Социализация студентов медицинского вуза


В условиях перехода на Федеральные государственные образова­тельные стандарты третьего поколения формированию общекультурных компетенций у студенческой молодежи уделяется большое внимание. Социальный заказ государства и общества предполагает формирование личности, способной быстро адаптироваться в поликультурном про­странстве в рамках бытовой и профессиональной деятельности. Поэтому процесс формирования будущего врача включает, в первую очередь в связи со спецификой будущей профессиональной деятельности в сфере «человек-человек», развитие комплекса общекультурных компетенций.  

Под социализацией понимают процесс накопления личностью опыта и социальных установок, соответствующих определенным соци­альным ролям. По сути, это формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных цен­ностей и способов социально положительного поведения. Социализация включает в себя образование, воспитание, а также всю совокупность стихийных воздействий. Целью социализации является формирование социально активной личности, чьи действия регулируются социальными нормами и общественными интересами.  

Субкультура студенчества предполагает быстрое взросление, ответ­ственность и свободу принятия решения во многих аспектах: в органи­зации самостоятельной работы в учебном процессе, выборе элективного курса, дополнительных образовательных программ, организации сво­бодного времени, участии в научной работе, вторичной занятости, за­боты о своем здоровье, личной жизни. Студенческая молодежь – особая социально-демографическая группа. Ей присущи те же признаки и осо­бенности, что и молодежи вообще. В первую очередь, так называемый неполный социальный статус, неустойчивость социального положения студенческой молодежи как становящегося субъекта общественного воспроизводства, а также специфическая коммуникативная культура. В отличие от других групп молодежи, студенты заняты особой формой профессиональной деятельности – они целеустремленно получают про­фессиональные знания, проходят первичный этап профессиональной социализации, приобретают навыки управленческой деятельности, ос­ваивают социально-политические, этические, общекультурные компе­тенции в условиях относительно жесткого нормативного регулирования в рамках образовательного процесса.  

Возможности деятельности кафедр социально-гуманитарной на­правленности позволяют в современных условиях подготовки специали­стов, будущих врачей, акцентировать особое внимание на трех основ­ных направлениях воспитания студенчества: поликультурное воспита­ние, гражданско-политическое воспитание и развитие студенческого самоуправления. В первую очередь, в рамках реализации изучения дис­циплин социально-гуманитарного цикла, особое внимание на современ­ном этапе развития общества следует уделять формированию коммуни­кативных умений, в том числе связанных с взаимодействием в поликон­фессиональном и многонациональном пространстве (коллективе). Уме­ние бесконфликтного общения и взаимодействия в поликонфессиональ­ной среде может быть отнесено как к числу общих, так и профессио­нальных умений. К особенностям социальных процессов в современной России можно отнести рост религиозности в молодежной среде, связан­ный с либерализацией государственной религиозной политики в 1990-е годы и активизацией миссионерской деятельности различных религиоз­ных конфессий. Одной из негативных характеристик современного об­щества является рост противоречий и конфликтов на религиозной почве.  

В условиях переходного периода кафедра социальных наук Киров­ской государственной медицинской академии осуществляет экспери­ментальную деятельность по реализации данного направлений в усло­виях интеграции ресурсов кафедры, различных структур академии, уч­реждений дополнительного образования молодежи г. Кирова и моло­дежных общественных организаций. Клуб межнационального общения «Согласие» является совместным проектом кафедры с Центром детского творчества г. Кирова, так как в медицинской академии обучаются сту­денты различных национальностей и конфессий из ряда зарубежных государств. Девиз клуба был разработан самими студентами: «Через согласие и знание мы строим мир и понимание».  

Клубная деятельность на основе принципа добровольного участия позволяет на основе авторских программ уделять внимание наиболее сложным вопросам воспитания молодежи, к которым относится и фор­мирование культуры межнациональных и межконфессиональных отно­шений. Хотя методика формирования данных ставших универсальными ценностей реализуется по классическому типу: создание положительно-эмоциональной мотивирующей среды, формирование знаний о сути и своей, и иных национально-религиозных культур, особенностей взаимо­связей медицины и религии [1].  

