.
Несмотря на то, что между государствами – участниками СНГ есть многосторонние договоры по инвестиционным вопросам, Республика Беларусь заключила с некоторыми из них и двусторонние договоры. Например, Соглашение между правительствами Республики Беларусь и Республики Таджикистан о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций от 3 сентября 1998 г. [58], Соглашение между правительствами Республики Беларусь и Украины о содействии и взаимной защите инвестиций от 14 декабря 1995 г. [59].
По сравнению с актами национального законодательства, такие международные договоры обеспечивают большую стабильность правового положения иностранных инвесторов и не допускают возможности его ухудшения в одностороннем порядке. В этих договорах закрепляются правовые режимы осуществления инвестиционной деятельности, средства защиты иностранных инвестиций от убытков, порядок и условия их использования.
Инвестированию иностранного капитала в экономику принимающего государства способствуют и соглашения об избегании двойного налогообложения, целью которых является установление налогового режима, приемлемого для обоих государств [14, с. 48].
Республикой Беларусь заключены и применяются (кроме союзных) следующие межправительственные и межгосударственные соглашения по вопросам избежания двойного налогообложения: Конвенция между Республикой Беларусь и Ирландией об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал от 3 ноября 2009 г. [22], Конвенции между Правительством Республики Беларусь и Правительством Королевства Саудовская Аравия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал от 20 июля 2009 г. [23] и др.
Таким образом, международное правовое регулирование иностранными инвестициями осуществляется не только на основе универсальных международных конвенций, основной целью которых является защита иностранных инвестиций на межгосударственном уровне, но и на основе двусторонних международных соглашений о содействии и защите инвестиций, обеспечивающие единообразное регулирование правовых вопросов, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности. Данными соглашениями четко определены понятия «инвесторы сторон», «инвестиции сторон», в них закрепляются международно-правовые обязательства государств-участников, традиционная система гарантий и устанавливается порядок разрешения споров между сторонами относительно толкования или применения двусторонних соглашений, а также споров между одной из сторон и инвестором другой стороны (т. е. инвестиционных споров).
|