Подготовка профессиональных кадров с высшим образованием для всех сфер жизни является важнейшим фактором устойчивого развития нашей страны, определившей путь к инновационной экономике (экономике знаний и высококачественного человеческого капитала).
Сегодня наличие образования, сформированные ценностные ориентации – это условия, определяющие способность к постоянному приобретению новых навыков и адаптации к требованиям современных реалий. Образование понимается как товар личного потребления, поэтому с каждым годом увеличивается количество желающих его получить.
Мы разделяем мнение А.И. Умана о том, что каждый новый этап развития педагогической науки требует переосмысления научно-педагогического знания. Это связано, во-первых, с накоплением значительного массива качественно новой информации, меняющей во многом традиционные взгляды на педагогический процесс и предполагающий иные решения. Во-вторых, в этот период вырабатывается более широкий взгляд, общая исходная позиция, привлекаются новые, более совершенные методологические основания, включающие новые научно-педагогические знания в контекст существующего. В-третьих, переосмысление позволяет по-новому взглянуть на будущее, на предстоящие процессы, спрогнозировать их и определить перспективные линии развития научно-педагогического знания [2].
В Гродненском университете им. Я. Купалы в связи с устойчивыми тенденциями развития науки, инновационными процессами в образовании значительное внимание уделяется реализации личностно-ориентированного, компетентностного подходов, которые усиливают практическую сторону образования, его гуманистические и предметно-профессиональные аспекты.
Компетентностный подход в подготовке специалистов с высшим образованием нашёл отражение и в стандартах нового поколения, и в Кодексе Республики Беларусь об образовании. Поэтому в образовательные программы вузов включаются вопросы формирования системы компетенций обучающихся.
Компетенции представляют собой сочетание знания, понимания, навыков и способностей.
Постоянное обновление информации в высшем учебном заведении привело к тому, что стало невозможным расширение объёма учебных дисциплин и их количества. Значит, расширение общекультурного кругозора студентов невозможно без умения самостоятельно находить информацию и перерабатывать её, синтезировать полученные знания, оценивать их.
В основе организации образовательного процесса в вузе лежат следующие приоритеты: активность, самостоятельность, гибкость мышления, работа в группах, информационно-коммуникационные технологии. Важным является интенсификация образовательного процесса. Это означает увеличение продуктивности образования за счёт активизации интеллектуальной деятельности студентов, овладения ими современными технологическими методиками, научными подходами и принципами, что способствует дальнейшему саморазвитию, самореализации будущих специалистов. Благодаря этому, выпускники смогут быстро и эффективно осваивать смежные профессии, быть мобильными, гибкими в условиях современной инновационной экономики.
Одна из задач вуза – развитие личностных ресурсов студентов. Результат деятельности ресурсов проявляется в изменении мировоззренческой, профессиональной позиции обучающегося. Личностные ресурсы, по мнению Т.И. Шамовой, можно разделить на 3 группы:
1 группа – мотивационные, включающие ценности, потребности, интересы и др.;
2 группа- операциональные, включающие универсальные способы деятельности;
3 группа – когнитивные (знания, предметные умения и навыки) [3].
Актуальность развития у студентов личностных ресурсов побуждается внешними и внутренними мотивами, потребностью самого субъекта. В свою очередь, всё это влияет на операциональную подготовку студента, на выбор приемлемых способов, средств, технологий организации образовательного прооцесса, включение будущих специалистов в разнообразные виды деятельности как в вузе, так и в ходе педагогической практики в общеобразовательных учреждениях.
Знаниевый, эмпирический опыт студенты приобретают в ходе лекций, дискуссий, диспутов, проектной, исследовательской деятельности, выполнения творческих заданий. Содержательная и процессуальная стороны лекции реализуются средствами проблемного, поискового и других методов. Компетенции включаются в образовательный процесс посредством технологий, содержания, типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между самими обучающимимся.
Усиливается активизация самообразования студентов, особое внимание уделяется развитию образовательного процесса, разработке учебно-методических ресурсов, ориентированных на поддержку самостоятельной работы обучающихся, модульному построению образовательного процесса и его оснащению дидактическими материалами.
Преподаватели университета разрабатывают презентационные материалы к курсам лекций, электронные варианты тестов, учебные пособия с наличием тезауруса, ссылок, элементов видео-аудиоматериалов и т.п. Всё шире в практику работы входят компьютерные технологии, которые способствуют построению качественной образовательной среды. Информационно-коммуникационная оснащённость нашего университета способствует использованию таких технологий в образовательном процессе, как интернет-форум, компьютерное тестирование, учебные презентации и т.д. Совокупная информационная инфраструктура (совокупность технических и программных средств, коммуникаций, персонала, технологий, обеспечивающих создание, переработку, обработку, использование, хранение, защиту и уничтожение информации) предоставляет возможность преподавателям и обучающимся выйти в Интернет, работать в режиме он-лайн, пользоваться необходимой для деятельности литературой.
Мы обучаем студентов находить знания и обращаться с ними, применять их на практике, трансформировать информацию в новые знания, превращать новые знания в конкретную деятельность. Каждый прекрасно понимает, что работодатели в настоящее время ценят творческий подход в работе, умение работать в команде, адаптироваться к переменам.
Социальный заказ педагогическому образованию состоит в том, чтобы обеспечить подготовку учителей, способных работать с процессами развития и осуществлять педагогическую поддержку творческого потенциала, инновационных ресурсов, нравственной культуры обучающихся.