Деятельностный подход позволяет активизировать научно-исследо­вательскую и общественно-просветительскую проектную работу по профилактике национально-религиозного экстремизма в молодежной среде. В 2009-10 гг. при участии кафедры социальных наук был реали­зован ряд городских проектов «Молодежь против экстремизма». Сту­денчество г. Кирова предлагает самые неординарные пути решения про­блемы экстремизма в молодежной среде, что в определенной мере сви­детельствует об активной гражданской позиции. В качестве примера приведем некоторые названия студенческих работ: «Молодежный ту­ризм как форма поддержания межконфессионального мира», «Правовые основы противодействия экстремизму», «Клуб межнационального об­щения «Согласие»: деятельность по профилактике экстремистских про­явлений в молодежной среде» и др. [2].  

Социологические исследования по проблеме толерантности, прове­денные на втором курсе лечебного факультета, продемонстрировали разнообразие мнений студентов.  

Респондентам было предложено дать определение категории «толе­рантность», определить свое отношение к данному явлению, показать, какое место занимает толерантность в системе современных ценностей. Палитра мнений, суждений, оценок оказалась весьма широкой. Напри­мер, некоторые респонденты отмечали, что «Толерантность» – это уме­ние прощать другим», «избегать конфликтов», «быть снисходительным к другим людям». Студенты вспомнили даже знаменитого Конфуция: «Не делай другому того, чего бы не пожелал самому себе», «уважай мнение другого человека», «уважай разные религиозные взгляды людей, не навязывай свои», «будь великодушен к окружающим», «сопереживай проблемам других людей». На вопрос «Кто (что), на Ваш взгляд, в большей степени влияет на формирование толерантной личности?» большинство респондентов (87 %) указали на воспитание в семье, на образование (история, литература, обществознание, философия, рели­гиоведение) (11 %), 1,5 % опрошенных отметили роль СМИ в формиро­вании толерантности, 0,5 % опрошенных назвали свой вариант ответа: посещение храма, где осуждаются не только негативные отношения с окружающими, но и общественные пороки, пьянство, наркомания, кото­рые чаще ведут к делинквентому поведению. Некоторые студенты счи­тают, что все зависит от самого человека, его характера.  

В энциклопедии «толерантность» толкуется как: способность орга­низма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды; терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. На наш взгляд, толерантная личность должна уметь соотносить себя с предста­вителями социума, в том числе и носителями профессиональных ка­честв, уметь анализировать свои чувства, поступки, продвижение в зна­ниях, динамику развития личностных качеств, в том числе и профессио­нально значимых, проявлять волю к достижению цели, к коррекции раз­вивающихся качеств, уметь самовозбуждать мотивы учения и профес­сиональной деятельности. Образ толерантной личности должен сочетать такие важнейшие характеристики, как сопереживание проблемам других людей, умение подмечать различные свойства людей, понять их внут­ренний мир, владеть собой, уметь управлять своими эмоциями и по­ступками, уметь выстраивать правильную систему отношений с окру­жающими.  

Особое внимание должно уделяться формированию политической культуры у студентов медицинских вузов с ориентацией на умение уча­ствовать в формировании политики в сфере здравоохранения. Студенты академии участвуют в межведомственных проектах, инициируемых, в том числе, и кафедрой социальных наук, по формированию правовой и политической культуры молодых избирателей. В 2009-10 гг. прошло две межрегиональных научно-практических конференции «Молодежь и вы­боры», в которых студенты-медики актуализировали проблему полити­ческой социализации студентов медицинских вузов [3]. В рамках работы Клуба молодого избирателя студенты проводят социологические опросы по изучению мнения молодежи на различные политические проблемы, актуализируют проблему значимости участия молодежи в выборах.  

Таким образом, современные кафедры социально-гуманитарной на­правленности способствуют не только реализации важнейших направ­лений воспитания и социализации молодежи, но развитию самоуправле­ния в рамках тематических молодежных объединений, деятельность которых координируется преподавателями, осуществляющими препода­вание социально-гуманитарных дисциплин. 

Категория: Медицина | Добавил: lipnishki (12.07.2018)
Просмотров: 179 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar