Отношение студентов специальных медицинских групп к занятиям физическими упражнениями
Проблема дефицита двигательной активности студенческой молодежи с каждым годом все больше акцентирует на себе внимание и требует немедленного вмешательства. Как показывает практика многих специалистов в области физического воспитания, особо остро эта проблема касается студентов, относящихся по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ). Это особый контингент, требующий к себе нестандартных подходов.
Развитие технологий, автоматизация производственных процессов, научно-технический прогресс социальной и бытовой сферы сократили объем мышечных усилий в энергетическом балансе человека с 94 % в начале XX века до 1 % к его окончанию [4]. В конечном итоге результатам этого дисбаланса явился дефицит двигательной активности различных категорий населения.
Ученые установили, что недостаток объема движений вызывает в деятельности организма человека ряд негативных изменений (снижение работоспособности, заболевание различных органов и систем, ухудшение деятельности ЦНС и др.) [5].
Многие специалисты утверждают, что проблема дефицита двигательной активности у студентов начинается в школьные годы. Следовательно, к окончанию школы тенденция к увеличению числа школьников с ослабленным здоровьем возрастает в разы, что является существенным недостатком в организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре [1,6,7].
Ученые отмечают, что ныне действующие учебные программы по физическому воспитанию в учебных заведениях не могут ликвидировать дефицита двигательной активности учащихся [2,3]. Поэтому при поступлении в вузы у школьников с ослабленным здоровьем процесс адаптации из-за дефицита движений протекает медленно [5].
Зачастую, разработка программ по физической культуре для студентов, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, осуществляется кафедрами физического воспитания и спорта вузов. Занятия, проводимые в СМГ, не пользуются популярностью среди студентов, обладают малой эффективностью в решении оздоровительных задач. Ощущается недостаток в разработке практических рекомендаций по проведению учебного процесса в СМГ со студентами, имеющими различные виды заболеваний. Отсутствует необходимый спортивный инвентарь (специальный), диагностическая аппаратура для осуществления мониторинга за текущим и итоговым состоянием занимающихся.
Есть мнение, что эффективность процесса физического воспитания в учебном заведении зависит, как показывают многочисленные исследования, от ряда факторов, в числе наиболее значимых, по мнению специалистов и собственно нашему, является отношение студентов к занятиям физическими упражнениями [1,6].
Также следует отметить, что важной составляющей успешности процесса физического воспитания является отношение студентов к двигательной деятельности.
Цель нашего исследования заключалась в изучении отношения студентов СМГ к занятиям физическими упражнениями, проводимыми в Гродненском государственном университете им. Я. Купалы. Для этого был разработан опросный лист и проведен анонимный письменный опрос 58 студентов, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ. Все респонденты были женского пола с различными формами заболеваний. Средний возраст исследуемых респондентов 18,3 года.
На первый вопрос: занимаетесь ли Вы самостоятельно физическими упражнениями, направленными на профилактику заболеваний, «да» ответило 14 респондентов (24,14 %), ответ «нет» дали 32 студентки (55,17 %), иногда занимаются физическими упражнениями – 12 человек, что составило 20,69 %.
На вопрос: возникают ли у Вас сложности при самостоятельном выполнении упражнений, оказалось, что сложности возникают у 13 опрошенных респондентов (22,41 %), никаких сложностей при самостоятельном выполнении упражнений не испытывают 34 девушки (58,62 %), ответ «скорее да, чем нет» дали 4 студентки (6,90 %), «скорее нет, чем да» ответил 1 человек (1,73 %), «иногда» ответило 6 респондентов, что составило 10,34 %.
Третий вопрос вытекал из предыдущего и касался трудностей, которые возникают при самостоятельном выполнении упражнений. Ответы на этот вопрос были разные и поэтому мы перечислим самые популярные: трудности в подборе упражнений, отсутствие времени и возможностей, недостаточное количество литературных источников, также следует отметить, что многие респонденты ответили, что у них отсутствует терпение при выполнении упражнений.
На следующий вопрос: использует ли преподаватель на занятиях физической культурой упражнения из йоги и стретчинга. Ответ «да» дали 17 респондентов, это 29,31 %, «нет» ответили 23 студентки (39,66 %), а остальные 18 девушек (31,03 %) «не знают», используют или нет упражнения из йоги и стретчинга.
На вопрос: как Вы переносите физическую нагрузку на занятиях в СМГ, «с удовольствием» физическую нагрузку переносят 34 девушки, что составляет 58,62 %, «без удовольствия» 11 человек (18,97 %). «Никак» не переносят нагрузку 13 респондентов (22,41 %).
При ответе на вопрос о возможных изменениях в проведении занятий, большинство девушек (63,79 %) ответили, что их все устраивает, 12,07 % изъявили желание увеличить количество занятий в неделю, 5,17 % хотели бы добавить в содержание занятий по физической культуре процедуру массажа. 18,97 % предложили проводить занятия в бассейне.
Таким образом, вышеизложенное указывает на существующие ныне проблемы в организации учебно-воспитательного процесса со студентами СМГ, на необходимость поиска наиболее альтернативных подходов к подбору применяемых средств и методов. На наш взгляд, такими современными, но мало научно обоснованными, средствами физического воспитания, выступают элементы йоги и стретчинга, являющиеся предметом нашего научного исследования, проводимого на студентах СМГ Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. По нашему мнению, внедрение в образовательную программу по физической культуре студентов СМГ нетрадиционных форм обучения будет способствовать положительной динамике состояния их здоровья.
|