Несомненно, повышение качества высшего образования определяется использованием новых методов обучения. На кафедре лингвистических дисциплин и методик их преподавания Гродненского государственного университета имени Я. Купалы намечены следующие стратегические цели: углубление профессиональной подготовки студентов на основе дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, создания собственных и освоения инновационных педагогических технологий в деятельности преподавателей, обновления современных методических подходов к процессу обучения.
Особое внимание при этом уделяется внедрению новых информационных технологий, обучению студентов навыкам самостоятельного поиска и усвоения учебной информации. Внедрение новых методов обучения в высшее образование предполагает комплексное реформирование всех элементов учебного процесса: самостоятельной подготовки, лекций, семинарских и практических занятий, при этом формы представления каждого элемента учебного процесса будут существенно различаться.
1. CD ROM. Электронная форма представления образовательной информации является удобной альтернативой традиционным бумажным учебным материалам: учебникам, пособиям, журналам и т.д.
Главные преимущества электронной формы представления учебной информации для самостоятельной работы студентов – компактность, большие выразительные способности в представлении учебного материала (видео, звук, динамические изображения — анимации), интерактивность, низкая стоимость. Все это способствует созданию и активному использованию образовательных мультимедиа CD ROM и учебных ресурсов в Internet.
Для преподавателя при этом, безусловно, удобна возможность быстрого внесения исправлений и добавлений в учебный материал, а также появление новых способов доставки информации студентам – через специальные архивы на серверах, с помощью электронной почты и образовательных WEB-страниц и в виде библиотек CD ROM.
При этом в первую очередь представления в электронной форме заслуживают учебные курсы, содержащие большое количество визуальной информации и иллюстративных материалов. Важным преимуществом интерактивных учебных курсов на CD ROM является возможность организации самотестирования студентами знаний, полученных в ходе самостоятельного изучения.
2. Электронная библиотека. Распространение сетевых технологий обеспечивает практическое внедрение систем повсеместного обучения с ориентировкой на индивидуальные возможности и потребности студентов. Виртуальная библиотека существенно расширяет возможности студентов работы с учебным материалом: во-первых, можно ознакомиться с первоисточниками по изучаемой теме, во-вторых, написать реферат, аннотацию, составить конспект, в-третьих, проанализировать различные точки зрения ученых на одну научную проблему. Кроме того, преподаватель может разработать задания для индивидуальной работы студентов с учебно-методическим материалом.
На сайте кафедры создан фонд электронной библиотеки: представлены 55 позиций учебной, научной, научно-методической литературы по читаемым дисциплинам. Размещенные на нем учебно-методические материалы позволяют преподавателям проводить обучение, чередуя занятия в аудиториях с дистанционным обучением.
3. Мультимедиа лекции. Лектор, располагая ограниченным объемом времени, излагает основные понятия курса и дает направляющие указания и разъяснения студентам по содержанию самостоятельно изученного материала. В этих условиях для повышения качества и эффективности образования возрастает значение визуализации учебной информации. Использование мультимедийных проекторов, подключенных к компьютеру, видеомагнитофону и видеокамере, позволяет перейти от традиционной технологии к новой интегрированной образовательной среде, включающей все возможности электронного представления информации.
Преподаватель в мультимедиа лекционной аудитории получает вместо доски и мела мощный инструментарий для представления информации в разнородной форме (текст, графика, анимация, звук, цифровое видео, учебное телевидение). В качестве источника иллюстративного материала в этом случае наиболее удобно использовать CD ROM или HTML документы. Существенным является и то, что отсутствует необходимость ведения студентами конспектов, так как вся учебная информация предоставляется им в электронной форме.
Мультимедиа лекции можно использовать для преподавания практически всех курсов. Качество и степень освоения учебного материала, как показывает практика, существенно возрастают.
4. СДО «Moodle». Студенты могут стать субъектами образовательного процесса только в том случае, когда сами активно включатся в системные отношения «преподаватель – курс – студент». С этой целью на кафедре внедряется контролируемая самостоятельная работа студентов на платформе «Moodle». Преподавателями подготовлены учебно-методические комплексы (УМК) для размещения на СДО «Moodle» для методического обеспечения самостоятельной работы студентов дневной и заочной форм обучения. Так, например, для 1 курса стационара специальности «Начальное образование. Социальная педагогика» и для 1 курса специальности «Начальное образование» заочной формы обучения по русскому языку по темам «Орфография», «Орфоэпия» подготовлены и размещены: список литературы, тексты лекций, вопросы и задания к практическим занятиям, перечень орфограмм, тезаурус, образцы анализа языковых единиц, тесты.
5. E-mail. Электронную почту можно использовать как метод общения. У каждого преподавателя есть свой электронный адрес, который известен группе студентов, и они могут обратиться с вопросами по изучаемой теме, получить консультацию по написанию курсовых и дипломных работ, выяснить достоверность представляемой информации, ее верификацию.
Также e-mail может использоваться как источник информации. Оформив подписку на бесплатные электронные журналы, преподаватели на свою электронную почту, без лишней траты времени и долгих поисков, получают необходимые научные, методические материалы и используют их в учебном процессе и в научно-исследовательской деятельности.
6. Блог преподавателя. Данная форма информационных технологий весьма перспективна и позволяет: накапливать определенным образом структурированную информацию об учебном курсе в форме, удобной для студента; предлагать обучаемым самостоятельно выполнить контроль знаний в различной форме; дать возможность преподавателям консультировать студентов в ходе изучения информационных материалов.
Кроме того, преподаватели могут рекомендовать веб-сайты студентам для самостоятельной работы: выполняя интерактивно упражнения или тестирование, студенты немедленно получают результаты с возможностью осуществить саморефлексию. Это дает студентам возможность учиться в удобном для них темпе; использование ICQ и чатов дает возможность непосредственного общения студентов с педагогом; если у студентов возникают вопросы в процессе обучения, они могут спросить своих друзей, преподавателей или даже экспертов через Интернет в режиме реального времени.
Однако, как показывает опыт, наибольшие трудности при внедрении новых информационных технологий в образовательный процесс возникают при обучении преподавателей эффективному владению этими инструментами.
Таким образом, использование информационных технологий в образовательном процессе занятиях требует специальной подготовки и преподавателя, и студента. Выбор форм новых методов обучения должен быть ориентирован, в первую очередь, на те из них, которые повышают эффективность и качество обучения; обеспечивают мотивы к самостоятельной познавательной деятельности студентов.
В то же время при использовании информационных технологий в учебном процессе возможны следующие проблемы:
· не у всех студентов есть дома компьютеры. Таким образом, преподаватели могут столкнуться с трудностями при разработке курсов средствами информационных технологий;
· некоторые учебные CD диски довольно дорого стоят;
· нехватка аудиторий, оборудованных мультимедиа средствами. В данном случае есть мобильное решение – это ноутбук и LCD-проектор; данный комплект позволяет использовать информационные технологии в любом кабинете учебного заведения, но возникает проблема в том, что не все педагоги обучены работать с этим оборудованием.
Использование информационных технологий в процессе преподавания лингвистических дисциплин позволяет осуществлять подготовку специалистов, не только способных разрабатывать и использовать методы и средства труда в определенных областях педагогической деятельности, но и умеющих действовать и применять полученные знания в новых условиях конкурентной рыночной экономики.
|