В условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения формированию общекультурных компетенций у студенческой молодежи уделяется большое внимание. Социальный заказ государства и общества предполагает формирование личности, способной быстро адаптироваться в поликультурном пространстве в рамках бытовой и профессиональной деятельности. Поэтому процесс формирования будущего врача включает, в первую очередь в связи со спецификой будущей профессиональной деятельности в сфере «человек-человек», развитие комплекса общекультурных компетенций.
Под социализацией понимают процесс накопления личностью опыта и социальных установок, соответствующих определенным социальным ролям. По сути, это формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально положительного поведения. Социализация включает в себя образование, воспитание, а также всю совокупность стихийных воздействий. Целью социализации является формирование социально активной личности, чьи действия регулируются социальными нормами и общественными интересами.
Субкультура студенчества предполагает быстрое взросление, ответственность и свободу принятия решения во многих аспектах: в организации самостоятельной работы в учебном процессе, выборе элективного курса, дополнительных образовательных программ, организации свободного времени, участии в научной работе, вторичной занятости, заботы о своем здоровье, личной жизни. Студенческая молодежь – особая социально-демографическая группа. Ей присущи те же признаки и особенности, что и молодежи вообще. В первую очередь, так называемый неполный социальный статус, неустойчивость социального положения студенческой молодежи как становящегося субъекта общественного воспроизводства, а также специфическая коммуникативная культура. В отличие от других групп молодежи, студенты заняты особой формой профессиональной деятельности – они целеустремленно получают профессиональные знания, проходят первичный этап профессиональной социализации, приобретают навыки управленческой деятельности, осваивают социально-политические, этические, общекультурные компетенции в условиях относительно жесткого нормативного регулирования в рамках образовательного процесса.
Возможности деятельности кафедр социально-гуманитарной направленности позволяют в современных условиях подготовки специалистов, будущих врачей, акцентировать особое внимание на трех основных направлениях воспитания студенчества: поликультурное воспитание, гражданско-политическое воспитание и развитие студенческого самоуправления. В первую очередь, в рамках реализации изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла, особое внимание на современном этапе развития общества следует уделять формированию коммуникативных умений, в том числе связанных с взаимодействием в поликонфессиональном и многонациональном пространстве (коллективе). Умение бесконфликтного общения и взаимодействия в поликонфессиональной среде может быть отнесено как к числу общих, так и профессиональных умений. К особенностям социальных процессов в современной России можно отнести рост религиозности в молодежной среде, связанный с либерализацией государственной религиозной политики в 1990-е годы и активизацией миссионерской деятельности различных религиозных конфессий. Одной из негативных характеристик современного общества является рост противоречий и конфликтов на религиозной почве.
В условиях переходного периода кафедра социальных наук Кировской государственной медицинской академии осуществляет экспериментальную деятельность по реализации данного направлений в условиях интеграции ресурсов кафедры, различных структур академии, учреждений дополнительного образования молодежи г. Кирова и молодежных общественных организаций. Клуб межнационального общения «Согласие» является совместным проектом кафедры с Центром детского творчества г. Кирова, так как в медицинской академии обучаются студенты различных национальностей и конфессий из ряда зарубежных государств. Девиз клуба был разработан самими студентами: «Через согласие и знание мы строим мир и понимание».
Клубная деятельность на основе принципа добровольного участия позволяет на основе авторских программ уделять внимание наиболее сложным вопросам воспитания молодежи, к которым относится и формирование культуры межнациональных и межконфессиональных отношений. Хотя методика формирования данных ставших универсальными ценностей реализуется по классическому типу: создание положительно-эмоциональной мотивирующей среды, формирование знаний о сути и своей, и иных национально-религиозных культур, особенностей взаимосвязей медицины и религии [1].
Деятельностный подход позволяет активизировать научно-исследовательскую и общественно-просветительскую проектную работу по профилактике национально-религиозного экстремизма в молодежной среде. В 2009-10 гг. при участии кафедры социальных наук был реализован ряд городских проектов «Молодежь против экстремизма». Студенчество г. Кирова предлагает самые неординарные пути решения проблемы экстремизма в молодежной среде, что в определенной мере свидетельствует об активной гражданской позиции. В качестве примера приведем некоторые названия студенческих работ: «Молодежный туризм как форма поддержания межконфессионального мира», «Правовые основы противодействия экстремизму», «Клуб межнационального общения «Согласие»: деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде» и др. [2].
Социологические исследования по проблеме толерантности, проведенные на втором курсе лечебного факультета, продемонстрировали разнообразие мнений студентов.
Респондентам было предложено дать определение категории «толерантность», определить свое отношение к данному явлению, показать, какое место занимает толерантность в системе современных ценностей. Палитра мнений, суждений, оценок оказалась весьма широкой. Например, некоторые респонденты отмечали, что «Толерантность» – это умение прощать другим», «избегать конфликтов», «быть снисходительным к другим людям». Студенты вспомнили даже знаменитого Конфуция: «Не делай другому того, чего бы не пожелал самому себе», «уважай мнение другого человека», «уважай разные религиозные взгляды людей, не навязывай свои», «будь великодушен к окружающим», «сопереживай проблемам других людей». На вопрос «Кто (что), на Ваш взгляд, в большей степени влияет на формирование толерантной личности?» большинство респондентов (87 %) указали на воспитание в семье, на образование (история, литература, обществознание, философия, религиоведение) (11 %), 1,5 % опрошенных отметили роль СМИ в формировании толерантности, 0,5 % опрошенных назвали свой вариант ответа: посещение храма, где осуждаются не только негативные отношения с окружающими, но и общественные пороки, пьянство, наркомания, которые чаще ведут к делинквентому поведению. Некоторые студенты считают, что все зависит от самого человека, его характера.
В энциклопедии «толерантность» толкуется как: способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды; терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. На наш взгляд, толерантная личность должна уметь соотносить себя с представителями социума, в том числе и носителями профессиональных качеств, уметь анализировать свои чувства, поступки, продвижение в знаниях, динамику развития личностных качеств, в том числе и профессионально значимых, проявлять волю к достижению цели, к коррекции развивающихся качеств, уметь самовозбуждать мотивы учения и профессиональной деятельности. Образ толерантной личности должен сочетать такие важнейшие характеристики, как сопереживание проблемам других людей, умение подмечать различные свойства людей, понять их внутренний мир, владеть собой, уметь управлять своими эмоциями и поступками, уметь выстраивать правильную систему отношений с окружающими.
Особое внимание должно уделяться формированию политической культуры у студентов медицинских вузов с ориентацией на умение участвовать в формировании политики в сфере здравоохранения. Студенты академии участвуют в межведомственных проектах, инициируемых, в том числе, и кафедрой социальных наук, по формированию правовой и политической культуры молодых избирателей. В 2009-10 гг. прошло две межрегиональных научно-практических конференции «Молодежь и выборы», в которых студенты-медики актуализировали проблему политической социализации студентов медицинских вузов [3]. В рамках работы Клуба молодого избирателя студенты проводят социологические опросы по изучению мнения молодежи на различные политические проблемы, актуализируют проблему значимости участия молодежи в выборах.
Таким образом, современные кафедры социально-гуманитарной направленности способствуют не только реализации важнейших направлений воспитания и социализации молодежи, но развитию самоуправления в рамках тематических молодежных объединений, деятельность которых координируется преподавателями, осуществляющими преподавание социально-гуманитарных дисциплин.
|