Учебные курсы «Педагогика», «Основы педагогики» представляют возможность воздействовать на ценностные ориентации студентов. Ценностные ориентации выполняют следующие основные функции: определяют категориальный аппарат сознания педагога как профессионала и как человека; задают критерии для оценок социальных, политических, нравственных, социально-психологических явлений и процессов [1,с. 17].
По мнению ряда исследователей (М. Рокич, У. Билски, Ш. Шварц), ценности личности характеризуются общими признаками:
истоки ценностей – в культуре, обществе и личности;
влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах;
общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;
все люди обладают одними и теми же ценностями, но в разной степени;
ценности собраны в системы и упорядочены по степени важности;
ценности – это понятия и убеждения;
ценности имеют отношение к желательным конечным состояниям или поведению;
ценности имеют ситуативный характер;
ценности управляют выбором или оценкой поведения, событий.
Современное образовательное пространство формируется в процессе замещения естественно-предметно-вещной среды, средой знаково-информационной, в которой человеку представлена ситуация выбора в хаосе раскрываюшихся истин и сущностей. Возможности использования знаний, как во благо, так и во вред человеку, рождают неоднозначное отношение к этим процессам, но самое главное – актуализируют значимость развития субъекта не как спонтанно протекающего процесса, а специально организованного образования.
Учёные, работающие в гуманистической образовательной парадигме (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, К.В. Гавриловец, В.Т. Кабуш, И.И. Казимирская и др.), установили, что формирование ценностных ориентаций – эффективный механизм саморазвития личности в образовании. Если студенты осознают их смыслы, то поймут, что формирование ориентации – это создание своего личностного образа в жизни и профессии, деловых и личных отношений с людьми, обогащение личностного пространства, иначе говоря – создание концепции собственной жизни.
Студента необходимо научить работать с процессами развития – человека, социума, образования, собственной личности и деятельности. Тогда он будет способен:
· создавать образовательную среду, в которой его будущий ученик сможет свободно проявить себя как субъект духовной жизни, нравственных отношений;
· разрабатывать и применять современные технологии, основанные на информационно-коммуникационном, диалогическом, проектном подходах;
· создавать условия и осуществлять психолого-педагогическую поддержку личностного развития обучающегося, процессов его социализации, способностей, нравственных качеств.
Ценностные ориентации определяют соответствующий студенту ценностный континуум, а интериоризированное отношение его к миру, к окружающим раскрывают его личные склонности, способствуют самореализации, становлению как личности, как субъекта созидательной деятельности. Аксиологическое отношение педагога к студенту опосредованно персонифицируется обучающимся. Это объясняется тем, что преподаватель содействует пониманию студентом важности и ценности приобретённых знаний для профессии, личностного роста и жизнедеятельности. Педагог соучаствует в осознании студентом своей «Я – концепции», помогает предвидеть, спрогнозировать последствия взаимодействий с окружающими, определить свою жизненную философию, сформировать интегральные качества личности: активность, самостоятельность, креативость, рефлексивность, способность к самоконтролю и самореализации и др. При этом важна личность самого преподавателя, его профессиональная и личностная позиция. Профессионализм педагога проявляется в устойчивом владении культурными формами воспитания, в понимании возможностей и ограничений каждой формы, способности реализовывать содержание в этих формах, переходить от одной формы к другой в рамках педагогических технологий.
В своей деятельности мы стремимся исходить из парадигмы позитивного общения:
1. Проявляем уважение к студентам, подчёркиваем их значимость посредством вовлечения в диалог, выслушивания мнения по различным вопросам.
2. Подчёркиваем общность преподавателя и студента в образовательном пространстве университета, в будущем профессиональном сообществе молодых специалистов.
3. Проявляем интерес к проблемам студентов. С этой целью мы даём им возможность выговориться, вербализовать свои взгляды без ограничений, предлагаем вначале донести мысли до коллег и преподавателя, а затем отрефлексировать свои высказывания, после дискуссии находим консенсус в рассуждениях, оптимальное решение по обсуждаемой проблеме.
Такой алгоритм нашего позитивного общения влияет на формирование определённых ценностей студентов, учит общению на основе диалога, развивает их профессиональные компетенции.
Формированию ценностных ориентаций будущих специалистов содействует полилогическое и диалогическое взаимодействие. Мы считаем необходимым вовлекать студентов в общественно-полезную деятельность: волонтёрское движение, участие в идеологических акциях, трудовых десантах и т.д. В ходе общественной деятельности у студентов формируется система необходимых профессиональных знаний и умений, компетенций, проявляются личностные ресурсы (как для профессии, карьерного роста, так и индивидуальные, для личностного роста и саморазвития). Иначе говоря, развитие студента, его саморазвитие в образовательной среде должно осуществляться как организованная, осмысленная, творческая деятельность в ходе профессиональной подготовки.
Кроме этого важна мобилизация творческого потенциала студентов, гармонизация индивидуальных, групповых целей и интересов, конкретная позитивная деятельность, в ходе которой будет виден факт присвоения студентом тех ценностей, которые важны как обучающемуся, так и обществу в целом.
Общество же, в свою очередь, заинтересовано в гражданах, успешно самореализующихся, обладающих высоким уровнем социальной компетентности, предприимчивостью, мобильностью, креативностью, умеющих работать в нестандартных ситуациях, брать ответственность на себя, быть субъектом социальных перемен.
|